Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 027-10-13 (опубликовано 5 апреля 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "27" марта 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "5" апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, В.В. Сугорова, начальник отдела естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 27-10-13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (<_>) (далее - ОАО "МРСК Сибири") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина <_> на действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору N 20.24.20386.10 от 18.01.2011 (вх. от 29.10.2012 N 18500).
В связи с рассмотрением указанного заявления, материалов Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ОАО "МРСК Сибири" дела N 27-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ от 30.01.2013 N 48). Определением от 07.02.2013 к участию в рассмотрении дела N 27-10-13 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, было привлечено ОАО "Красноярскэнергосбыт".
В ходе рассмотрения дела N 27-10-13 установлены следующие обстоятельства.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 11.11.2009 24ЕИ 390018 <_> на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1500 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, ул. Цветочная, 51.
В соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права от 16.06.2008 N 24ЕЗ 887793, от 29.07.2008 N 24ЕИ 020194, от 15.08.2008 N 24ЕЗ 966189 ОАО "МРСК Сибири" является собственником подстанции N 121 "Мясокмобинат" (назначение: нежилое, 1-этажный, застроенной площадью 170.90 кв. м, инв. N 28042, лит. В, В1, адрес объекта: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, район мясокомбината), подстанции 35/10 кВ "Дрокино" N 64 (назначение: нежилое, застроенная площадь 2.1 кв. м, инв. N 13614, лит. 1, 2 - ограждения, 1 - забор протяженностью 70.15 м, 2 - калитка протяженностью 0.80 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, с. Дрокино), воздушной ЛЭП напряжением 10 кВ фидер 64-1 (оп. 1-128) от ПС 35/10 кВ "Дрокино" N 64 с отпайками до ТП 64-1-1, 64-1-6, 64-1-26 (назначение: нежилое, общая протяженность 7,889 км, инв. N 04:214:001:010318140:0005, лит. NN 1-4, адрес объекта: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, д. Дрокино, д. Минино).
В связи с необходимостью технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Минино, ул. Цветочная, 51 (максимальная мощность 15 кВт, категория надежности 3, уровень напряжения, на котором осуществляется присоединение, 0,38 кВ), <_> обратился в адрес ОАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение от 07.04.2010. Указанная заявка получена ОАО "МРСК Сибири" 07.04.2010, зарегистрирована под входящим номером 1130 ООРК.
Договор об осуществлении технологического присоединения N 20.24.20386.10 был заключен между ОАО "МРСК Сибири" и <_> 18.01.2011.
Согласно пояснениям ОАО "МРСК Сибири" (письмо от 16.11.2012 N 1.3/29/16467-исх), информация о готовности проекта договора сообщалась заявителю в телефонном режиме в связи с тем, что в заявке на технологическое присоединение <_> пожелал забрать проект договора лично. Заявителем проект договора был получен 29.12.2010. Кроме того, ОАО "МРСК Сибири" сообщило о том, что позднее вручение проекта договора заявителю обусловлено несвоевременным рассмотрением заявки (письмо от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх).
Пунктом 1.6 договора определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, 6 месяцев с момента подписания договора.
Техническими условиями, неотъемлемым приложением к договору, определена точка присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири": ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ, расположенная не далее 25 метров от границы участка заявителя, от вновь установленной КТПН 10/0,4 кВ.
Пунктом 10 Технических условий установлены обязанности по технологическому присоединению, выполняемые сетевой организацией, к которым относятся:
10.1. подготовка и выдача технических условий;
10.2. проверка выполнения технических условий заявителем;
10.3. фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя;
10.4. реализация общесистемных мероприятий по увеличению пропускной способности линий электропередач, трансформаторной мощности центров питания и повышению надежности работы электротехнического оборудования;
10.5. требования по проектированию внешней схемы электроснабжения от ВЛ 10 кВ ф. 64-1 до объекта;
10.5.1. разработать проект электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
10.5.2. строительство ЛЭП 10 кВ от ВЛ 10 кВ ф. 64-1 до новой КТПН 10/0,4 кВ;
10.5.3. установка КТПН 10/0,4 кВ;
10.5.4. строительство ЛЭП 0,4 кВ от новой КТПН 10/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Пунктом 11 Технических условий установлены мероприятия, выполняемые заявителем. Согласно пункту 11.1 заявитель обязан выполнить ввод ЛЭП-0,4 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка.
