Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2015 года.
В полном объеме Решение изготовлено 06 февраля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: |
Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления; |
Члены комиссии: |
Лебедева А.В., начальник отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации, Бородич Ю.М., ведущий специалист - эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации, |
рассмотрев дело N 576-14-А в отношении ООО "Синтез-Н" (614077, г. Пермь, ул. Старцева д. 65) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении реализации сжиженного углеводородного газа (далее СУГ) на территории Красновишерского муниципального района, так как на этот товар имеется спрос (в соответствии с соглашением от 31.08.2012 г. ООО "Синтез-Н" является поставщиком СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района и обязалось бесперебойно поставлять СУГ по ценам, установленным РЭК Пермского края),
- в присутствии представителя ООО "Синтез-Н" - <_> (доверенность б/н от 19.01.2015 г.; предъявлен паспорт);
- в отсутствие представителей администрации Красновишерского муниципального района и администрации Красновишерского городского поселения, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела. От администрации Красновишерского муниципального района и администрации Красновишерского городского поселения ходатайств об отложении рассмотрении дела N 576-14-А не поступало.
Заседания Комиссии состоялись:
21.10.2014 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и информации,
21.11.2014 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и информации. К участию в рассмотрении дела N 576-14-А в качестве заявителя привлечена администрация Красновишерского городского поселения.
23.12.2014 г. - рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и информации,
23.01.2015 г. - по итогам рассмотрения дела оглашена резолютивная часть настоящего Решения, установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступило заявление Администрации Красновишерского муниципального района (вх. N 12256-14/ф от 01.08.2014 г.) (далее Заявитель) с жалобой на действия ООО "Синтез-Н" (далее Ответчик, Общество), направленных на расторжение в одностороннем порядке договора поставки сжиженных углеводородных газов (далее СУГ) для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района.
Как следует из заявления, 11.07.2014 г. ООО "Синтез-Н" (исх. N 91) уведомило администрации Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения о намерении в одностороннем порядке расторгнуть с 15.08.2014 г. трёхстороннее соглашение о совместной деятельности между Администрацией Красновишерского муниципального района, Администрацией Красновишерского городского поселения Пермского края и ООО "Синтез-Н" на поставки СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района от 31.08.2012 г. (далее Соглашение), в связи с тем, что розничная цена реализации СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района, установленная в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее РЭК Пермского края) от 20.12.2012 г. N 3-г, является для Общества экономически невыгодной.
Согласно письменным пояснениям ООО "Синтез-Н" (вх. N 15974-14 от 02.10.2014 г.; вх. N 16551-14 от 17.10.2014 г.) Общество в период с 2013 года и на момент возбуждения дела N 576-14-А, несмотря на рост оптовых цен на СУГ, осуществляло розничную реализацию СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района по регулируемым ценам и не производило необоснованного сокращения или прекращения его поставки.
На заседании Комиссии, состоявшемся 21.10.2014 г. представитель администрации Красновишерского муниципального района заявила, что администрацией Красновишерского городского поселения в октябре 2014 года зафиксированы случаи прекращении поставок газа в городе Красновишерске по адресам: ул. Школьная, 2 и ул. Лоскутова, 5, а в некоторых районах г. Красновишерска фиксировалось снижение давления бытового газа (сводная информация на 20.10.2014 г. о состоянии ГРУ г. Красновишерска имеется в материалах дела). В связи с тем, что представители ООО "Синтез-Н" и администрации Красновишерского муниципального района не смогли пояснить причины неподачи газа в указанные дома и причины снижения давления газа, в целях полного и всестороннего дела к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена Администрация Красновишерского городского поселения (618590, Пермский край, г. Красновишерск, ул. Дзержинского, 6-а) (далее также Заявитель).
На заседании Комиссии, состоявшемся 21.11.2014 г. представитель ООО "Синтез-Н" не опровергла факт прекращения поставок газа по адресам: ул. Школьная, 2 и ул. Лоскутова, 5, а также факт снижения давления бытового газа в многоквартирных домах, однако пояснила, что данные факты связаны, во-первых, с его утечкой по причине неисправности на газовых объектах (ГРУ), о которых Общество информировало администрацию Красновишерского городского поселения и, во-вторых, с истечением срока очередного технического освидетельствования сосудов, работающих под давлением (ГРУ). Копии писем-обращений ООО "Синтез-Н" (исх. N 04 от 27.02.2014 г., исх. N 23 от 19.08.2014 г.; исх. 25 от 06.09.2014 г.) в адреса администрации Красновишерского городского поселения и Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление Ростехнадзора) имеются в материалах дела.
