Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка определения победителя аукциона (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу <_> (далее - Заявитель) на неправомерные действия Управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Управление), выразившиеся в отказе от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 35 (извещение N 281114/0054540/01, лот N 1; далее - торги, Конкурс) при условии, что собственниками помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления при проведении Конкурса. В своей жалобе (вх. N 337 от 14.01.2015) Заявитель указывает, что 28.11.2014 Управлением опубликовано извещение о проведении торгов. Датой окончания приема заявок на участие в торгах установлено 29.12.2014.
Впоследствии Управлением принято решение об отмене проведения Конкурса. Данное решение Заявитель считает неправомерным ввиду следующего.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс.
В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 162 ЖК РФ в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 ЖК РФ, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом после его ввода в эксплуатацию.
Основанием для снятия многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 35 (далее - многоквартирный дом), явился выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления. Однако собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось, собственники помещений не принимали решения о выборе способа управления многоквартирным домом.
На основании изложенного, Заявитель приходит к выводу о неправомерности принятия Управлением решения об отмене проведения Конкурса, просит принять меры антимонопольного реагирования в случае установления нарушений в действиях организатора торгов.
Управлением представлены следующие возражения и пояснения по доводам жалобы (исх. N 758-ж от 21.01.2015).
Согласно разрешению на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и в связи с отсутствием информации о решении собственников о выборе способа управления многоквартирным домом, Управлением было принято решение о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 40 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Порядок), собственники помещений в многоквартирном доме были уведомлены о проведении Конкурса посредством размещения объявлений.
22.12.2014 в Управление поступило заявление от общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис" (далее - ООО "Жилтехсервис") с просьбой снять с Конкурса многоквартирный дом в связи с выбором собственниками многоквартирного дома способа управления в форме управления управляющей организацией ООО "Жилтехсервис". Данное решение собственников реализовано.
Рассмотрев указанное заявление, Управление приняло решение об отмене проведения Конкурса. Уведомления об отказе от проведения Конкурса претендентам на участие в торгах не направлялись в связи с отсутствием заявок на участие в Конкурсе.
Управление просит признать жалобу Заявителя на действия организатора торгов необоснованной.
Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.11.2014 организатором Конкурса - Управлением на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении Конкурса N 281114/0054540/01. 22.12.2014 Управлением принято решение об отмене проведения Конкурса.
Порядок выбора способа управления многоквартирным домом и общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом установлены статьей 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с указанными нормами Правительством Российской Федерации утвержден Порядок.
На основании пункта 3 Порядка конкурс проводится если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 1.1 статьи 162 ЖК РФ в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 ЖК РФ, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
Согласно пункту 39 Порядка, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
По смыслу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 основанием для отказа от проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом может являться только совокупность двух условий: решение о способе управления многоквартирным домом принято, такое решение реализовано. Если решение о способе управления многоквартирным домом принято, но не реализовано, у органа местного самоуправления отсутствуют основания для отказа от проведения конкурса.
Решение о выборе способа управления многоквартирным домом считается не реализованным в случае не заключения договора с управляющей организацией собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме или не заключении договора управления всеми собственниками помещений многоквартирного дома.
При принятии решения о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом орган местного самоуправления должен убедиться в том, что собственники помещений многоквартирного дома, выставленного на открытый конкурс, не выполнили условия, предписанные частью 2 статьи 161 ЖК РФ и не реализовали выбранный способ управления.
Из материалов дела следует, что 22.12.2014 в Управление поступило заявление ООО "Жилтехсервис" (вх. N 25077-ж) об отмене проведения Конкурса в отношении многоквартирного дома в связи с выбором и реализацией способа управления данным домом.
К заявлению ООО "Жилтехсервис" приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования N 1 от 08.12.2014.
В соответствии с данным протоколом собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, выбран способ управления многоквартирным домом в форме "управляющая организация". В качестве управляющей организации выбрано ООО "Жилтехсервис". Указанные решения приняты 65 голосами, что составляет 83,69 % от общего количества голосов в многоквартирном доме.
В подтверждение реализации способа управления многоквартирным домом ООО "Жилтехсервис" также представлены 65 договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками помещений в многоквартирном доме. Общая площадь принадлежащих собственникам помещений, с которыми заключены договоры управления многоквартирным домом, составляет 2 017,41 кв.м., что составляет более 50 % площади помещений многоквартирного дома.
Согласно представленным ООО "Жилтехсервис" документам, способ управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном многоквартирном доме выбран, данное решение реализовано путем заключения договоров с управляющей организацией на управление многоквартирным домом.
Таким образом, на момент отказа Управления от проведения Конкурса, оно обладало документами, подтверждающими осуществление выбора и реализацию способа управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Управления по отказу от проведения Конкурса нарушений порядка организации и проведения торгов.
Кроме того, Челябинское УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> необоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2015 г. N 03-07/18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016