Согласно материалам дела, в том числе, информации, содержащейся в письмах ОАО "МРСК Сибири" от 16.11.2012 N 1.3/29/16467-исх, от 14.12.2012 N б/н, от 24.01.2013 N б/н, от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх, сетевой организацией в целях технологического присоединения объекта по договору N 20.24.20386.10 были выполнены следующие мероприятия:
1) Первым мероприятием, направленным на исполнение условий договора N 20.24.20386.10, явилась разработка Технического задания от 21.10.2010 на разработку проектно-сметной документации строительства питающей ВЛ 10 кВ для технологического присоединения участков <_> <_> <_> <_> в д. Минино ул. Цветочная, Мининская, Солнечная.
Пунктом 3 Технического задания установлены места расположения объектов: Красноярск, д. Минино, ул. Цветочная, 51, 63, Мининская, 56, Солнечная, 39.
2) В период с 21.10.2010 до 26.05.2011 ОАО "МРСК Сибири" проводилась работа по запросу необходимых документов, в том числе, и разработка проекта договора "под ключ", для формирования заявки на ЦКК (Центральная конкурсная комиссия ОАО "МРСК Сибири") о включении внеплановой закупки в ГКПЗ (Годовая комплексная программа закупок) 2011 года (копии подтверждающих документов не представлены).
3) 14.02.2011 и.о. генерального директора ОАО "МРСК Сибири" был издан приказ N 77 "Об ограничении полномочий по подписанию договоров", в соответствии с которым в связи с производственной необходимостью запрещено подписание договоров, по которым завершились закупочные процедуры с определением победителя, за исключением договоров, связанных со строительством энергообъектов для энергоснабжения шахты "Распадская" (пункт 1). Подписывать договоры, указанные в пункте 1, в исключительных случаях, когда заключение договора необходимо в силу безотлагательных обстоятельств, только после письменного согласования с и.о. генерального директора ОАО "МРСК Сибири" Петуховым К.Ю. (пункт 2).
4) 26.05.2011 в ходе заседания ЦКК ОАО "МРСК Сибири" было принято решение о включении внеплановых закупок "Реконструкция распределительных сетей 10-0,4 кВ (потребители льготной категории). Строительство новых ВЛ 10 кВ и ВЛИ 0,4 кВ с разработкой проектно-сметной документации для технологического присоединения заявителей льготной категории в Емельяновском районе", "Реконструкция распределительных сетей 10-0,4 кВ (потребители льготной категории). Строительство новых ВЛ 10 кВ и ВЛИ 0,4 кВ с установкой новых и реконструкцией существующих КТП с разработкой проектно-сметной документации для технологического присоединения заявителей льготной категории в Емельяновском районе" в КГПЗ филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2011 год (протокол N 36 от 26.05.2011, вопрос N 14).
4) 27.05.2011 подписаны приказы NN 372 и 373 "О проведении закупок и назначении экспертной группы" в целях организации и проведения открытых одноэтапных запросов предложений без предварительного квалификационного отбора на право заключения договоров подряда на выполнение работ, необходимых, в том числе, для технологического присоединения объекта заявителя.
5) 31.05.2011 разработана и утверждена закупочная документация, размещено уведомление о размещении запросов предложений по закупкам, регламентированным приказами NN 372, 373.
6) 16.06.2011 по закупке, назначенной приказом N 372 от 27.05.2011, закончился прием предложений (предложения от двух контрагентов - ООО "Красэлектросервис", ООО "Горэнерго"), проведена процедура вскрытия поступивших предложений.
Проведена экспертная оценка, оформлен и подписан отчет экспертной группы от 02.08.2011 N 372/1.1.
