Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 24 ноября 2014 г. N 38
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии - <_> временно исполняющая обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
Члены комиссии:
<_> ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
<_> ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
11 ноября 2014 года, рассмотрев дело N 38 от 20.10.2014 г., по факту распространения рекламы родниковой воды на рекламном буклете с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Алтын Суу" (ОГРН: 1130411000389, ИНН: 0411162897, юридический адрес: Респ. Алтай, с. Майма, ул. Зональная, 13), в лице генерального директора <_> и исполнительного директора <_> установила:
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13) с целью привлечения интереса к продукции был размещен рекламный буклет. На титульной странице данного буклета размещена рекламная информация следующего содержания: "Природная родниковая вода высшей категории АЛТЫН СУУ Самая полезная и вкусная вода в Горном Алтае".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 20.10.2014 г. возбуждено дело N 38 в отношении ООО "Алтын Суу" по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и назначено к рассмотрению на 11.11.2014 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее:
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, распространяемая вышеуказанным способом информация: "Природная родниковая вода высшей категории АЛТЫН СУУ Самая полезная и вкусная вода в Горном Алтае" является рекламой, так как она публична, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания и формирование интереса к объекту рекламирования - родниковой воде, что способствует продвижению данного товара на рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
На развороте рекламного буклета описывается уникальность продукта - родниковой воды "Алтын Суу". Согласно толковому словарю Ожегова С.И. "уникальный" - единственный в своем роде, неповторимый. То есть описание уникальности нельзя трактовать как подтверждение использования в рекламе совершенной степени сравнения.
10.11.2014 г. ООО "Алтын Суу" представило информацию и документы, согласно которым родниковая вода "Алтын Суу" соответствует воде высшей категории. Однако, данные документы не подтверждают того, что рассматриваемая родниковая вода является "самой полезной и вкусной".
Следовательно, в информационном содержании рассматриваемой рекламы, а именно, в строках: "Самая полезная и вкусная вода в Горном Алтае" используется совершенная степень сравнения без объективного ее подтверждения, что свидетельствует о несоответствии рекламы требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Правил продажи товаров дистанционным способом утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Так как в здании Управления был распространен буклет с описанием родниковой воды "Алтын Суу", на основании ознакомления с которым можно было заключить договор розничной купли-продажи, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что в данном случае способ продажи родниковой воды - дистанционный.
На оборотной стороне буклета указаны сведения о продавце: "Республика Алтай Майминский Район с. Майма ул. Зональная 13. (на взвозе) 8-913-693-0002 e-mail: oooaltynsuu@mail.ru". Следовательно, в содержании данной рекламы нет наименования продавца и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, что указывает о несоответствии рекламы ст. 8 Закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 8 Закона "О рекламе" возложена на рекламодателя.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ввиду того, что по адресу Респ. Алтай, с. Майма, ул. Зональная, 13 (указанному на буклете) зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "Алтын Суу", УФАС по РА приходит к выводу, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Алтын Суу" ОГРН: 1130411000389, ИНН: 0411162897, юридический адрес: Республика Алтай, с. Майма, ул. Зональная, 13.
На заседании комиссии генеральный директор ООО "Алтын Суу" <_> согласился с выявленными нарушениями рекламного законодательства, пояснил, что рассматриваемая форма буклет была пробной, изготовлена в целях участия продукции на выставках. Однако, документальные доказательства данного факта представлены не были.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Природная родниковая вода высшей категории АЛТЫН СУУ Самая полезная и вкусная вода в Горном Алтае", так как в ее содержании используются совершенные степени сравнения без объективного ее подтверждения и отсутствует наименование продавца с указанием государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, т.е. реклама не соответствует пункту 1 части 3 статьи 5, статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
2. Выдать ООО "Алтын Суу" предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, а именно привести содержание рассматриваемой рекламы в соответствие нормам рекламного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 38 от 20.10.2014 г.
24 ноября 2014 г. г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - временно исполняющая обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
Члены комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай,
на основании своего решения от 24.11.2014 г. по делу N 38 от 20.10.2014 г. о признании ООО "Алтын Суу" нарушившим пункт 1 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", по факту распространения ненадлежащей рекламы родниковой воды: "Природная родниковая вода высшей категории АЛТЫН СУУ Самая полезная и вкусная вода в Горном Алтае" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органам дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Алтын Суу" (ОГРН: 1130411000389, ИНН: 0411162897, юридический адрес: Респ. Алтай, с. Майма, ул. Зональная, 13) со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно, привести содержание рассматриваемой рекламы в соответствие нормам рекламного законодательства;
2. ООО "Алтын Суу" представить в срок до 26.12.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай доказательства об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 24 ноября 2014 г. N 38
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016