Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-11/21-2014 (опубликовано 26 января 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 26 января 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>
рассмотрев в заседании 22.01.2015 дело N 05-11/21-2014 от 18.12.2014, возбужденное по заявлению физических лиц-жителей многоквартирных домов NN20,24а, 26а 111 микрорайона г. Улан-Удэ <_> по признакам нарушения ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при участии:
от ответчика ОАО "ТГК-14" - представителя по доверенности <_>
от заявителей <_> - представителя по доверенности <_> установила:
В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения 16.10.2014 поступило заявление физических лиц-жителей многоквартирных домов NN20,24а, 26а 111 микрорайона г. Улан-Удэ <_> в отношении ОАО "ТГК-14", содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из заявления следует, что в нарушение распоряжения главы Администрации г. Улан-Удэ от 28.08.2014 N 1197-р, которым установлена дата начала отопительного сезона 2014-2015 г.г. в г. Улан-Удэ - 20 сентября 2014 года) ОАО "ТГК-14" подало тепло в дома заявителей лишь 02.10.2014.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что 19.09.2014 (вх. N 09-05583) ООО "Управляющая компания "Восточный" обратилось в "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиала ОАО "ТГК-14" с информацией о том, что система отопления домов NN20,22,22а, 24,24а, 26,26а, 26б 111 микрорайона г. Улан-Удэ отключена по причине технологического разреза трубы обратной подачи теплоносителя в камере.
В период начавшегося отопительного сезона жительница 111 микрорайона дома N 20 <_> дважды (вх. от 23.09.2014 N 12-03347, от 24.09.2014 N 12-03369) обратилась с заявлением в "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14" с просьбой о подаче тепловой энергии в дом. Ресурсоснабжающая организация действий по подаче тепловой энергии не осуществила, ответила (исх. от 24.10.2014 N 06-00083), что <_> может произвести оплату за тепловую энергию указанными в письме способами.
Кроме того, из информации, представленной МКУ "Управление по чрезвычайным ситуациям г. Улан-Удэ" (исх. от 28.10.2014 N 666), следует, что 25.09.2014 в 12.10 ч. в Единую дежурно-диспетчерскую службу г. Улан-Удэ сообщила об отсутствии отопления в доме N 20 111 микрорайона жительница этого дома <_> данная информация была передана 25.09.2014 в 15.00 ч. в "Улан-Удэнский энергетический комплекс" филиал ОАО "ТГК-14" <_> 01.10.2014, 02.10.2014 в Единую дежурно-диспетчерскую службу г. Улан-Удэ обращались жители домов N20,26 <_> с информацией об отсутствии отопления, которая была также передана в "Улан-Удэнский энергетический комплекс" филиал ОАО "ТГК-14".
Также установлено, что 02.10.2014 комиссия в составе директора ООО "УК Восточный" <_> представителя Администрации г. Улан-Удэ <_> заявителей, представителей заявителей <_> провела осмотр тепловой камеры ТК 24-10. Выявлено, что доступ в ТК 24-10 не ограничен, камера открыта, на подающем и обратном трубопроводах в блокированную жилую застройку в 111 микрорайоне (дома 20,22,22а, 24,24а, 26,26а) произведены прорезы длиной около 15-20 см в количестве двух единиц на каждом трубопроводе. Задвижки на трубопроводах закрыты. Надрезы предположительно произведены УШМ (болгаркой), имеются характерные следы дисков в местах срезов. Письмом от 19.09.2014 ОАО "ТГК-14" уведомлено о порче (неисправности) трубопроводов. На момент проведения осмотра неисправность не устранена. Во время проведения осмотра подъехавшими работниками "Улан-Удэнский энергетический комплекс" филиала ОАО "ТГК-14" устно заявлено о подключении объектов только после распоряжения, причиной отключения является задолженность жильцов за тепловую энергию.
Актами от 02.10.2014 с участием представителя управляющей компании в квартирах заявителей зафиксированы низкие температуры воздуха (+15°С +17°С) по причине отсутствия теплоносителя.
ОАО "ТГК-14" пояснило, что подача тепловой энергии в 111 микрорайоне г. Улан-Удэ осуществлялась с начала отопительного сезона 2014-2015 г.г. в соответствии с графиком. После начала отопительного сезона от собственников помещений в многоквартирных домах в 111 микрорайоне обращений по фактам отсутствия теплоснабжения до 02.10.2014 в ОАО "ТГК-14" не поступало. После поступления обращения сотрудниками ОАО "ТГК-14" были устранены возникшие технические неполадки на тепловых сетях, подача тепловой энергии возобновлена. Обращение ООО "Управляющая компания "Восточный" от 19.09.2014 об отсутствии отопления не рассматривалось, поскольку согласно распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 28.08.2014 N 1197-р отопительный сезон в г. Улан-Удэ начался 20.09.2014.
Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
"Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14" - обособленное подразделение ОАО "ТГК-14", оказывающее услуги по теплоснабжению (реализация тепловой энергии), распределению тепловой энергии, ведению договорной работы с потребителями и т.д. "Теплоэнергосбыт Бурятии" филиал ОАО "ТГК-14" создано Решением Совета директоров ОАО "ТГК-14" Протокол N 31 от 04.09.2006.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии осуществляет деятельность, в том числе в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. ОАО "ТГК-14" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов, по передаче, производству и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах города Улан-Удэ с долей более 65% приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от 28.09.2006 N 62-ПР.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. ОАО "ТГК-14" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 28.08.2014 N 1197-р в целях организованного начала отопительного сезона 2014 - 2015 гг. в городском округе "Город Улан-Удэ" своевременной и эффективной организации теплоснабжения города, в соответствии с прогнозом среднесуточной температуры наружного воздуха начало отопительного сезона 2014 - 2015 гг. в г. Улан-Удэ установлено с 20 сентября 2014 года.
В соответствии с подпунктом в) пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с приложением N 1 Правил допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. Нормативная температуры воздуха в жилых помещениях составляет не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
В соответствии с подпунктом и) пункта 31 Правил исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Следовательно, ОАО "ТГК-14", занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах города Улан-Удэ, ущемило интересы заявителей, превысив установленную приложением N 1 Правил продолжительность перерыва отопления в домахNN20,24а, 26а 111 микрорайона г. Улан-Удэ.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14", выразившиеся в превышении продолжительности перерыва отопления в домах NN20,24а, 26а 111 микрорайона г. Улан-Удэ, установленной приложением N 1 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-11/21-2014 (опубликовано 26 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016