Представитель администрации Красновишерского городского поселения пояснил, что в соответствии с условиями Соглашения администрация в целях бесперебойной поставки сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения на основании договора N 11 от 20.03.2013 г. передала ГРУ на 30 дней в безвозмездное пользование Ответчику (копия указанного договора имеется в материалах дела), а также отметил, что на момент рассмотрения дела, Общество так и не поставило данные резервуары на свой баланс.
На что представитель ООО "Синтез-Н" пояснила, что Общество не может поставить данные резервуары на свой баланс, так как не проведено техническое освидетельствование резервуаров, работающих под давлением. В этой связи Общество обращалось к собственнику ГРУ - администрации Красновишерского городского поселения с просьбой провести процедуру технического освидетельствования, после чего Общество готово взять ГРУ на свой баланс.
На заседании Комиссии, состоявшемся 23.12.2014 г. представитель ООО "Синтез-Н" представила определение Красновишерского районного суда Пермского края (судья Семерикова Л.С.) о принятии заявления и подготовке дела к судебному разбирательству от 05.12.2014 г. по иску прокурора Красновишерского района Пермского края (исх. N 7-7-150-14 от 04.12.2014 г.) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского городского поселения и ООО "Синтез-Н" о возложении обязанности по организации бесперебойного газоснабжения многоквартирных домов по адресам: г. Красновишерск, ул. Школьная, д. 1, 2, 3, 4 и ул. Спортивная, д. 17, 19.
Комиссия посчитала, что рассмотрение вышеуказанного дела будет иметь значение для рассмотрения настоящего дела и в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела, руководствуясь частью 3 статьи 39 и частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, отложила рассмотрение дела N 576-14-А.
На заседании Комиссии, состоявшемся 23.01.2015 г. было представлено определение судебного заседания Красновишерского районного суда Пермского края от 23.12.2014 г (дело 2-480-2014), согласно которому производство по гражданскому делу было прекращено в связи с добровольным исполнением администрацией Красновишерского городского поселения и ООО "Синтез-Н" заявленных прокурором Красновишерского района Пермского края исковых требований.
Комиссия посчитала, что собранных документов и материалов достаточно для принятия решения и, рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, письменные и устные пояснения сторон установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
Таким образом, для квалификации нарушения по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить:
- наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара;
- злоупотребление доминирующим положением на данном рынке.
1. Установление доминирующего положения ООО "Синтез-Н" на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с полномочиями антимонопольного органа, установленными статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России Приказ ФАС России от 26.01.2011 N 30 (ред. от 05.03.2013 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2011 N 20204) антимонопольный орган (его территориальный орган) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
Анализ рынка реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края (далее также анализ) Пермским УФАС России проводился в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта - ООО "Синтез-Н" при рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства на рынке реализации СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения.
При исследовании рынка были проведены следующие этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды:
определен временной интервал исследования товарного рынка;
определены продуктовые границы товарного рынка;
определены географические границы товарного рынка;
определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
рассчитан объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
определен уровень концентрации товарного рынка;
определены барьеры входа на товарный рынок;
дана оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
В качестве исходной информации о товарном рынке использовались: данные администрации Красновишерского муниципального района о перечне хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки сжиженного углеводородного газа для нужд населения по регулируемой цене Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения, а также данные хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке.
Деятельность на рынке поставок сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения регулируется следующими нормативными актами.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 15.04.2014) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан") (далее Правила поставки газа).
Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 332 (ред. от 18.08.2011) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
Методические указания по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, утверждены приказом ФСТ России от 28 ноября 2006 года N 312-э/8 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2006 года, регистрационный N 8675).
Приказ ФСТ РФ от 10.12.2013 N 231-э/2 "Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2014 г. N 31171).
"Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N 259) (далее - стандарт отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003).
Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ РФ) от 15.06.2007 N 129-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2007 N 9840).
Временный порядок обеспечения поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд потребителей Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтопэнерго РФ от 30.11.1999 N405 "Об обеспечении поставок сжиженных углеводородных газов потребителям Российской Федерации для бытовых нужд" - (далее Временный порядок).
