Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 12 февраля 2014 г. N 05-15/24-13
Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - А.А. Азаренко, заместителя руководителя управления; членов Комиссии - Д.В. Бердникова, начальника отдела антимонопольного контроля; М.Н. Ястребковой, заместителя начальника отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело N 05-15/24-13 по признакам нарушения ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (место нахождения: г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2) (далее - ОАО "МОЭСК") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Московского областного УФАС России поступили материалы из Центрального межрегионального территориального управления Росстандарта (далее - ЦМТУ Росстандарта), в которых содержались сведения о нарушении ОАО "МОЭСК" требований законодательства в части несоответствия показателям безопасности и отсутствие сертификатов на передаваемую потребителям Московской области электрическую энергию.
По результатам рассмотрения указанных материалов, документов и сведений Московским областным УФАС России в отношении
ОАО "МОЭСК" возбуждено дело N 05-15/24-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, выразившегося в ущемлении интересов потребителей электрической энергии на территории Московской области, путем невыполнения требований об обязательном проведении сертификации качества электроэнергии, предусмотренных постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", а также пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ОАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ОАО "МОЭСК" (Протокол N 10 от 23.06.2011).
ОАО "МОЭСК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом
ОАО "МОЭСК" место нахождения Общества: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава Общества, основным видом деятельности ОАО "МОЭСК" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила недискриминационного доступа) организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995
N 147 - ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 08.09.2009N 6057/09.
Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК".
Согласно материалам дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства, ЦМТУ Росстандарта в отношении
ОАО "МОЭСК" на основании обращений граждан и жалоб
ОАО "Мосэнергосбыт" проведено 4 внеплановые проверки на предмет соответствия обязательным требованиям передаваемой гражданам электроэнергии.
По результатам этих проверок установлено, что электроэнергия не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 в части показателей безопасности ("предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения" - п. 5.2, коэффициенту 15-ой гармонической составляющей напряжения" - п. 5.4.2, "коэффициенту не симметрии напряжений по нулевой последовательности" - п. 5.2.2), и на электроэнергию отсутствуют сертификаты соответствия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике установлено, что одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике, услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно - технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Согласно пункту 3 Правил недискриминационного доступа, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно - правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктом 15 Правил недискриминационного доступа, сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц подлежит обязательной сертификации.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 13109-97, электрическая сеть
общего назначения - электрическая сеть энергоснабжающей организации, предназначенная для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии).
Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/24-13 установлено, что Законом об электроэнергетике, который устанавливает основы экономических отношений в электроэнергетике и определяет основные понятия, а также статус и порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, понятия "электрические сети общего назначения" и "энергоснабжающая организация", не предусмотрены. В данном законе определены термины "энергосбытовые организации", "территориальные распределительные сети", которые являются субъектами электроэнергетики, а также "единая национальная (общероссийская) электрическая сеть", которые составляют технологическую основу функционирования электроэнергетики.
Согласно письменной позиции ОАО "МОЭСК", содержащейся в материалах дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО "МОЭСК" не является ни изготовителем, ни продавцом электрической энергии, вследствие чего не обязано проводить обязательную сертификацию качества электрической энергии, а проведение сертификации качества электрической энергии возложено действующим законодательством на энергоснабжающую организацию.
Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает, что ссылка ОАО "МОЭСК" на то что проведение сертификации законом возложено на энергоснабжающую, а не на электросетевую организацию не находит фактического подтверждения по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании", сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Порядок сертификации электрической энергии установлен постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.1999 N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (далее - Правила сертификации).
В соответствии с пунктом 8.5 Правил сертификации, заявка на сертификацию электрической энергии, направляемая энергоснабжающей организацией в орган по сертификации, содержит приложение, в котором указывают перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.
Вместе с заявкой представляется заключение органа государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации о техническом состоянии электроустановок энергоснабжающей организации, влияющих на качество отпускаемой электрической энергии.
Используемое в Правилах сертификации понятие энергоснабжающая организация не подлежит применению, поскольку Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" ранее существовавшие энергоснабжающие организации разделены на сбытовые организации, электросетевые организации и организации, занимающиеся производством электрической энергии.
Так согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ
"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле - продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, в совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу об обязанности проведения сертификации качества электрической энергии электросетевой компанией как владельцем объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.
Данный вывод Комиссии по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства также подтверждается следующим.
Согласно материалам дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства, между ОАО "МОЭСК" и ОАО "Мосэнергосбыт" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 17-3916 от 04.09.2007.
В соответствии с пунктом 198 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") и распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 12.09.2011
N 40-Р, ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии для потребителей Московской области.
По условиям договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 17-3916 от 04.09.2007 (пункт 2.1) исполнитель (ОАО "МОЭСК") обязуется оказывать заказчику (ОАО "Мосэнергосбыт") услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основаниям, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
В соответствии с пунктом 43 Приказа ФСТ России от 06.08.2004
N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:
передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);
поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;
содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Проанализировав п. 2.1 договора N 17-3916 от 04.09.2007 Комиссия установила, что в рамках указанного договора ОАО "Мосэнергосбыт" оплачивает ОАО "МОЭСК" денежные средства, полученные от потребителей, за услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, потребители электрической энергии на территории Московской области в составе тарифа на электрическую энергию оплачивают, в том числе расходы электросетевой компании
(ОАО "МОЭСК") по проведению работ по обязательному проведению сертификации качества электрической энергии.
