Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 1059-12-Р (опубликовано 3 апреля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> <_> |
рассмотрев материалы дела N 1059-12-Р в отношении ОАО "Камская долина" (<_>), ЖСК "Синица" (<_>) и ЖСК "Пермские медведи" (<_>), возбужденное по обращению Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (вх. N 15127-12 от 24.10.2012 г), по факту распространения рекламы строящихся многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, ул. Самаркандская, 145, размещенной на сайте www.kamdolina.ru, с признаками нарушения ч.7 ст.5, ч.1, ч.7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
Заседания Комиссии состоялись:
31 января 2013 года:
- в присутствии заместителя генерального директора ОАО "Камская долина" по правовым вопросам - <_> (доверенность б/н от 28.04.11г; предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ОАО "Камская долина" - <_> (доверенность б/н от 28.04.2011 г, предъявлен паспорт);
- в отсутствие представителя Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о месте и времени рассмотрения дела N 1059-12-Р).
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения в качестве ответчиков ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи" и получения дополнительных документов и материалов.
01 марта 2013 года:
- в присутствии заместителя генерального директора ОАО "Камская долина" по правовым вопросам - <_> (доверенность б/н от 28.04.11г; предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ЖСК "Синица" - <_> (доверенность б/н от 27.02.2013 г; предъявлен паспорт);
- в присутствии представителей ЖСК "Пермские медведи" - <_> (доверенность б/н от 18.02.2013 г; предъявлен паспорт), <_> (доверенность N 02/2013 от 01.02.2013 г; предъявлен паспорт);
- в отсутствие представителя Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о месте и времени рассмотрения дела N 1059-12-Р).
Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов.
22 марта 2013 года:
- в присутствии представителя ОАО "Камская долина" - <_> (доверенность б/н от 25.02.2013 г; предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ЖСК "Синица" - <_> (доверенность б/н от 20.03.2013 г; предъявлен паспорт);
- в присутствии представителя ЖСК "Пермские медведи" - <_> (доверенность б/н от 18.02.2013 г; предъявлен паспорт).
- в отсутствие представителя Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (в материалах дела имеется документальное подтверждение надлежащего извещения Инспекции государственного строительного надзора Пермского края о месте и времени рассмотрения дела N 1059-12-Р).
Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. установила:
В Пермское УФАС России поступило заявление Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (вх. N 15127-12 от 24.10.2012 г.) о ненадлежащей рекламе жилых домов, строящихся по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9; ул. Самаркандская, 145.
Как указывает заявитель, на сайте www.kamdolina.ru без опубликования проектной декларации осуществляется реклама строящихся многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9; г. Пермь, ул. Самаркандская, 145.
Сотрудниками Управления был проведен осмотр данного Интернет-сайта www.kamdolina.ru, по результатам осмотра составлен акт (исх. N 14778-12 от 24.12.2012 г.).
Для полного, всестороннего и объективного рассмотрения заявления, а также в целях получения достоверных данных о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, сотрудниками Управления был направлен запрос в ЗАО "Региональный сетевой информационный центр" с просьбой предоставить информацию об администраторе (владельце) домена kamdolina.ru с приложением копии договора (со всеми приложениями и дополнениями).
В результате анализа полученного от ЗАО "Региональный сетевой информационный центр" ответа установлено, что администратором (владельцем) домена второго уровня kamdolina.ru является ОАО "Камская долина" (Юридический адрес: <_>).
Определением о возбуждении производства по делу N 1059-12-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (исх. N 00015-13 от 09.01.2013 г.) у ОАО "Камская долина" запрошен ряд документов, в том числе копия договора с регистратором сайта www.kamdolina.ru (со всеми приложениями и дополнениями), информация о разрешении и проектной декларации, а также информация о сроках строительства и сдачи объекта.
Запрошенные документы были представлены ОАО "Камская долина" 31 января 2013 года.