Постоянно действующей конкурсной комиссией филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" рассмотрен отчет экспертной группы, принято решение провести процедуру регулирования цены (переторжку) (протокол N 187 от 08.08.2011).
После проведения переторжки подписан итоговый протокол N 194 от 16.08.2011, на основании которого ОАО "МРСК Сибири" заключило договор подряда N 10.2400.2243.11 от 29.08.2011 с победителем (ООО "Красэлектросервис").
7) 04.07.2011 по закупке, назначенной приказом N 373 от 27.05.2011, закончился прием предложений (предложения от трех контрагентов - ООО "Горэнерго", ОАО "КРПЭС", ООО "Монтажэлектросервис"), проведена процедура вскрытия поступивших предложений (протокол N 160/1 от 04.07.2011, вопрос N 1).
Проведена экспертная оценка, оформлен и подписан отчет экспертной группы от 01.09.2011 N 373/1.1.
Постоянно действующей конкурсной комиссией филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" рассмотрен отчет экспертной группы, принято решение провести процедуру регулирования цены (переторжку). После проведения переторжки подписан итоговый протокол N 209 от 12.09.2011, на основании которого ОАО "МРСК Сибири" заключило договор подряда N 10.2400.2356.11 от 23.09.2011 с победителем (ОАО "КРПЭС").
8) Обязательства по договорам N 10.2400.2243.11 от 29.08.2011 и N 10.2400.2356.11 от 23.09.2011 выполнены в полном объеме в декабре 2011 года, о чем свидетельствуют Акты о приемке выполненных работ от 31.12.2011 и от 26.12.2011 соответственно.
9) 12.03.2012 сотрудником филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" Василовской Н.Е. проведена проверка выполнения <_> технических условий, которая установила, что технические условия к договору N 20.24.20386.10 от 18.01.2011 выполнены в полном объеме, учет потребляемой электроэнергии энергопринимающими устройствами потребителя обеспечен, замечаний нет (Акт N Е-3-592).
10) 15.06.2011 составлены Акт о выполнении ТУ, Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон N 287, Акт об осуществлении технологического присоединения N 287.
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири", в период с 12.03.2012 по 15.06.2012 ОАО "МРСК Сибири" осуществляло работы, направленные на осуществление технологического присоединения (копии подтверждающих документов не представлены).
11) 13.11.2012 ОАО "МРСК Сибири" обратилось в адрес Енисейского управления Ростехнадзора (вх. от 13.11.2012 N 1312, дата получения разрешительных документов 13.12.2012) для получения разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок (построенных объектов, необходимых для технологического присоединения объекта заявителя).
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири" (письмо от 14.12.2012 N б/н), иная переписка с Енисейским управлением Ростехнадзора (кроме заявления и расписки) не велась.
ОАО "МРСК Сибири" также сообщило о том, что "в конце 2011 и 2012 г. Ростехнадзор отказывался принимать построенные объекты, запитанные от официально перегруженных центров питания (например, ПС "Мясокомбинат"). Проблема сдачи построенных объектов в Ростехнадзор была по всему Емельяновскому району. Данный факт подтверждается также материалами дела, рассматриваемого УФАС по Красноярскому краю по заявлению Ростехнадзора (N 386-10-12). Обращение в более ранние сроки не привело бы к положительному решению".
12) 12.12.2012 Енисейским управлением Ростехнадзора был произведен осмотр электроустановок ОАО "МРСК Сибири": ВЛ 10 кВ, ВЛИ 0,4 кВ, КТПН 250/10/0,4 кВ N 64-1-51 (Акт осмотра электроустановки N 10/1055), выдано Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 10/541.
13) 15.01.2013 осуществлена подача электроэнергии на объект заявителя (согласно пояснениям ОАО "МРСК Сибири" от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх). Как пояснил <_> (письмо вх. N 5262 от 26.03.2013), напряжение на электроустановку было фактически подано 25.12.2012.