Указ Губернатора Пермской области от 14.05.2005 N 77 (в ред. от 24.04.2009) "Об обеспечении поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения".
В соответствии с нормативной базой в анализе были использованы следующие понятия:
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
"газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки;
"поставщик газа" - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества.
"сжиженный углеводородный газ" (СУГ) - продукты переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов, являющиеся углеводородами, которые при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, а при относительно небольшом повышении давления (без снижения температуры) переходят в жидкое состояние.
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Исследование было ограничено изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то есть проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом сентябрь 2012 года - июнь 2014 года.
Продуктовые границы рынка.
Предварительно продуктовые границы рынка определены как сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения.
Определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. В случае, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.
Предметом соглашения о совместной деятельности от 31.08.2012 г. является бесперебойная поставка СУГ для бытовых нужд населения.
При определении взаимозаменяемых товаров, в анализе проанализированы такие свойства товара, определяющие выбор покупателя, как функциональное назначение (цель потребления товара и его потребительские свойства); применение товара (личное потребление); качественные характеристики; технические характеристики (эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке); цена; условия и способ реализации товара.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее Постановление Правительства N307) "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В качестве коммунального ресурса СУГ используется населением для бытовых нужд: приготовления пищи, нагрева воды, обогрева помещений и др.
Для этих целей в качестве коммунального ресурса может использоваться также электроэнергия. Однако для использования для приготовления пищи, нагрева воды или обогрева помещений электроэнергии вместе СУГ необходимо приобретение дополнительного оборудования (например, вместо газовой плиты электрическую) или переоборудования уже существующего, что требует материальных затрат, которые существенно превышают 10%.
Следовательно, электроэнергия не может рассматриваться как взаимозаменяемый товар сжиженному углеводородному газу.
По тем же причинам, не может рассматриваться в качестве взаимозаменяемого товара печное отопление, которое может использоваться для приготовления пищи, обогрева и нагрева воды, поскольку в этом случае потребителю также придется приобретать специальное оборудование (печь), а также расходный материал - источник топлива (например дрова или пелеты), что также влечет за собой существенные материальные затраты.
В соответствии с п. 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ N549 от 21.07.2008 г. поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов:
а) обеспечение бесперебойности и безопасности поставки газа;
б) поставка газа по фактической потребности;
в) государственное регулирование розничных цен на газ, потребляемый населением, в том числе тарифов на его транспортировку;
г) применение энергосберегающих технологий при использовании газа.
В соответствии с законодательством выделяют СУГ для коммунально-бытового потребления и промышленных целей (ГОСТ 20448-90), и СУГ для автомобильного транспорта (ГОСТ 27578-87).
Таким образом, сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения - это СУГ для коммунально-бытового потребления по ГОСТ 20448-90, реализуемый населению по регулируемой цене.
В качестве товара - заменителя сжиженному углеводородному газу для бытового потребления по ГОСТ 20448-90 (по регулируемым ценам) исследовались следующие товары: природный газ, сжиженный углеводородный газ для автомобильного транспорта по ГОСТ 27578-87 и сжиженный углеводородный газ для коммунально-бытового потребления по ГОСТ 20448-90 по нерегулируемым ценам. Сжатый природный газ (СПГ) на территории Пермского края не производится и не реализуется, поэтому не являлся предметом настоящего исследования.
Природный газ и сжиженный углеводородный газ для коммунально-бытового потребления может использоваться в качестве газа для бытовых нужд населения в личных, семейных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, целях.
Сжиженный углеводородный газ для автомобильного транспорта - применяется в качестве моторного топлива как альтернатива традиционному виду топлива - бензину.
Природный газ относится к полезным ископаемым, а сжиженные углеводородные газы - это продукты переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов, являющиеся углеводородами, которые при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, а при относительно небольшом повышении давления (без снижения температуры) переходят в жидкое состояние.
Основу природного газа составляет метан, содержание которого в зависимости от типа месторождения колеблется от 75 до 99% по объему. В состав СУГ входят преимущественно пропан и бутан (присутствуют также этан, этилен бутилен пентаны, суммарное количество которых по отношению к основной фракции газа (пропана и бутана) не превышает 5-6%).
