Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 апреля 2013 г. N 24-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, И.П.Баранова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 24-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "Молл" (далее - ООО "Молл") по факту распространения рекламы алкогольной продукции через почтовые ящики в подъездах многоквартирных домов, с признаками нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ООО "Молл" <> по доверенности N 198 от 11 марта 2013 года (личность удостоверена по паспорту), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление гражданина о распространении через почтовые ящики в многоквартирных домах рекламных буклетов магазинов "Молния" и "SPAR", в которых размещена реклама алкогольной продукции. Заявитель указывает, что обнаружил рекламные каталоги в своем почтовом ящике 1 ноября 2012 года, считает, что реклама алкогольной продукции разрешена только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная торговля алкогольной продукции и просит Челябинское УФАС России принять меры для устранения нарушения рекламного законодательства.
По данному факту Челябинским УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Молл", в ходе которой выявлено следующее.
В ноябре 2012 года через почтовые ящики многоквартирных домов г. Челябинска распространялись рекламные каталоги "МОЛНИЯ Прямо в яблочко" с 25 октября по 7 ноября и каталоги "SPAR Чайное вдохновение" с 25 октября по 7 ноября на странице 4 которых размещена реклама алкогольной продукции, а именно: пива "Трехсосенское светлое" 4%, 0,5 л.; пива "DOCTOR DIESEL" светлое 4,5%, 0,5 л.; пива "Жигулевское" светлое 4,5%, 0,5 л.; пива "HOEGAARDEN" 4,6%, 0,5л.; пива "Жигулевское" (Трехсосенское) 4,8%, 0,5л.; набора пива "HAINEKEN" 4,6 % 2 шт.* 0,5л., что является нарушением части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Из объяснений ООО "Молл" следует, что выпускаемые ООО "Молл" рекламные каталоги "Молния" и "SPAR" предназначены для распространения внутри торговых объектов и для распространения по почтовым ящикам. Так, рекламный каталог "Молния" делится на два тиража: 217000 экземпляров печатается для распространения по почтовым ящикам в г. Челябинске, данный тираж не содержит рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции, а 33000 экземпляров печатаются непосредственно для распространения внутри торговых объектов и содержат рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции. Каталог "SPAR" также печатается для распространения по почтовым ящикам в г. Челябинске, содержит информацию только об алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее пяти процентов объема готовой продукции.
Рассмотрение материалов дела и заслушивание представителя ООО "Молл" приводит к следующим выводам.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 30.06.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Из смысла данной нормы следует, что реклама алкогольной продукции не должна быть направлена на несовершеннолетних.
С учетом изложенного, распространение рекламных каталогов "МОЛНИЯ" и "SPAR", в которых размещена реклама алкогольной продукции, через почтовые ящики в подъездах многоквартирных домов противоречит части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем является ООО "Молл", как учредитель и издатель рекламных каталогов "МОЛНИЯ", "SPAR" и осуществляющее распространение рекламы алкогольной продукции через почтовые ящики в многоквартирных домах.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную в рекламном каталоге "МОЛНИЯ Прямо в яблочко" (25 октября по 7 ноября) и рекламном каталоге "SPAR Чайное вдохновение" (25 октября по 7 ноября) и распространяемую через почтовые ящики в многоквартирных домах, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Молл" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 17 апреля 2013 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
И.П.Баранова
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 (ред. от 30.06.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 апреля 2013 г. N 24-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016