Подача электрической энергии на объект <_> была осуществлена через 2 года с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Письмом от 02.05.2012 <_> обратился в ОАО "МРСК Сибири" с жалобой на то, что заявителем не получены документы, предусмотренные пунктами 2.1.4-2.1.6 договора об осуществлении технологического присоединения, а также не осуществлено фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата.
Письмом от 17.05.2012 N 1.3/01/6457-исх ОАО "МРСК Сибири" проинформировало заявителя о том, что обществом готовятся документы в Енисейское управление Ростехнадзора для сдачи в эксплуатацию электроустановки. Планируемый срок ввода объекта - июнь 2012 года.
Письмом от 15.10.2012 <_> вновь направил в ОАО "МРСК Сибири" жалобу, согласно которой включение коммутационного аппарата и фактическая подача электроэнергии не выполнены.
Письмом от 29.10.2012 N 1.3/03/15324-исх ОАО "МРСК Сибири" сообщило о том, что обществом повторно подано заявление о проведении осмотра и выдачи разрешения на допуск в Енисейское управление Ростехнадзора, а также о том, что о вводе в эксплуатацию электроустановки заявитель будет проинформирован дополнительно.
Сведения об иных действиях, направленных на исполнение ОАО "МРСК Сибири" обязательств по технологическому присоединению, ОАО "МРСК Сибири" не представлено, в ходе рассмотрения дела Комиссией не установлено.
Согласно пояснениям ОАО "Красноярскэнергосбыт", изложенным в письме от 22.11.2012 N 119-11/994, на основании заявления <_> от 15.06.2012 (содержащего все необходимые в соответствии с требованиями действующего законодательства документы, в том числе, подтверждающие технологическое присоединение энергоустановки заявителя к сетям ОАО "МРСК Сибири") между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и заявителем был заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей N 345 от 17.07.2012.
Письмом от 15.08.2012 N 227/12-9961 ОАО "Красноярскэнергосбыт" направило в ОАО "МРСК Сибири" заявку на подключение объектов согласно реестру, в том числе, жилой дом заявителя. О том, что указанная заявка не выполнена, гарантирующий поставщик узнал после получения жалобы <_> на отсутствие энергоснабжения от 15.10.2012.
На основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327) действует на основании Устава, согласно статье 3 которого основной целью деятельности общества является получение прибыли; для ее получения общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В связи с изложенным ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
По смыслу пункта 14 Правил заявителями являются физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
<_> является заявителем в соответствии с критериями, определенными пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Исходя из изложенных норм, на ОАО "МРСК Сибири" лежала обязанность направить <_> для подписания проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия к нему в срок до 06.05.2010 включительно.
При этом указанные проект договора и технические условия были вручены ОАО "МРСК Сибири" заявителю только 29.12.2010, договор заключен 18.01.2011.
Как пояснило ОАО "МРСК Сибири", причиной нарушения срока направления проекта договора и технических условий к нему заявителю явилось несвоевременное рассмотрение заявки. Указанное обстоятельство свидетельствует о необеспечении со стороны ОАО "МРСК Сибири", как юридического лица, надлежащего контроля за исполнением должностными лицами общества своих должностных обязанностей.
Пояснения ОАО "МРСК Сибири" о том, что заявителем было высказано пожелание забрать проект договора и технические условия лично, в связи с чем о готовности документов он был уведомлен по телефонному номеру, указанному в заявке на технологическое присоединение, не подтверждаются материалами дела и противоречат требованиям пункта 15 Правил, которым установлена обязанность сетевой организации именно направить в адрес заявителя для подписания проект договора и технические условия в двух экземплярах.
Нарушение ОАО "МРСК Сибири" сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему в адрес <_> привело к затягиванию процедуры технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям более чем на 7 месяцев.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По смыслу указанной нормы шестимесячный срок является предельным, его продление не предусмотрено.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя следующие мероприятия (в редакции, действовавшей на момент заключения договора с <_>):
а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" надлежало выполнить указанные мероприятия по технологическому присоединению объекта <_> в срок до 18.07.2011.
