Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 26 ноября 2014 г. N 1343-ФАС52-07/14
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев материалы дела N1343-ФАС52-07/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АвтоТрейд" (603053, г.Н.Новгород, ул.Борская, д.17; 603058, г.Н.Новгород, ул.Новикова-Прибоя, д.4), в присутствии представителя по доверенности от 14.11.2014 г. N56/14 Г., установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 18.07.2014 г. поступило обращение потребителя рекламы Ш. по поводу рекламы автомобиля "Kia Rio", распространяемой в лифтах подъездов жилых многоквартирных домов в июне 2014 года.
24 октября 2014 года Комиссия Нижегородского УФАС России по результатам рассмотрения дела N933-ФАС52-07/14 признала ненадлежащей рекламу ООО "АвтоТрейд", распространенную в мае - июне 2014 года в лифтовых кабинах подъездов жилых многоквартирных домов г.Н.Новгорода, поскольку она противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
17.11.2014 г. уполномоченным должностным лицом Нижегородского УФАС России составлен Протокол N1343-ФАС52-07/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Изучив материалы административного дела, должностное лицо Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В мае - июне 2014 года в лифтовых кабинах подъездов жилых многоквартирных домов г.Н.Новгорода распространялась реклама автомобиля "Kia Rio" следующего содержания: "Kia Rio от 484 900 рублей, кредит от 0% годовых, не пропусти выгоду. БЦР Моторс, 2-999-990, ул.Новикова-Прибоя, д.4, www.bcrmotors.kia.ru".
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителей рекламы к тому, чтобы приобрести предложенный товар - автомобиль "Kia Rio", в том числе в кредит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей 819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций.
Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.
В силу статьи 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты, либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.
Комиссия Нижегородского УФАС России делает вывод о том, что рекламируется банковский кредит.
Рекламное сообщение содержит сведения о процентной ставке в размере 0% годовых при получении кредита на покупку автомобиля "Kia Rio", и не содержит сведений об иных условиях, влияющих на сумму расходов, то есть на стоимость кредита, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.
ООО "АвтоТрейд" представлены ряд соглашений с финансовыми организациями:
- договор на оказание услуг от 01.04.2011 г. N8/11, заключенный с Банком "ВТБ24" (ЗАО);
- агентский договор от 01.09.2011 г. N105-11-19/37, заключенный с ОАО "Металлургический коммерческий банк";
- соглашение о сотрудничестве от 01.04.2013 г. N1985/52/РА, заключенный с Коммерческим банком "БНП Париба Восток";
- агентский договор от 07.11.2013 г. N6, заключенный с ЗАО КБ "Эксперт Банк".
Тарифы на предоставление кредитов указанными банками, приложенные к договорам, не содержат кредитных продуктов по ставке от 0% годовых.
В связи с изложенным, реклама содержит не соответствующие действительности сведения.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Рекламное сообщение содержит сведения о том, что автомобиль "Kia Rio" можно приобрести в кредит по ставке от 0% годовых. Однако, автокредиты с условием от 0% годовых отсутствуют. В связи с этим, реклама о продаже автомобиля "Kia Rio" в кредит от 0% годовых не соответствует действительности в связи с отсутствием подобного вида кредита.
Таким образом, реклама автомобиля "Kia Rio", распространенная в мае - июне 2014 года в лифтовых кабинах подъездов жилых многоквартирных домов г.Н.Новгорода, противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Между ООО "АвтоТрейд" и ООО "РИМДО плюс" заключен договор от 03.01.2014 г. N03/14, согласно которого ООО "РИМДО плюс" обязуется оказать услуги по изготовлению и монтажу рекламной продукции по заказу ООО "АвтоТрейд". В свою очередь, ООО "РИМДО плюс" заключило с ООО "ОТК "Норта" договор на оказание рекламных услуг от 12.03.2014 г. N012/14. ООО "ОТК "Норта" заключила договор от 29.04.2014 г. N108/14 с ООО "ЛифтБорд-НН" на размещение рекламы в лифтовых кабинах подъездов жилых многоквартирных домов г.Н.Новгорода.
Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения является ООО "АвтоТрейд".
Таким образом, рекламное сообщение ООО "АвтоТрейд", распространенное в мае - июне 2014 года в лифтовых кабинах подъездов жилых многоквартирных домов г.Н.Новгорода, противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, ООО "АвтоТрейд" совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт нарушения ООО "АвтоТрейд" требований пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" установлен решением N933-ФАС52-07/14 от 24.10.2014 г. Комиссии Нижегородского УФАС России.
Место совершения правонарушения - г.Н.Новгород.
Время совершения правонарушения - май-июнь 2014 года.
На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО "АвтоТрейд".
В пояснениях от 22.10.2014 г. ООО "АвтоТрейд" указало, что реклама разрабатывалась под руководством начальника отдела маркетинга, который без согласования с руководством общества указал на возможность приобретения товара в кредит от 0% годовых, что являлось маркетинговым ходом для привлечения потенциальных клиентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рекламное сообщение было размещено в интересах юридического лица, в связи с чем, законный представитель общества должен был проконтролировать деятельность своих сотрудников, чтобы предотвратить совершение правонарушения.
ООО "АвтоТрейд" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.
Должностное лицо считает доказанной вину ООО "АвтоТрейд" в совершении административного правонарушения.
Таким образом, ООО "АвтоТрейд" нарушена часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения ООО "АвтоТрейд" к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
Отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено.
При назначении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело, считает возможным наложить штраф в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью "АвтоТрейд" (603053, г.Н.Новгород, ул.Борская, д.17; 603058, г.Н.Новгород, ул.Новикова-Прибоя, д.4, ИНН 5258091330, КПП 525601001, ОГРН 1105258003290) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;
БИК - 042202001; расчетный счет - 40101810400000010002;
Получатель - УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);
Код налога - 16111626000010000140;
ИНН 5260041262;
КПП 526001001;
ОКТМО 22701000.
Назначение платежа - денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти.
Сумма штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет - 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.
Заместитель
руководителя управления С.В.Смирнов
p>
Заместитель
руководителя управления С.В.Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 ноября 2014 г. N 1343-ФАС52-07/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016