Для населения, которое использует СУГ для бытовых нужд, природный газ по потребительским свойствам и по цене может являться заменителем, однако по качественным и техническим характеристикам (особенностям в системе распространения и сбыта, особенности транспортировки) и условиям реализации природный газ не является взаимозаменяемым для СУГ, используемый населением для бытовых нужд на основании следующего.
Способы реализации природного газа и СУГ различны: природный газ поставляется потребителям по трубопроводу, СУГ для населения поставляется потребителям автомобильным транспортом в емкостях различного объема, в том числе, в индивидуальных баллонах, реализуемых поштучно или в небольших количествах либо цистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости от домов населенного пункта.
Для замены СУГ на природный газ необходимы большие капитальные вложения для строительства магистральных трубопроводов.
Следовательно, население, которому поставляется СУГ, не имеет технической возможности приобретать природный газ, так как на данной территории отсутствует сеть магистрального газопровода.
Таким образом, для населения Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения, где отсутствует сеть магистрального газопровода, природный газ и сжиженный углеводородный газ не являются взаимозаменяемыми.
По своим качественным характеристикам и составу СУГ для автомобильного транспорта содержит меньше примесей, следовательно, является более качественным видом топлива. При этом не рекомендуется использование СУГ для коммунально-бытового потребления в качестве топлива для автомобилей.
В то же время, использование СУГ для автомобильного транспорта возможно для коммунально-бытового потребления.
В силу пункта 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ N549) цена на СУГ для бытовых нужд является регулируемой. В пределах Пермского края цены на СУГ, реализуемый населению для бытовых нужд, устанавливаются Региональной энергетической комиссией Пермского края.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - РЭК Пермского края) от 30.12.2012 N3-г "Об утверждении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению и другим лицам для бытовых нужд населения на территории Пермского края" (в ред. Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 11.12.2013 N 1-г) установлены и введены в действие с 1 января 2013 года предельные розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) с календарной разбивкой (см. нижеприведенную таблицу цены приведены в руб. за 1 кг (с учетом НДС)
|
с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года |
с 1 июля 2013 года |
- сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок (емкостной газ) |
17,19 |
19,77 |
- сжиженный газ, реализуемый в баллонах |
30,20 |
34,73 |
Цены на СУГ для автомобильного транспорта не являются регулируемыми. В период с января по май 2011 года цены на СУГ для автомобильного транспорта составляли от 14,00 руб/л до 17,00 руб/л.
С учетом плотности СУГ цены на СУГ для автомобильного транспорта превышают цены на СУГ для бытового потребления (на сжиженный газ, реализуемый в баллонах примерно на 10 % и на сжиженный газ, реализуемый из групповых резервуарных установок примерно в 1,5 раза).
Баллоны СУГ для бытовых нужд населения заполняются на газонаполнительных станциях (ГНС) или на газонаполнительных пунктах (ГНП). Баллоны СУГ автомобилей заполняются на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС).
Технология наполнения баллонов СУГ для бытовых нужд населения регламентируется разделом 9 ОСТ 153-39.3-052-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автогазозаправочные станции" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N259). Требования по заправке газобаллонных автомобилей регламентируется разделом 14 Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 N6.
Исходя из указанных нормативных актов, следует, что заправка баллонов СУГ для населения отличается от заправки газобаллонных автомобилей и заправка баллона СУГ для населения автомобильным СУГ невозможна.
Таким образом, СУГ, используемый населением для бытовых нужд и СУГ для автомобильного транспорта не являются взаимозаменяемыми для конечного потребителя по цене и по способу реализации товара.
СУГ для коммунально-бытового потребления и промышленных целей (ГОСТ 20448-90) по нерегулируемым ценам также не является взаимозаменяемым для СУГ для бытовых нужд населения по регулируемым ценам.
Как было отмечено выше, цена СУГ для населения является регулируемой, в то время как цена на СУГ, реализуемый для коммунально-бытового потребления и промышленных целей в коммерческих интересах, не является регулируемой. При этом такая цена существенно выше, чем цена установленная для населения. К примеру, регулируемая оптовая цена на СУГ с 01.07.2013 по 01.07.2014 составила 10058 руб. за тонну (без НДС) (11858,4 руб. с НДС), нерегулируемая цена - от 14 500 руб. за тонну или на 22% выше регулируемой до 23 400 руб. за тонну или на 97,3% выше регулируемой.
Таким образом, для потребителей СУГ, реализуемый по коммерческой цене и СУГ для бытовых нужд населения по регулируемой цене не являются взаимозаменяемыми.