Вместе с тем, мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения (подпункт "в" пункта 7 Правил), были выполнены ОАО "МРСК Сибири" в декабре 2011 года (Акты о приемке выполненных работ за декабрь 2011 года); Акт о технологическом присоединении N 287 и Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности N 287 (подпункты "г.1", "д" пункта 7 Правил) составлены 15.06.2012; получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию энергообъектов ОАО "МРСК Сибири" (подпункт "г" пункта 7 Правил) - 12.12.2012 (Акт осмотра электроустановки N 10/1055, Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 10/541); фактическая подача электрической энергии на объект <_> (по пояснениям ОАО "МРСК Сибири") - 15.01.2013.
Вместе с тем, подача напряжения и мощности на объект <_> могла быть осуществлена ОАО "МРСК Сибири" в июле-августе 2012 года: после заключения <_> с ОАО "Красноярскэнергосбыт" договора энергоснабжения и направления гарантирующим поставщиком заявки в сетевую организацию.
Комиссией установлено, что при выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта <_> ОАО "МРСК Сибири" допускались необоснованные бездействия и затягивания процедуры технологического присоединения, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
В целях выполнения обязательств перед заявителем ОАО "МРСК Сибири" заключило два договора подряда - N 10.2400.2243.11 от 29.08.2011 с ООО "Красэлектросервис", N 10.2400.2356.11 от 23.09.2011 с ОАО "КРПЭС".
К заключению указанных договоров ОАО "МРСК Сибири" приступило более чем через 4 месяца после заключения договора с заявителем (26.05.2011 принято решение о включении закупки по выбору подрядчика в качестве внеплановой в ГКПЗ ОАО "МРСК Сибири").
Определением о назначении дела N 27-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Красноярское УФАС России предложило ОАО "МРСК Сибири" представить сведения о действиях, совершенных ОАО "МРСК Сибири" в период с 21.10.2010 по 26.05.2011, а также приложить копии подтверждающих документов.
ОАО "МРСК Сибири" сообщило о том, что в период с 21.10.2010 по 26.05.2011 обществом проводилась работа по запросу необходимых документов, в том числе, разработка проекта договора "под ключ", для формирования заявки на ЦКК о включении внеплановой закупки в ГКПЗ 2011 года (письмо от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх).
При этом ОАО "МРСК Сибири" не представило ни копий подтверждающих указанные действия документов, ни обоснованность длительности (7 месяцев) подготовки документов, которые в большей части являются типовыми для сетевой организации, основными видами деятельности которой являются передача электроэнергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. В том числе, ОАО "МРСК Сибири" не обосновало продолжительность указанных мероприятий с учетом законодательно установленных сроков технологического присоединения (6 месяцев).
Комиссия также полагает, что издание и.о. генерального директора ОАО "МРСК Сибири" приказа от 14.02.2011 N 77, в соответствии с которым запрещено подписание договоров, по которым завершились закупочные процедуры с определением победителя, не является основанием для бездействия сетевой организации по выполнению обязательств по технологическому присоединению объекта <_>
Издание такого приказа, обусловленное хозяйственной деятельностью общества, не может являться основанием для нарушения требований действующего законодательства. Указанный приказ содержит оговорку о возможности подписания договоров по согласованию с и.о. генерального директора. ОАО "МРСК Сибири" не представило доказательств совершения им действий по согласованию подписания договора в возможно короткие сроки после определения победителя закупки.
Кроме того, приостановление указанным приказом возможности подписания договоров не обосновывает бездействие ОАО "МРСК Сибири" по подготовке заявки на включение закупки в ГКПЗ, поиску контрагентов, определению победителя, проведению процедуры регулирования цены (переторжки) и исполнению иных мероприятий, выполняемых до заключения договора подряда.
Более того, с момента размещения информации о проведении закупки до истечения срока подачи заявок прошло около трех недель. Остальное время (с 26.05.2011 до 29.08.2011 и 23.09.2011 соответственно) заняли внутрикорпоративные процедуры ОАО "МРСК Сибири".