Пункты 3.3.1 и 3.3.10 договора N 17-3916 от 04.09.2007 предусматривают, что исполнитель (ОАО "МОЭСК") обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии, качество и иные параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю (ОАО "МОЭСК"), а также осуществлять контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97.
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства также установлено, что
ОАО "МОЭСК" в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 17-3916 от 04.09.2007 г. взяло на себя обязательства по осуществлению контроля за качеством передаваемой потребителям электрической энергии.
Пунктом 8.2 Правил сертификации предусмотрено, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться:
- потребителям;
- потребителям одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.
Согласно пункту 8.9 Правил сертификации, испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания), выбираемых из числа заявленных энергоснабжающей организацией на сертификацию электрической энергии.
Таким образом, обязательным условием сертификации является право владения субъектом энергетики на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.
Объекты электросетевого хозяйства, в том числе контрольные пункты распределительных электрических сетей (центры питания) являются собственностью электросетевой компании (ОАО "МОЭСК"). Отсутствие у поставщика электрической энергии объектов электросетевого хозяйства, в том числе пунктов распределительных электрических сетей (центров питания), делает невозможным проведение сертификации качества электрической энергии поставщиком электрической энергии.
Выводы Комиссии по рассмотрению дела об обязательности проведения сертификации качества электрической энергии именно электросетевой компанией также подтверждается следующим.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178, при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
В соответствии с пунктом 46 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства соблюдают установленные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике уровни компенсации и диапазоны регулирования реактивной мощности, в том числе путем установки на указанных объектах и поддержания в надлежащем техническом состоянии устройств регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности энергоснабжения и качества электрической энергии, за счет средств, учтенных на соответствующие цели при установлении тарифов на оказываемые ими услуги по передаче электрической энергии.
В материалах дела содержится копия письма Министра Правительства Московской области по ценам и тарифам от 20.09.2012 N 2581/11исх., в соответствии с которым затраты на проведение сертификации электрической энергии включены ОАО "МОЭСК" в необходимую валовую выручку.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (утратило силу с 01.01.2014) необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктами 18, 19 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (утратило силу с 01.01.2014), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
В соответствии с материалами дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства, расходы на проведение сертификации качества электрической энергии в составе "прочих расходов" включались
ОАО "МОЭСК" в необходимую валовую выручку.
Комиссией по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства на основании материалов дела установлено, что ОАО "МОЭСК" не проводило сертификацию качества электрической энергии в период 2011-2013 гг., одновременно включая расходы на проведение сертификации качества электрической энергии в состав "прочих расходов", учитываемых при установлении тарифа на передачу электрической энергии.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" получало денежные средства за проведение сертификации качества электрической энергии в составе тарифа на электрическую энергию, оплачиваемую потребителями Московской области.
В материалах дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства содержатся перечни обращений потребителей с жалобами на качество электрической энергии за период 2011-2013 гг., а также копии самих обращений потребителей электрической энергии на территории Московской области.
Согласно копии переписки ОАО "МОЭСК" и ОАО "Мосэнергосбыт" представленной в материалах дела, а также копий жалоб потребителей электрической энергии, для поддержания качества передаваемой электрической энергии ОАО "МОЭСК" в процессе осуществления деятельности по передаче электрической энергии, планирует и проводит работы по реконструкции ВЛ-0,4 кВ, замене КТП, строительство новых ТП, реконструкции фидеров и др.
Требования к технической эксплуатации электрических сетей установлены Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1.1.5, 1.1.7, 1.5.6 Правил, основной задачей электрических сетей является распределение и отпуск электрической энергии потребителям. Работники энергообъектов обязаны, в том числе поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, организовать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования.
Согласно, пункту 5.7.1 Правил, при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
В соответствии с пунктом 5.7.5 Правил, при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.
При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.
Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.
Проанализировав копии жалоб потребителей электрической энергии на территории Московской области на качество электрической энергии, Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что качество электрической энергии напрямую зависит от работ по реконструкции, строительству и улучшению электроснабжения, проводимых
ОАО "МОЭСК".
Согласно письменным пояснениям ОАО "МОЭСК", представленным в материалах дела, сертификация качества электрической энергии за период 2011-2013 гг. электросетевой компанией не проводилась.
Комиссия по рассмотрению дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства исходя из системного толкования положений Закона об электроэнергетике, Федерального закона от 27.12.2002
N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также из анализа пунктов 3.3.1, 3.3.10 договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2007, оценив все собранные и исследованные доказательства в совокупности, пришла к выводу, что обязанность проведения мероприятий по сертификации качества электрической энергии возложена именно на электросетевую компанию (ОАО "МОЭСК").
На основании изложенного, ОАО "МОЭСК" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", в части невыполнения требований об обязательном проведении сертификации качества электрической энергии на территории Московской области.
Согласно статье 25 Закона об электроэнергетике антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "МОЭСК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов потребителей электрической энергии на территории Московской области, путем невыполнения требований об обязательном проведении сертификации качества электрической энергии на территории Московской области.
2. Выдать ОАО "МОЭСК" Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, установленного пунктом 1 настоящего Решения.
3. Материалы дела N 05-15/24-13 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со
статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Азаренко
Члены Комиссии Д.В. Бердников
М.Н. Ястребков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 февраля 2014 г. N 05-15/24-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016