У населения Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края, приобретающего СУГ для бытового потребления по регулируемым ценам, отсутствует возможность приобретения иного вида газа для коммунально-бытового потребления.
В силу ст.161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки между юридическими лицами и гражданами совершаются в простой письменной форме, которой может являться, в том числе, чек, выданный продавцом покупателю.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на реализацию СУГ для бытовых нужд населению по регулируемой цене является публичным, поскольку организация, получившая статус уполномоченной ГРО (заключившая соглашение с администрацией Красновишерского муниципального района и администрацией Красновишерского городского поселения Пермского края о бесперебойной поставке СУГ для бытовых нужд) обязана реализовывать СУГ каждому потребителю, который в нем нуждается.
На основании вышеизложенного окончательно продуктовые границы рынка определены как сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения.
Географические границы рынка.
Предварительно географические границы рынка определены на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства: Красновишерский муниципальный район и Красновишерское городское поселение Пермского края.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам газоснабжение является разновидностью коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах, а также в газораспределительные установки.
Продажу бытового газа в баллонах осуществляют уполномоченные газораспределительные организации (далее по тексту ГРО).
Согласно соглашению о совместной деятельности между администрацией Красновишерского муниципального района, администрацией Красновишерского городского поселения Пермского края и ООО "Синтез-Н" о бесперебойной поставке СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района от 31.08.2012 г. администрация Красновишерского муниципального района подготовила и передала в Правительство Пермского края Заявку на выделение в адрес ООО "Синтез-Н" 70 тонн газа ежемесячно, начиная с сентября 2012 года по цене регулируемой государством.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар, и при условии, когда такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Географические границы определяются исходя из возможности потребителя приобрести товар в определенных границах.
Потребителями СУГ для бытовых нужд является население.
СУГ для населения поставляется либо в баллонах, либо через групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости домов, находящихся в населенном пункте муниципального образования Пермского края.
В обязанность газораспределительных организаций входит круглосуточное обеспечение потребителя СУГ надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка N 220 определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
На основании вышеизложенного, а также с учетом фактических районов продаж СУГ окончательно географические границы товарного рынка определены границами Красновишерского муниципального района, Красновишерского городского поселения.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
В географических границах товарного рынка, определенных в настоящем анализе, деятельность по реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам в границах Красновишерского муниципального района, Красновишерского городского поселения осуществляет одна организация - ООО "Синтез-Н" (614990, г. Пермь, ул. Старцева, 65, ИНН 5904194239, ОГРН 1085904016330):
На основании п.5.2 Порядка N 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
СУГ для бытовых нужд используется населением, которое лишено возможности использовать для бытовых нужд природный газ.
Таким образом, покупателями на данном товарном рынке являются население Кишертского муниципального района Пермского края, на территории которого отсутствует сеть магистрального газопровода.
Объем рынка по поставке СУГ для бытовых нужд населения определяется как сумма объемов продаж (поставок) СУГ для бытовых нужд населения хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.
При расчете показателей исследуемого рынка в качестве показателей для расчета принимается объем поставляемого СУГ для бытовых нужд в натуральном выражении (в тоннах).
По информации ООО "Синтез-Н" в период с сентября по декабрь 2012 года было реализовано газа из ГРУ 116 631,00 кг, за период с января по декабрь 2013 года было реализовано 424 807,15 кг, за период с января по июнь 2014 года было реализовано 189 396,16 кг.
В связи с тем, что единственным поставщиком сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения по регулируемым ценам осуществляет одна организация - ООО "Синтез-Н" объем рынка равен объёму реализации СУГ этой организации.
Всего объем рынка за период с сентября 2012 года по июнь 2014 года составил 730 834,31 кг.
Уровень концентрации товарного рынка. Барьеры входа на товарный рынок. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке,
б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.
Коэффициент рыночной концентрации CR = 100%
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000
Таким образом, рынок реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения исследуемый период был высококонцентрированным.
Среди барьеров входа на рынок реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам можно выделить следующие.