При этом обязательность проведения указанных внутрикорпоративных процедур, определенных Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Сибири", не может являться обоснованием нарушения сроков технологического присоединения в связи с тем, что в силу прямого указания Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ юридические лица при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 2). Следовательно, локальный правовой акт, регулирующий проведение закупок для нужд ОАО "МРСК Сибири", должен быть разработан с учетом императивных требований подпункта б) пункта 16 Правил о недопустимости превышения предельных сроков технологического присоединения в рамках проведения соответствующих закупок.
Вместе с тем, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ вступил в законную силу после истечения срока исполнения обязательств по технологическому присоединению объекта <_> (01.01.2012).
Комиссией также установлено, что Положение о закупках ОАО "МРСК Сибири" не содержит условий, при которых срок выполнения ОАО "МРСК Сибири" подготовительных процедур к выбору подрядчика и заключению с ним договора может превышать 7 месяцев с даты разработки Технического задания или 4 месяца с даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения с заявителями, общий срок технологического присоединения которых составляет 6 месяцев.
Кроме того, установлено, что 12.03.2012 сотрудником филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" Емельяновского РЭС Василовской Н.Е. произведен осмотр электроустановки <_> Согласно Акту N Е-3-592 технические условия по договору выполнены заявителем в полном объеме, учет потребляемой электроэнергии энергопринимающими устройствами потребителя обеспечен, замечаний нет.
При этом технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям было осуществлено ОАО "МРСК Сибири" через 3 месяца после составления указанного Акта (15.06.2012), о чем свидетельствуют составленные Акт об осуществлении технологического присоединения N 287 от 15.06.2012, Акт о выполнении технических условий от 15.06.2012, Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 15.06.2012.
Определением о назначении дела N 27-10-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Красноярское УФАС России также предложило ОАО "МРСК Сибири" обосновать бездействие в период с 12.03.2012 по 15.06.2012.
ОАО "МРСК Сибири" сообщило о том, что в период с 12.03.2012 по 15.06.2012 обществом осуществлялись работы, направленные на технологическое присоединение (письмо от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх).
Наименование конкретных видов работ, обоснование их продолжительности (3 месяца), а равно копии документов, подтверждающих их выполнение, ОАО "МРСК Сибири" не представило.
При этом в силу подпункта "г.1" пункта 7 Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Договоры подряда N 10.2400.2243.11 от 29.08.2011 с ООО "Красэлектросервис", N 10.2400.2356.11 от 23.09.2011 с ОАО "КРПЭС" выполнены подрядными организациями в декабре 2011 года, о чем свидетельствуют представленные Акты о приемке выполненных работ за декабрь 2011 года. Проверка выполнения <_> технических условий произведена ОАО "МРСК Сибири" 12.03.2012.
Таким образом, объекты электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым планировалось осуществление технологического присоединения были построены в декабре 2011 года. Энергопринимающее устройство заявителя было готово к подключению 12.03.2012.
Препятствия для подключения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" 12.03.2012, Комиссией не установлены, ОАО "МРСК Сибири" не представлены.
Кроме того, в связи с необходимостью получения разрешения на допуск построенных ОАО "МРСК Сибири" энергообъектов в эксплуатацию, общество обратилось в адрес Енисейского управления Ростехнадзора 13.11.2012, о чем свидетельствует представленная расписка уполномоченного органа о том, что заявление с документацией согласно перечню получено 13.11.2012 и зарегистрировано под N 1312. В соответствии с указанной распиской дата выдачи Енисейским управлением Ростехнадзора разрешительных документов - 13.12.2012.
При этом работы по строительству объектов электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Сибири" были выполнены в полном объеме в декабре 2011 года.
В обоснование бездействия по обращению в Енисейское управление Ростехнадзора в течение практически 1 года после окончания строительных работ ОАО "МРСК Сибири" указало на отказ Енисейского управления Ростехнадзора от принятия построенных объектов, запитанных от официально перегруженных центров питания (например, ПС "Мясокомбинат"). По мнению общества, со ссылкой на рассматриваемое Красноярским УФАС России дело N 386-10-12, обращение в Енисейское управление Ростехнадзора в более ранние сроки не привело бы к положительному решению (письмо от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх).