Также, в процессе рассмотрения дела Комиссией были установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи" - рекламодатели.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заместителя генерального директора ОАО "Камская долина" по правовым вопросам - <_> представителя ОАО "Камская долина" - <_> представителей ЖСК "Синица" - <_> <_> представителей ЖСК "Пермские медведи" - <_> <_> Комиссия приходит к следующим выводам.
На сайте по адресу www.kamdolina.ru, в том числе в декабре 2012 года, была размещена информация следующего содержания:
"ул. Рабочая, 9. от 45 000 руб./м2, сдача - II квартал 2014 г., 19 этажный двухсекционный сборно-каркасный жилой дом. Дом будет расположен в Дзержинском районе г. Перми рядом с универсальным манежем "Спартак". 1,2,3 комнатные квартиры с отделкой "под ключ": 1-комнатные квартиры - от 38.49 м2 до 42.65 м2; 2-комнатные квартиры - 59.38 м2 и 62.67 м2; 3-комнатные квартиры - от 71.77м2 до 74.78 м2. Условия оплаты: 3 комнатные квартиры (от 71.77 до 74.78 кв.м.) - 47 000 руб./м2; 2 комнатные квартиры (от 59,38 до 62,67 кв.м.) - 48 000 руб./м2; 1 комнатные квартиры (от 38.49 до 42.65 кв.м.) - 50 000 руб./м2; первоначальный взнос - от 30 процентов. Рассрочка до II квартала 2014 года. Заявку на кредит можно подать в офисе продаж Советская 40. <_>"
"ул. Самаркандская, 145. от 43 000 руб./м2. Сдача - III квартал 2014 г. В доме представлены 1, 2, 3 комнатные квартиры индивидуальной планировки. На 19 и 20 этажах - двухуровневые квартиры! Квартиры будут сдаваться с полной отделкой "под ключ". Лоджии остеклены. 1 комнатные квартиры - от 38.56 до 56.67 м? 2 комнатные квартиры - от 60.79 до 73.28 м? 3 комнатные квартиры - от 79.92 до 85.52 м? двухуровневые квартиры - от 77.47 до 113.94 м? Условия оплаты: цены при оплате в рассрочку: 1 и 2 комнатные квартиры - 48 000 руб./м2, 3 комнатные квартиры - 43 000 руб./м2, двухуровневые квартиры - 45 000 руб./м2, первоначальный взнос для заключения договора - от 20%. Рассрочка на период строительства - БЕЗ УДОРОЖАНИЯ. Заявку на кредит можно подать в офисе продаж Советская 40. <_>".
Также размещена визуальная информация с изображением логотипа банка "Сбербанк. Всегда рядом".
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. удовлетворяет всем перечисленным выше признакам.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 1 ст. 455 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.
Таким образом, объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
В данном случае информация о квартирах в стоящихся многоквартирных жилых домах адресована неопределенному кругу лиц (для всех и каждого) и направлена на привлечение внимание к конкретному товару - квартирам и его продвижение на рынке, т.е. является его рекламой.
На заседании Комиссии 31 января 2013 г. представителем ОАО "Камская долина" - <_> был представлен договор от 24 сентября 2013 года на размещение рекламно-информационных материалов, заключенный между ОАО "Камская долина", как рекламораспространителем, и ЖСК "Пермские медведи", как рекламодателем, на оказание услуг по безвозмездному размещению рекламно-информационных материалов на сайте www.kamdolina.ru, а также договор от 02 июля 2012 года на размещение рекламно-информационных материалов, заключенный между ОАО "Камская долина", как рекламораспространителем, и ЖСК "Синица", как рекламодателем, на оказание услуг по безвозмездному размещению рекламно-информационных материалов на сайте www.kamdolina.ru.
Согласно данным договорам, рекламодателем рекламы строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, является ЖСК "Пермские медведи" (<_>), рекламодателем рекламы строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Самаркандская, 145, является ЖСК "Синица" (<_>).