- экономические, в том числе: преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, перед потенциальными участниками. ООО "Синтез-Н" имеет с администрацией Красновишерского муниципального района и администрацией Красновишерского городского поселения долгосрочное соглашение о поставке СУГ на территории населения Красновишерского муниципального района. В целях реализации данного соглашения Администрация Красновишерского городского поселения передала в пользование ООО "Синтез-Н" помещение для сбора платежей от населения, находящееся по адресу: Пермский край, г. Красновишерск, ул. Гагарина, 66 и газгольдерные распределительные установки (далее - ГРУ) в количестве 15 штук.
- административные, в том числе: стандарты и требования, предъявляемые к качеству услуг. Стандарты и требования, предъявляемые к качеству услуг по реализации СУГ для бытовых нужд населения, определены ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N 259) и ОСТ 153-39.3-052-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автогазозаправочные станции" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N259).
- иные ограничения, в том числе: ограниченность выбора потребителя существующими газораспределительными сетями.
В результате проведенного анализа установлено, что в исследуемый период рынок реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края был высококонцентрированным монополистическим. Тип рынка - чистая монополия.
Конкуренция на данном рынке отсутствует в силу того, что данный рынок является регулируемым со стороны государства, а именно:
- цены реализации СУГ для населения установлены РЭК Пермского края;
- перечень хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, определен нормативными документами, устанавливающими требования к реализации коммунальных ресурсов.
Таким образом, ООО "Синтез-Н" на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения является единственным поставщиком СУГ для бытовых нужд населения по регулируемым ценам, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края в исследуемый период: с сентября 2012 года по июль 2014 года.
2. Установление факта злоупотребления ООО "Синтез-Н" доминирующим положением на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения по регулируемым ценам на территории Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения Пермского края.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно письменным пояснениям ООО "Синтез-Н" (вх. N 15974-14 от 02.10.2014 г.; вх. N 16551-14 от 17.10.2014 г.) Общество реализует СУГ в баллонах напрямую жителям негазифицированных населенных пунктов Красновишерского муниципального района, а также, заключая индивидуальные договоры с абонентами, поставляет СУГ для бытовых нужд населения г. Красновишерска, г. Чердыни и г. Ныроба с использованием ГРУ и газопроводов, расположенных на территории указанных населённых пунктов.
По условиям Соглашения ООО "Синтез-Н" с 10.09.2012 г. является поставщиком СУГ для бытовых нужд населения Красновишерского муниципального района и обязано обеспечивать бесперебойную поставку СУГ в объемах 70 тонн газа ежемесячно по ценам не превышающим предельные розничные цены на сжиженный газ, установленные постановлением РЭК Пермского края от 06.12.2011 г. N 1-г, при этом изменение цены возможно при соответствующем постановлении РЭК Пермского края.
В уведомлении администраций Красновишерского муниципального района и Красновишерского городского поселения о намерении в одностороннем порядке расторгнуть Соглашение с 15.08.2014 г. (исх. N 91 от 11.07.2014) ООО "Синтез-Н" указало, что с июля 2013 года фиксируемая балансовая цена на оптовые поставки сжиженного газа не действует и в период с июля 2013 г. по июль 2014 г. поставщики СУГ неоднократно поднимали отпускную цену на сжиженный газ, составившую на момент написания данного уведомительного письма 23 300 рублей за тонну с НДС. Также Ответчик указал, что предельная розничная цена реализуемого ёмкостного СУГ для бытовых нужд населения, установленная РЭК Пермского края в этот период составляет 19,77 руб. за 1 кг с НДС
В своем письме-уведомлении о расторжении Соглашения с 15.08.2014 г., направленном в администрацию Красновишерского муниципального района ООО "Синтез-Н" указывает, что установленная оптовая цена СУГ в размере 23 300 рублей за тонну стала для Общества экономически невыгодной, так как при этом, розничная цена, установленная РЭК Пермского края рассчитана по фиксируемой балансовой (оптовой) цене на газ - 12 000 рублей за тонну, что почти в два раза меньше фактической.