Дело N 386-10-12 было возбуждено Красноярским УФАС России по заявлению Енисейского управления Ростехнадзора на действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неправомерном согласовании технологического присоединения объектов к источникам питания ПС 110/35/10 кВ N 121 "Мясокомбинат", ПС 35/10 кВ N 63 "Элита", ПС 110, 35/10 кВ N 45 "Емельяново 110", имеющим ограничение на технологическое присоединение дополнительной мощности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Инвестиционной программой филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" по развитию объектов, используемых в сфере электроснабжения г. Красноярска 3-4 кварталы 2008 -2015 годы была предусмотрена замена двух силовых трансформаторов мощностью 25 МВА каждый на силовые трансформаторы мощностью 40 МВА на подстанции N 121 110/35/10 кВ "Мясокомбинат", находящейся в районе мясокомбината в Октябрьском районе города Красноярска, с разработкой проектно-сметной документации: срок реализации мероприятия - 2010 год.
ОАО "МРСК Сибири" не были осуществлены мероприятия по реконструкции ПС 110/35/10 кВ N 121 "Мясокомбинат" в установленный в ИПР срок, однако обществом в период с 01.01.2010 года по 03.07.2012 года было выдано 699 технических условий при наличии перегруженных центров питания.
Скорректированной Инвестиционной программой филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на 2012 - 2017 годы предусмотрена реконструкция ПС 110/35/10 кВ N 121 "Мясокомбинат", замена силовых трансформаторов 110 кВ 225 МВА на 240 МВА со сроком реализации 2014 - 2015 годы.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в решении от 12.08.2011 по делу N ВАС-9742/11, на сетевую организацию возлагаются обязанности по выполнению целого ряда подготовительных мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В связи с изложенным, на ОАО "МРСК Сибири" как собственнике ПС "Мясокомбинат" лежит обязанность по недопущению ситуации перегруженности центра питания.
Вместе с тем, согласно письму ОАО "МРСК Сибири" от 14.12.2012 N б/н в соответствии с реестром замеров нагрузки трансформаторов загрузка ПС "Мясокомбинат" (225 МВА) по 1Т составила 12,8 МВА, по 2Т - 19,6 МВА.
Осмотр электроустановки был произведен Енисейским управлением Ростехнадзора 12.12.2012, Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 10/541 получено ОАО "МРСК Сибири" 12.12.2012, то есть через месяц после обращение ОАО "МРСК Сибири" с заявлением и в соответствии с датой, указанной в расписке N 1312 от 13.11.2012.
Предусмотренные Инвестиционными программами мероприятия по увеличению мощности ПС "Мясокомбинат" (замена силовых трансформаторов) ОАО "МРСК Сибири" не выполнило ни по состоянию на декабрь 2011 года, когда были построены объекты электросетевого хозяйства, ни по состоянию на 12.12.2012, когда Енисейским управлением Ростехнадзора был проведен осмотр электроустановки.
Следовательно, позиция ОАО "МРСК Сибири" о том, что более раннее обращение в Енисейское управление Ростехнадзора по вопросу допуска в эксплуатацию построенных электроустановок, необходимых для технологического присоединения объекта <_> (в период с декабря 2011 года до 13.11.2012), не привело бы к выдаче указанным органом разрешения на допуск электроустановки в эксплуатацию, не основано на фактических обстоятельствах дела.
В связи с изложенным, Комиссия установила, что в указанном случае ОАО "МРСК Сибири" допустило необоснованное бездействие, которое привело к затягиванию процедуры технологического присоединения объекта <_> (в части осуществления фактической подачи напряжения и мощности на объекта заявителя) практически на 1 год.
