Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 24 ноября 2014 г. N 6813/03
Резолютивная часть оглашена 12.11.2014
В полном объеме изготовлено 24.11.2014
Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Заярная А.В. - член Комиссии, главный специалист эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 2 от 15.07.2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Единая служба такси" (ИНН: 1831128820; 426032, Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 1, офис 405; далее - ООО "Единая служба такси") части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установила:
28.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступило заявление физического лица Ф. (далее - заявитель) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении SMS-рекламы в сети сотовой связи без согласия абонента на ее получение (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что 24.01.2014 в 23 часа 14 минут на абонентский номер заявителя от абонента +79047221441, номер SMS-центра +79023708580 поступило SMS-сообщение следующего содержания: "Называйте N 3030 - получайте скидку 30%. Таксопарк НН тел. 2151111". Заявитель согласия на получение SMS-сообщений рекламного характера на свой абонентский номер оператору связи или иным лицам не давал.
По мнению заявителя, указанные действия по распространению SMS-рекламы являются нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Анализируя содержание вышеуказанного SMS-сообщения следующего содержания: "Называйте N 3030 - получайте скидку 30%. Таксопарк НН тел. 2151111", можно прийти к выводу, что информация, содержащаяся в SMS-сообщении, обладает всеми признаками рекламы услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является сам товар (услуга такси).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Таким образом, указанная реклама распространялась посредством использования радиотелефонной связи с признаками нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно информации, представленной Открытым акционерным обществом "СМАРТС" (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корп. 2; далее - ОАО "СМАРТС") (вх. N 2234 от 25.03.2014 Новгородского УФАС России), абонентом номера SMS-центра +79023708580, с которого было отправлено рекламное SMS-сообщение, является Общество с ограниченной ответственностью "Роспромторг" (ИНН 1841011563; 426027, г. Ижевск, ул. Володарского, д. 1; далее - ООО "Роспромторг").
Между ОАО "СМАРТС" и ООО "Роспромторг" 24.04.2013 заключен договор N 79-13, согласно пункту 3.2.2 которого заказчик (ООО "Роспромторг") обязан не использовать свой комплекс и комплекс исполнителя (ОАО "СМАРТС") для передачи SMS-СПАМа. Заказчик рассылает SMS-сообщения адресатам, которые дали согласие на получение информационных SMS-сообщений.
В соответствии с пунктом 5.4 вышеназванного договора: "В связи с тем, что исполнитель не является создателем (изготовителем) и распространителем SMS-сообщений, начиная с момента подготовки текста SMS-сообщения, его редактирования и заканчивая отправкой SMS-сообщений абонентам, всю ответственность, предусмотренную действующим законодательством за ненадлежащее или незаконное распространение SMS-сообщений и их содержание, в полном объеме несет заказчик".
В свою очередь, согласно информации, представленной ООО "Роспромторг" (вх. N 6659 от 07.08.2014 Новгородского УФАС России), 06.02.2013 между ООО "Роспромторг" и Обществом с ограниченной ответственностью "Единая служба такси" (ИНН: 1831128820; 426000, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 246, офис 118; далее - ООО "Единая служба такси") заключен договор N IGK/0054c на оказание контент-услуг (далее - Договор N IGK/0054c от 06.02.2013).
В соответствии с пунктом 3.1.1 раздела 3 "Права и обязанности сторон" Договора N IGK/0054c от 06.02.2013 ООО "Роспромторг" (исполнитель) обязалось непрерывно предоставлять ООО "Единая служба такси" (заказчику) услуги по доступу к контент-услуге (услуге по доставке абоненту с согласия последнего в форме, соответствующей законодательству Российской Федерации, на его мобильный терминал сообщений, носящих ожидаемый и необходимый абоненту информационный характер, не относящейся к СПАМу информации, принадлежащей заказчику, в виде текстового сообщения с использованием сети оператора сотовой связи.
Таким образом, заказчик (ООО "Единая служба такси") получает доступ к программному комплекса исполнителя (ООО "Роспромторг"), с помощью которого осуществляется рассылка SMS-сообщений.
Текст SMS-сообщений и перечень абонентов определяются заказчиком (ООО "Единая служба такси") самостоятельно. Исполнитель (ООО "Роспромторг") не имеет возможности корректировать текст SMS-сообщений.
Следовательно, в данном случае рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО "Единая служба такси".
Представители ООО "Единая служба такси" на рассмотрение дела не явились, каких-либо пояснений по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Единая служба такси" не представило.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела N 2 от 15.07.2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рассматриваемая реклама была отправлена Заявителю на его абонентский номер без предварительного согласия абонента или адресата (Заявителя) на получение рекламы.
Учитывая вышеизложенное, в распространенном Заявителю SMS-сообщении следующего содержания: "Называйте N 3030 - получайте скидку 30%. Таксопарк НН тел. 2151111" имеется нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе, выразившееся в распространении рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. её рекламораспространителя - ООО "Единая служба такси".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Называйте N 3030 - получайте скидку 30%. Таксопарк НН тел. 2151111", распространенную 24.01.2014 в 23 часа 14 минут ООО "Единая служба такси" по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента Ф. на получение рекламы, поскольку в ней нарушено требование части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Единая служба такси" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе (прекращение распространения ненадлежащей рекламы).
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены комиссии А.В. Заярная
Д.А. Петров
Решение изготовлено в полном объеме-- 24 ноября 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 24 ноября 2014 г. N 6813/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016