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В указанной рекламе содержится информация о возможности оформления заявки на кредит, а также визуальная информация с изображением логотипа банка "Сбербанк", однако, указание на наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита, отсутствует.
Вместе с тем, на заседании Комиссии 31 января 2013 г. представитель ОАО "Камская долина" - <_> пояснила, что ОАО "Камская долина" факт нарушения ч. 1 ст. 28 не признает, так как рассматриваемая реклама не является рекламой финансовых услуг. В данной рекламе объектом рекламирования являются квартиры, а информация, размещенная на сайте www.kamdolina.ru направлена на привлечение внимания к квартирам в строящихся многоквартирных жилых домах. Таким образом, информация о квартирах в строящихся многоквартирных жилых домах не может рассматриваться как информация об оказании финансовых услуг. Информация о возможности подачи заявки на кредит направлена на доведение до посетителей сайта www.kamdolina.ru сведений о возможности приобретения объекта недвижимости (квартиры) как за наличный расчет, так и с использованием заемных денежных средств.
На заседании Комиссии 01 марта 2013 г. представитель ЖСК "Синица" - <_> факт нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" не признал, пояснив, что договорных отношений между ОАО "Камская долина" и банками не существует, ОАО "Камская долина" не является банковской организацией.
Таким образом, Комиссии не представлено документальных доказательств наличия гражданско-правовых отношений между ОАО "Камская долина", и банками, а также ЖСК "Синица", ЖСК "Пермские медведи" и банками.
Следовательно, в данной рекламе отсутствует нарушение ч.1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации.
Так, на заседании Комиссии 31 января 2013 г. относительно информации о месте и способах получения проектной декларации представитель ОАО "Камская долина" - <_> пояснила, что ОАО "Камская долина" выполняет функции заказчика, но не является застройщиком домов. Застройщиком жилого многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Самаркандская, 145 является ЗАО "Авиатор-2". Между ЗАО "Авиатор-2" и ЖСК "Синица" (инвестор) заключен договор инвестирования от 06.07.2012 N 16А-18-71/12. По данному договору застройщик ЗАО "Авиатор-2" после ввода объекта в эксплуатацию обязан передать инвестору все квартиры, то есть реализация квартир будет осуществляться не по договору долевого участия в строительстве, а через ЖСК "Синица". Застройщиком жилого многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Рабочая, 9 является ООО "МАГНИТ-ИНВЕСТ". Реализация квартир осуществляется через ЖСК "Пермские медведи", а договоры инвестирования между ООО "МАГНИТ-ИНВЕСТ" и ЖСК "Пермские медведи" заключаются на каждую квартиру.
Также представителем ОАО "Камская долина" был представлен договор инвестирования N 16А-18-71/12 от 06.07.2012 г, заключенный между ЗАО "Авиатор-2" и ЖСК "Синица", и (выборочно) договоры инвестирования, заключенные между ООО "МАГНИТ-ИНВЕСТ" и ЖСК "Пермские медведи".
Таким образом, Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Камская долина" не осуществляет привлечение денежных средств физических лиц на основании договоров долевого участия в строительстве и требования ч. 7 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" на рассматриваемую рекламу не распространяются.
Следовательно, в данной рекламе отсутствует нарушение ч.7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N 1059-12-Р в рассматриваемой рекламе строящихся многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, ул. Самаркандская, 145, размещенной на сайте www.kamdolina.ru были выявлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители товара.
Информация о продаже квартир в строящихся многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, ул. Самаркандская, 145, размещенная на сайте www.kamdolina.ru, принадлежащем ОАО "Камская долина", без указания на то, что данные квартиры реализуются через ЖСК "Пермские медведи" и ЖСК "Синица", может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий приобретения данного товара - квартир в строящихся многоквартирных жилых домах.