В обоснование ООО "Синтез-Н" представило в материалы дела договор N 72/23/12С от 27.12.2011 г. с ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" (далее ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП") с приложениями - сертификациями согласования цены и объема на продукцию газопереработки производства ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП". Как видно из указанных сертификаций оптовая цена реализации СУГ ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" составила:
с 01.01.2013 - 12 000 рублей за тонну;
с 01.07.2013 - 14 500 рублей за тонну;
с 17.10.2013 - 21 000 рублей за тонну;
с 01.12.2013 - 19 500 рублей за тонну;
с 23.01.2014 - 18 500 рублей за тонну;
с 10.02.2014 - 17 500 рублей за тонну;
с 12.08.2014 - 23 800 рублей за тонну;
с 18.09.2014 - 19 300 рублей за тонну;
с 01.11.2014 - 23 300 рублей за тонну;
Таким образом, до июля 2013 года ООО "Синтез-Н" приобретало СУГ в ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" по фиксируемой балансовой цене на газ - 12 000 рублей за тонну. После 01.07.2013 года оптовая цена была выше балансовой на 20,8% - 98,33%. Иного в материалы дела не представлено.
В 2014 году по договору N 72/2312С поставки продукции газопереработки от 27.12.2011 г. ООО "Синтез-Н" приобрело у ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" СУГ в следующих объёмах:
в феврале 2014 года - 17,42 тонны по цене 18 500 руб./тн с НДС,
Одновременно согласно материалам дела (вх. N 13872-14 от 27.08.2014 г., вх. N 21273-14 от 23.12.2014 г.) ООО "Синтез-Н" в 2014 году приобретало СУГ также у других поставщиков.
По договору N К-СН-2 от 01.10.2013 г. ООО "Синтез-Н" приобрело у ООО "Крокус-Н" в марте 2014 года - 50 тонн ПБА по цене 10,17 руб./кг с НДС и 106,508 тонны СПБТ по цене 19,83 руб./кг с НДС.
Также ООО "Синтез-Н" приобрело у ООО "Фирма "Прикамье-Газ" (исх N 108 от 30.09.2014 г.):
в январе 2014 года - 219,097 тонн по цене 18,40 руб./кг с НДС,
в феврале 2014 года - 206,957 тонны по цене 16,85 руб./кг с НДС,
в марте 2014 года - 186,508 тонны по цене 16,00 руб./кг с НДС,
в апреле 2014 года - 172,417 тонны по цене 16,00 руб./кг с НДС,
в мае 2014 года - 182,475 по цене 17,20 руб./кг с НДС,
в июне 2014 года - 192,458 по цене 18,30 руб./кг с НДС.
Таким образом, ООО "Синтез-Н" за период с января по июнь 2014 года приобрело у ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" всего 1,4%, при этом цены закупа СУГ составили:
|
Оптовая цена на сжиженный углеводородный газ |
|||
цена СУГ в соответствии с протоколами ценового комитета ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" |
цена закупа ООО "Синтез-Н" |
|||
ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" |
ООО "Крокус-Н" (средневзвешенная цена) |
ООО "Фирма "Прикамье-Газ" |
||
январь 2014 года |
с 01.01 - 19 500 |
|
|
|
с 23.01 - 18 500 |
|
|
18 400 |
|
февраль 2014 года |
с 10.02 - 18 500 |
18 500 |
|
|
с 10.02 - 17 500 |
|
|
16 850 |
|
март 2014 года |
с 21.03 - 16 500 |
|
16 740 |
16 000 |
апрель 2014 года |
с 01.04 - 16 500 |
|
|
16 000 |
май 2014 года |
с 01.05 - 17 800 |
|
|
17 200 |
июнь 2014 года |
с 12.06 - 18 800 |
|
|
18 300 |
с 23.06 - 19 800 |
|
|
|
Из указанной таблицы видно, что ООО "Синтез-Н" приобретало СУГ у ООО "Крокус-Н" по цене, которая была выше, чем цена, установленная ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" и имело возможность приобретать СУГ по цене ниже, чем в ООО "ЛУКОЙЛ-ПНГП" на 500 - 650 рублей за тонну у ООО "Фирма "Прикамье-Газ".
В июле 2013 года ООО "Синтез-Н" обратилось в РЭК Пермского края (исх. N 20 от 15.07.2013 г.) с письмом об увеличении розничных цен на СУГ для населения. Также ООО "Синтез-Н" обращалось в РЭК Пермского края с просьбой разъяснить планируется ли выделение балансового газа на 2014 год, необходимо ли подтверждать статус ГРО и какие для этого необходимо представлять документы (исх. N 3 от 17.01.2014 г., исх. N 71 от 25.03.2014 г.). Повторно об увеличении розничных цен на СУГ для населения ООО "Синтез-Н" обратилось в РЭК Пермского края в июле 2014 года (исх. N 96 от 23.07.2014 г. и исх. N 97 от 13.08.2014 г.).
