Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 27 марта 2013 г. N 20
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Никитина И.О. член Комиссии, начальник отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Маскаева Н.В. член Комиссии, государственный инспектор отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N20 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения ООО "ОКЕЙ" рекламы, содержащей признаки нарушения части 2.1 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя ООО "ОКЕЙ" по доверенности б/н от 14 марта 2013 года <***> установила:
В городе Ессентуки, 23 января 2013 года, на ул. Интернациональной, 14, на фасаде здания (кафе) был выявлен факт размещения наружной рекламы с перечнем алкогольной продукции, а именно: "Всегда в ассортименте прасковейские спиртные напитки - Вина, Коньяки, Бренди, Виски, Водка, Самогон, Шампанское". От производителя "Кизлярский коньячный завод" от производителя ЗАО "Прасковейское"", реализуемой ООО "ОКЕЙ". А также наружная реклама с изображением бутылки коньяка "Кизляр" и далее по тексту: "Здесь продается настоящий коньяк, Государственное унитарное предприятие "Кизлярский Коньячный завод" - поставщик Московского кремля".
Вышеуказанная наружная реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более пяти процентов объема готовой продукции, распространялась без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, а также в нарушение части 2.1 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, в рекламе с изображением бутылки коньяка "Кизляр", предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции присутствует, но она изображена таким образом, что не воспринимается потребителями рекламы.
Вышеуказанная реклама адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к алкогольной продукции, реализуемой ООО "ОКЕЙ".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", реклама информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из части 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
Исходя из части 7 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" за нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" ответственность несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" за нарушение части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" ответственность несёт рекламораспространитель.
В соответствии с письменными объяснениями, представленными в адрес Ставропольского УФАС России (вх. N3005 от 22.03.2013), ООО "ОКЕЙ" не признает вменяемое ему нарушение рекламного законодательства, поскольку реклама алкогольной продукции, размещенная на фасаде здания (кафе) на улице Интернациональная, 14, была изготовлена и размещена ООО "Машук", которое арендовало данное помещение ранее. Следовательно, ООО "ОКЕЙ" не является рекламодателем, так как Общество не осуществляет реализацию алкогольной продукции в данном кафе.
Кроме того, на рассмотрении дела представитель ООО "ОКЕЙ" <***> пояснил, что в настоящий момент все нарушения устранены.
Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения рекламного законодательства, изучив доводы и аргументы ООО "ОКЕЙ", приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В данном случае ООО "ОКЕЙ" является продавцом рекламируемого товара.
Общество по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная наружная реклама алкогольной продукции.
Кроме того, данный факт подтверждается письменными объяснениями исполнительного директора ООО "ОКЕЙ" И.М. Дэвиса (вх. N2831 от 19.03.2013), представленными в адрес Ставропольского УФАС России. В соответствии с данными объяснениями исполнительный директор пояснил, что наружная реклама с изображением бутылки коньяка "Кизляр" и далее по тексту: "Здесь продается настоящий коньяк, Государственное унитарное предприятие "Кизлярский Коньячный завод" - поставщик Московского кремля", а также реклама "От производителя "Кизлярский коньячный завод" от производителя ЗАО "Прасковейское"", были переданы непосредственно от завода - изготовителя, так как алкогольную продукцию ООО "ОКЕЙ" получает только от этих предприятий без посредников.
Следовательно, ссылки Общества о том, что оно не является объектом рекламирования вышеуказанной рекламы, что не состоятельны.
Что касается довода о том, что Общество не осуществляет реализацию алкогольной продукции в данном кафе, то он также не состоятелен, поскольку в соответствии с Лицензией от 12 мая 2012 года за регистрационным номером 02030144, выданной Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, ООО "ОКЕЙ" разрешается осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Ессентуки г., Кисловодская ул., д. 12, кафе-бар, а также по адресу: Ессентуки г., Интернациональная ул., д. 14, кафе-бар.
Таким образом, ООО "ОКЕЙ" допущено нарушение части 2.1 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", выразившееся в распространении наружной рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более пяти процентов объема готовой продукции, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "ОКЕЙ", поскольку в ней нарушены требования части 2.1 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "ОКЕЙ" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в связи с тем, что Обществом на момент рассмотрения дела нарушение части 2.1 и части 3 статьи 21-ФЗ "О рекламе" устранено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04.04.2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 марта 2013 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016