Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 21 ноября 2014 г. N 6849/03
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Заярная А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- организатора торгов - Администрации Великого Новгорода в лице комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов - начальника отдела городского дизайна и рекламы Барановой Т.Г. (доверенность N 6820 от 19.11.2014), заместителя начальника управления - начальника отдела правовых экспертиз правового управления Каменевой Е.В. (доверенность N 6819 от 19.11.2014),
заявитель - ООО "Экосистема" надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Экосистема" на действия организатора торгов - Администрации Великого Новгорода в лице комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов (далее - Комитет архитектуры) при проведении открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, извещение о проведении которого было размещено на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети "Интернет" www.adm.nov.ru (далее - официальный сайт) 15.10.2014 (дата проведения аукциона - 18.11.2014), установила:
13.11.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ООО "Экосистема" на действия организатора торгов - Комитета архитектуры при проведении им открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (вх. N 9674 от 13.11.2014 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Из Жалобы следует, что организатором торгов неправомерно установлен платеж за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода.
Согласно аукционной документации вышеуказанный открытый аукцион проводится в соответствии с Постановлением Администрации Великого Новгорода от 20.04.2012 N 1500 "Об утверждении положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода" (далее - Постановление).
Согласно пункту 6.5.5 Постановления по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже права на заключение договора, называет номер карточки лица, сделавшего последнее предложение о цене договора, - победителя. В случае если победитель аукциона откажется (уклонится) от подписания протокола или оплаты права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, он признается выбывшим из аукциона, а победителем аукциона признается тот участник, чье предложение цены за предмет аукциона было зафиксировано следующим (предпоследним) за предложением выбывшего участника. Предпоследним предложением о цене договора признается предложение участника, который вторым предложил наибольшую цену, либо предложение, предшествовавшее цене, предложенной победителем.
Податель Жалобы полагает, что Администрацией Великого Новгорода взимаются платежи, не предусмотренные действующим законодательством.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит отменить положение о взимании платежа за право на заключение договора, содержащееся в Аукционной документации для проведения 18.11.2014 года открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и в Постановлении.
Организатор торгов - Комитет архитектуры - считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (вх. N 9901 от 20.11.2014 Новгородского УФАС России).
Согласно аукционной документации, размещенной на официальном сайте 15.10.2014, была установлена начальная (минимальная) цена каждой конструкции:
по лотам 1-3 - 220 080,15 руб.;
по лоту 4 - 293 440,2 руб.;
по лоту 5 - 52 400,04 руб.;
по лоту 6 - 83 840,05 руб.;
по лотам 7-9 - 209 600,15 руб.;
по лоту 10 - 104 800,10 руб.
Установление начальной цены предмета аукциона (начального размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции) в пятикратном размере ежегодного платежа за земельный участок предусмотрено пунктом 1.6 Положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (далее - Положение о порядке проведения торгов), утвержденного Постановлением.
Данное постановление принято Администрацией Великого Новгорода в рамках предусмотренных полномочий по решению вопросов местного значения городского округа в сфере распоряжения муниципальным имуществом, предусматривает равные требования для хозяйствующих субъектов, желающих разместить рекламные конструкции на земельных участках, находящихся в собственности городского округа, и не создает таким образом невыгодных условий при принятии ими решений о заключении договоров.
Установление платежа за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций основано на нормах статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 5, 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Приказа ФАС России от 10.02.2010 N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или имущественного имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
Постановление в суде не оспорено является действующим и подлежит применению на территории Великого Новгорода.
Аукционная документация для проведения 18.11.2014 открытого аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода разработана организатором в соответствии с нормами вышеуказанного Постановления.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители организатора торгов - Комитета поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Исследовав представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, Комиссия проходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам. Так, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции), запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением утверждено Положение о порядке проведения торгов.
Таким образом, оценивая правомерность действий и соблюдение требований действующего законодательства при проведении Комитетом архитектуры рассматриваемого аукциона следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства о проведении торгов (статьи 447 - 449 ГК РФ), положениями Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе, а также Положением о порядке проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг
Согласно информационной карте аукционной документации организатором торгов - Комитетом архитектуры по каждой конструкции установлена начальная (максимальная) цена.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке проведения торгов начальная цена предмета торгов (начальный размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции) равна пятикратному размеру ежегодного платежа (срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - 5 лет) за земельный участок (в случае размещения рекламной конструкции на земельном участке) или платы за использование муниципального имущества (в случае размещения рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности (зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках) Великого Новгорода).
Так как Положение о порядке проведения торгов не оспорено в судебном порядке и является действующим, организатор торгов - Комитет архитектуры, при проведении торгов должен руководствоваться им.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что установление организатором торгов - Комитетом архитектуры ранее упомянутых платежей является правомерным.
Доводы Жалобы о возможном нарушении Администрацией Великого Новгорода антимонопольного законодательства при принятии Постановления образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы полномочий Комиссии при рассмотрении Жалобы в предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядке.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" (юридический адрес: 175000, Батецкий р-н, Новгородская обл., дер. Вольная Горка, д. 92; фактический адрес: 173024, Великий Новгород, пр. А. Корсунова, д. 28а, оф. 225) на действия организатора торгов - Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода (173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевская, д. 4) при проведении им открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (дата и время проведения торгов - 18.11.2014 в 10 часов 00 минут), необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Заярная
Д.А. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 21 ноября 2014 г. N 6849/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016