На заседании Комиссии 01 марта 2013 г. представитель ЖСК "Синица" - <_> факт нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не признал и пояснил, что на сайте www.kamdolina.ru вся существенная информация о рекламируемом товаре размещена. Информация о ЖСК "Синица" не является существенной информацией о товаре, это существенная информация о способе реализации товара.
Представитель ЖСК "Пермские медведи" - <_> факт нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" не признал и пояснил, что законом не определен формат рекламы жилищно-строительных кооперативов. Если в рекламе не искажается смысл и не вводится в заблуждение потребитель, то рекламодатель не нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Как следует из письма Федеральной антимонопольной службы России N АК/41963 от 29.11.2010 г, при оценке подобной рекламы следует учитывать то, что она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Вместе с тем, информация о том, что квартиры в строящихся многоквартирных жилых домах реализуются через ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи", по мнению Комиссии, является существенной и важной для потребителя, её фактическое отсутствие может ввести в заблуждение потребителя рекламы относительно условий приобретения данного товара - квартир в строящихся многоквартирных жилых домах.
Из содержания рекламы потребитель не может сделать достоверный вывод о том, что квартиры реализуются через ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи", и потребуются дополнительные денежные вложения для приобретения товара, а именно: вступительный взнос и членство в жилищно-строительном кооперативе.
Следовательно, отсутствие информации о том, что квартиры реализуются членам ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи" может ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно условий приобретения товара, смысл информации при этом искажается.
Следовательно, данная реклама содержит нарушение ч.7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно п.6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно договору на размещение рекламно-информационных материалов от 02.07.2012 г. рекламодателем рекламы строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Самаркандская, 145, является ЖСК "Синица" (<_>), согласно договору на размещение рекламно-информационных материалов от 24.09.2012 г. рекламодателем рекламы строящегося многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, является ЖСК "Пермские медведи" (<_>).
03 апреля 2013 года сотрудниками Управления был проведен осмотр Интернет-сайта www.kamdolina.ru, которым подтверждено размещение на сайте по адресу www.kamdolina.ru информации следующего содержания:
"ул. Рабочая, 9 "а". от 45 000 руб./м2, сдача - II квартал 2014 г. <_>Реализация через ЖСК "Пермские медведи" <_> Возможно оформление кредита для оплаты паевого взноса в ЖСК в следующих банках:
- Западно-Уральский банк ОАО "Сбербанк России", г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 4, единый телефон 8-800-555-5550, сайт www.sberbank.ru. Заявку на кредит ОАО "Сбербанк России" также можно подать у специалиста банка в офисе ЖСК по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 40, тел. /342/ 218-16-55.
- ОАО "Уралсиб", г. Пермь, ул. Пермская, 43, тел. /342/ 220-32-00, сайт www.bankuralsib.ru <_>".
"ул. Самаркандская, 145. от 43 000 руб./м2. Сдача - III квартал 2014 г. <_> Реализация через ЖСК "Синица" <_> Возможно оформление кредита для оплаты паевого взноса в ЖСК в следующих банках:
- Западно-Уральский банк ОАО "Сбербанк России", г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 4, единый телефон 8-800-555-5550, сайт www.sberbank.ru. Заявку на кредит ОАО "Сбербанк России" также можно подать у специалиста банка в офисе ЖСК по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 40, тел. /342/ 218-16-55.
- ОАО "Уралсиб", г. Пермь, ул. Пермская, 43, тел. /342/ 220-32-00, сайт www.bankuralsib.ru <_>".
В указанном варианте рекламы нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" устранено.
Следовательно, Комиссия Пермского УФАС приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу строящихся многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Пермь, ул. Рабочая, 9, ул. Самаркандская, 145, размещенную на сайте www.kamdolina.ru, в том числе в декабре 2012 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. "О рекламе".
2. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ЖСК "Синица" и ЖСК "Пермские медведи" административного дела по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
|
<_> |
|
|
Члены Комиссии |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 1059-12-Р (опубликовано 3 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016