г. Якутск резолютивная часть оглашена "16" января 2015 г.
изготовлено в полном объеме "26" января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N02-82/14А о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Ярыгина О.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Члены Комиссии:
Дураева Н.С. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
Дьячковская С.П. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
При участии:
Со стороны ответчика: Брызгалова Вера Дмитриевна, юрист Администрации МО "Поселок Усть-Нера", доверенность от 12.01.2015 г.
Со стороны заинтересованного лица: Генеральный директор ООО "Стройкон" Полушкин Иван Иванович, юрист ООО "Стройкон" Полушкина Татьяна Ивановна по доверенности от 19.08.2014 г., экономист ООО "Стройкон" Андреева Сындыма Эрдэмтовна по доверенности от 26.08.2014 г.
Рассмотрев дело N02-82/14А по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона Администрацией муниципального образования "Оймяконский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
30.09.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили материалы проверки Управления Федеральной службы безопасности по РС (Я) N22/4935 н/с от 19.09.2014, направленные Прокуратурой Республики Саха (Якутия) о возможных нарушениях Администрацией МО "Оймяконский район" РС (Я) законодательства о защите конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме на участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования в целях приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в рамках программных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, другим вопросам.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено следующее:
На основании соглашения от 27.12.2013 г. "О передаче администрации муниципального образования "Оймяконский улус" полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования "Поселок Усть-Нера"" администрация муниципального образования "Оймяконский улус (район)" в период с 20.05.2014 г. по 06.06.2014 г. проводила электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность МО "Поселок Усть-Нера" жилых помещений (благоустроенных квартир), строительство которых не завершено, посредством участия в долевом строительстве (N извещения 0116300036114000078) (далее по тексту - аукцион).
20 мая 2014 г. на электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru/ размещено извещение N 0116300036114000078 о проведении аукциона.
Аукцион проводился в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 32 раздела II "Информационная карта" документации открытого аукциона в электронной форме на приобретение МО "Поселок Усть-Нера" жилых помещений (благоустроенных квартир), строительство которых не завершено, посредством участия в долевом строительстве (далее - аукционная документация), установлены требования о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, в том числе, документы, подтверждающие наличие права собственности или права аренды исполнителя на земельный участок, предоставленный для создания объекта строительства по ул. Коммунистическая.
За период подачи заявок с 10:00 21.05.2014 г. до 17:00 05.06.2014 г. заявку подало только Общество с ограниченной ответственностью "Стройкон".
Согласно договору безвозмездного пользования, находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка от 18.04.2014 г. в пользование ООО "Стройкон" переданы земельные участки из категории "Земли населенных пунктов" под строительство многоквартирного жилого дома с кадастровыми номерами 14:22:050002:1243, 14:22:050001:5163, 14:22:050001:5164.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Приобретение в муниципальную собственность МО "Поселок Усть-Нера" жилых помещений (благоустроенных квартир), строительство которых не завершено, посредством участия в долевом строительстве" от 06.06.2014 г., на основании результатов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заявку ООО "Стройкон" признали соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
01 июля 2014 г. администрация муниципального образования "Поселок Усть-Нера" Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и ООО "Стройкон" подписали муниципальный контракт с идентификационным номером 0116300036114000078-0233429-04 на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир), строительство которых не завершено, посредством участия в долевом строительстве.
Комиссия по рассмотрению дела N02-82/14А, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов вправе устанавливать Правительство Российской Федерации.
Так, есть два Постановления Правительства РФ, устанавливающие исключительные случаи предъявления к участникам закупок дополнительных требований.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N682 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок" дополнительные требования предъявляются к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов согласно. Дополнительными требованиями в этих исключительных случаях являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта;
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных услуг в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
В Постановлении от 28 ноября 2013 N1089 Правительством РФ установлен перечень дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
На основании выщеизложенного, комиссия по рассмотрению дела N02-82/14А приходит к выводу о том, что закупка по приобретению в муниципальную собственность МО "Поселок Усть-Нера" жилых помещений (благоустроенных квартир), строительство которых не завершено, посредством участия в долевом строительстве не подпадает под вышеназванные исключительные случаи предъявления к участникам закупки дополнительных требований, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Таким образом, Администрация МО "Поселок Усть-Нера" не имела права устанавливать дополнительные требования к участникам закупки о наличии права собственности или права аренды исполнителя на земельный участок, предоставленный для создания объекта строительства по ул. Коммунистическая.
Антимонопольный орган приходит к выводу о том, что требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, в том числе, документы, подтверждающие наличие права собственности или права аренды исполнителя на земельный участок, предоставленный для создания объекта строительства по ул. Коммунистическая нарушает требования статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Такое требование, предъявляемое к участникам как наличие права собственности или права аренды исполнителя на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) объекта строительства по ул. Коммунистическая могло ввести в заблуждение хозяйствующие субъекты, желающих принять участие в аукционе, но не имеющих прав, установленных аукционной документацией, тем самым ограничить конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что действия Администрации муниципального образования "Поселок Усть-Нера" образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N02-82/14А о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
, решила:
Признать администрацию муниципального образования "Поселок Усть-Нера" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке, течении трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: ________________ О.А. Ярыгина
Члены Комиссии: _______________ Н.С. Дураева
_______________ С.П. Дьячковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 января 2015 г. N 02-82/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016