На момент вынесения Решения по настоящему делу постановлением РЭК Пермского края от 10.09.2014 г. N 3-г "Об утверждении предельных розничных на сжиженный газ, реализуемый населению и другим лицам для бытовых нужд населения на территории Пермского края" установлены и с 01.10.2014 г. введены в действие новые предельные розничные цены реализации СУГ для бытовых нужд населения: на ёмкостный газ, реализуемый из ГРУ, - 20,60 руб. за 1 кг с НДС и на баллонный газ - 34,73 руб. за 1 кг с НДС.
Одновременно с вышеизложенным Комиссия установила следующее.
Эксплуатация ГРУ должна осуществляться после выдачи положительного заключения Управление Ростехнадзора.
Согласно ответу Управления Ростехнадзора (исх. N 7968 от 18.09.2014 г.), направленному в адрес ООО "Синтез-Н", следует, что в целях проведения эксплуатирующей организацией технического состояния оборудования ГРУ, расположенных по адресам: г. Красновишерск, ул. Школьная, 2; ул. Лоскутова, 5 и ул. Советская, 12, необходимо осуществить дегазацию и очистку указанных резервуаров для проведения диагностики и установления сроков их дальнейшей эксплуатации. Однако, согласно материалам дела,
Организацией, эксплуатирующей оборудование ГРУ является ООО "Горгаз сервис" (618590, г. Красновишерск, ул. Школьная, д. 4, оф. 19). ООО "Горгаз сервис" оказывает услуги по технической эксплуатации и аварийно-диспетчерскому обслуживанию групповых резервуарных установок и газопроводов СУГ, расположенных на территории города Красновишерска Пермского края на основании муниципального контракта N 01563000400130000065-0180432-01 от 13.01.2014 г.
ООО "Горгаз сервис" не уполномочено проводить работы по техническому освидетельствованию сосудов, работающих под давлением.
На заседаниях Комиссии, состоявшихся 21.10.2014 г. и 21.11.2014 г. представитель администрации Красновишерского муниципального района пояснил, что в целях проведения экспертизы промышленной безопасности, технического освидетельствования ГРУ, администрацией Красновишерского городского поселения был заключен договор с ООО "Диагностика-Сервис", в связи с чем, ООО "Синтез-Н" было предложено в срок до 09.10.2014 г. освободить две ёмкости на ГРУ по адресу: г. Красновишерск, ул. Лоскутова, 5 от сжиженного газа и тяжёлых остатков. В материалах дела имеются копия письма администрации Красновишерского муниципального района в адрес ООО "Синтез-Н" и письма администрации Красновишерского городского поселения (исх. N 2003 от 20.11.2014 г.), направленного в адрес администрации Красновишерского муниципального
Таким образом, подача газа в жилые дома по адресам: г. Красновишерск, ул. Школьная, 2 и ул. Лоскутова, 5 была прекращена в связи с проведением ООО "Диагностика-Сервис" в октябре 2014 года работ по экспертизе промышленной безопасности и техническому освидетельствованию сосудов, работающих под давлением, и для проведения указанных работ необходимо провести откачку газа из резервуара.
Иных фактов прекращения подачи СУГ для бытовых нужд населению Красновишерского муниципального района в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях ООО "Синтез-Н" по прекращению подачи СУГ по адресам: г. Красновишерск, ул. Школьная, 2 и ул. Лоскутова, 5 не установлено экономически или технологически необоснованного сокращения или прекращения поставки СУГ для бытовых нужд.
На момент вынесения решения по настоящему делу Управлением Ростехнадзора на основании проведения экспертизы промышленной безопасности, технического освидетельствования 19.12.2014 г. выдано положительное заключение, разрешающее эксплуатацию ГРУ (копия паспорта (дубликата) сосуда, работающего под давлением, с внесённой записью Западно-Уральского управления Ростехнадзора, имеется в материалах дела). Поставка газа по указанным домам была возобновлена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции при отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, ч. 1 - 4 статьи 41, ст. 48, ст.49 Федерального закона от 27.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
Прекратить дело N 576-14-А в отношении ООО "Синтез-Н" (614077, г. Пермь, ул. Старцева д. 65) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель комиссии М.А. Кудрявцева
Члены комиссии А.В. Лебедева
Ю.М. Бородич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 февраля 2015 г. N 576-14-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016