В связи с изложенным Комиссией установлено, что фактические действия ОАО "МРСК Сибири" привели к необоснованному затягиванию сроков исполнения обязательств по договору N 20.24.20386.10 от 18.01.2011 (с момента подачи заявки на технологическое присоединение до фактической подачи напряжения и мощности на объект прошло 2 года и 9 месяцев), и не позволили, в том числе, заявителю своевременно исполнить свою часть обязательств (ввод ЛЭП-0,4 кВ в жилой дом в границах своего земельного участка) в соответствии с пунктом 11 технических условий, так как строительство точки присоединения в силу пункта 10 технических условий осуществляет ОАО "МРСК Сибири"; и только после физического появления точки присоединения заявитель может осуществить ее ввод в границы земельного участка.
Пунктом 2.3.1 договора об осуществлении технологического присоединения N 20.24.20.386.10 установлена обязанность заявителя надлежащим образом исполнить пункт 11 технических условий в срок не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока, указанного в пункте 1.6 договора, и уведомить исполнителя о выполнении технических условий.
Указанным договором, а также правовыми нормами не установлена обязанность заявителя информировать сетевую организацию о частичном выполнении мероприятий по технологическому присоединению, а у сетевой организации отсутствует обязанность проверять частичное выполнение заявителем мероприятий, что также подтверждается ОАО "МРСК Сибири": письмом от 04.03.2013 N 1.3/01.2/3040-исх общество проинформировало Красноярское УФАС России о том, что "информирование о частичном выполнении обязательств заявителем не предусмотрено".
В силу распределения мероприятий по технологическому присоединению (сетевая организация выполняет мероприятия до границы земельного участка заявителя, заявитель - в пределах границ своего участка), указанные мероприятия позволяют их параллельное выполнение сетевой организацией и заявителем. Невыполнение заявителем своих обязательств не является препятствием для выполнения сетевой организацией работ до границы земельного участка заявителя. В рассматриваемом случае невыполнение своих мероприятий заявителем приведет к невозможности осуществления фактического (физического) технологического присоединения объекта к электрическим сетям.
Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрены обстоятельства, освобождающие сетевую организацию от необходимости исполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ земельного участка лица, направившего заявку на технологическое присоединение, в том числе, в случае бездействия заявителя по уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в границах принадлежащего ему земельного участка, в сроки, установленные подпунктом б) пункта 16 Правил.
Свои обязательства <_> выполнил надлежащим образом, о чем свидетельствует Акт о выполнении технических условий от 15.06.2012).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссией установлено, что нарушение ОАО "МРСК Сибири" сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему на основании заявки <_> от 07.04.2010, а также нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта <_> не было обусловлено объективными причинами. Указанное бездействие свидетельствует о выходе сетевой организацией за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав и о наложении на заявителя необоснованных ограничений, в том числе, связанных с невозможностью получить услугу технологического присоединения в установленные сроки.
Доказательства допустимости указанного бездействия, а также того, что его результатом является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, либо получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным в результате бездействия, а равно того обстоятельства, что ОАО "МРСК Сибири" были предприняты все возможные меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства, обществом не представлены, Комиссией не установлены.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "МРСК Сибири", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58. Указанным приказом ФСТ России в отношении ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ввела государственное регулирование и контроль.
Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка. Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края в границах расположения принадлежащих обществу электрических сетей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В связи с изложенным, рассматриваемое бездействие ОАО "МРСК Сибири" образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Направление ОАО "МРСК Сибири" в адрес <_> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему на основании заявки потребителя от 07.04.2010, а также выполнение ОАО "МРСК Сибири" мероприятий по технологическому присоединению объекта <_> к электрическим сетям и фактическая подача напряжения и мощности электрической энергии на объект заявителя, свидетельствуют об устранении обществом последствий нарушения антимонопольного законодательства и являются основанием для невыдачи предписания.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
Комиссия решила:
1. Признать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту нарушения срока направления <_> проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий к нему, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения, а также невыполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта по договору об осуществлении технологического присоединения от 18.01.2011 N 20.24.20386.10 в сроки, установленные пунктом 16 Правил технологического присоединения.
2. Предписание ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" не выдавать в связи с устранением последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
В.В. Сугорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 027-10-13 (опубликовано 5 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016