Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-12/16-2014 (опубликовано 28 ноября 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 05-12/16-2014, возбужденное 16.10.2014 в отношении ОАО "Бурятгаз" по признакам нарушения части 3, 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя по доверенности от ОАО "Бурятгаз" <_> в отсутствие надлежаще извещенного заявителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее- РСТ РБ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) 26.09.2014 поступило обращение РСТ РБ, содержащее указание на нарушение ОАО "Бурятгаз" части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Из обращения РСТ РБ следует, что на радио "Сибирь-Улан-Удэ" и на сайте ОАО "Бурятгаз" www.buryatgaz.ru в разделе "Новости" размещена реклама ОАО "Бурятгаз" о снижении с 10 сентября по 10 октября цены на газ для коммунально-бытовых нужд, реализуемый в баллонах, что не соответствует действительности, размещенная реклама является недостоверной.
Установлено, что в эфире радиостанции "Радио-Сибирь" с 15.09.2014 по 26.09.2014 транслировался аудиоролик ОАО "Бурятгаз" следующего содержания: "Вам бы хотелось, чтобы цены на газ стали ниже ОАО "Бурятгаз" - ваши желания всегда в центре внимания! Мы снижаем цены, делая их доступными для вас! Единая цена на газ для коммунально-бытовых нужд - 26,6 рублей за килограмм, 532 рубля за 50-ти литровый баллон. Акция действует в Улан-Удэ с 10 сентября по 10 октября. ОАО "Бурятгаз" - ощутимое преимущество для каждого клиента!". Также на сайте www.buryatgaz.ru в разделе "Новости" ОАО "Бурятгаз" разместило рекламу аналогичного содержания.
Из пояснений представителя ОАО "Бурятгаз" следует, что в тексте рекламы сообщается об установлении единой цены при продаже сжиженного углеводородного газа в баллонах для потребителей как граждан, так и предпринимателей. ОАО "Бурятгаз" ранее реализовывало СУГ в баллонах потребителям-гражданам для коммунально-бытовых нужд только с одного склада промежуточного хранения по адресу - г. Улан-Удэ, ул. Гурульбинская, 21, по регулируемой цене - 26,6 рублей за килограмм (с НДС). С остальных складов промежуточного хранения в г. Улан-Удэ СУГ в баллонах реализовывался для коммерческого использования по нерегулируемой цене - 34,5 рублей за килограмм (с НДС). Таким образом, рекламное сообщение адресовано неограниченному кругу лиц, в том числе гражданам и предпринимателям, указывает на установление единой цены СУГ в баллонах для всех категорий покупателей на всех складах промежуточного хранения по цене 26,6 рублей за килограмм (с НДС).
Кроме того, ОАО "Бурятгаз" пояснило, что в соответствии с приказом РСТ РБ от 29.05.2014 N 4/4 по категории "1" и "2" франкирования субъекты регулирования реализуют сжиженный углеводородный газ по цене соответственно 19,10 рублей и 19,50 рублей за килограмм с газонаполнительных станций, по категории "4" - со складов промежуточного хранения, которыми в настоящее время являются все точки реализации ОАО "Бурятгаз" СУГ в баллонах на территории г. Улан-Удэ и районов республики. Доводы лиц, обращающихся с жалобами о необходимости реализации СУГ в баллонах населению для коммунально-бытовых нужд по цене 19,10 рублей за 1 кг (с НДС) со складов ОАО "Бурятгаз" несостоятельны, поскольку данный тариф не учитывает расходы компании на транспортировку СУГ в баллонах от газонаполнительных станций до мест промежуточного хранения и расходы на работу и содержание складов.
В силу статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 вышеназванного закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе); о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (пункт 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Бурятским УФАС России в ходе рассмотрения заявления установлено, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно пунктам 1.2, 3.30 Положения о РСТ РБ, утвержденного постановлением Правительства РБ от 03.02.2006 N 29, РСТ РБ является исполнительным органом государственной власти РБ, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории РБ, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), устанавливает розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
РСТ РБ приказом от 29.05.2014 N 4/4 установила розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) на территории РБ с 1 июля 2014 года по следующим категориям франкирования:
Реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя - 19,10 рублей с НДС за кг;
Реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя- 19,50 рублей с НДС за кг;
Реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (складов) - 26,60 рублей с НДС за кг;
Реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок- 19,60 рублей с НДС за кг.
Ранее приказом РСТ РБ от 20.06.2013 N 4/11 была установлена предельная (максимальная) розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ОАО "Бурятгаз" населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) на территории Республики Бурятия, в следующем размере:
реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя - 21,65 руб/кг. (с учетом НДС).
Из текста рекламы следует, что ОАО "Бурятгаз" снижает цену на газ именно для потребителей-граждан, приобретающих газ именно для коммунально-бытовых нужд, при этом указанная цена в размере 26,60 рублей за килограмм действует определенный промежуток времени (с 10 сентября по 10 октября), в то время как приказом РСТ РБ N 4/4 от 29.05.2004 розничные цены на газ установлены с 01.07.2014.
Кроме того, розничная цена в размере 26,60 рублей за 1 кг газа не является сниженной, напротив, ранее была установлена предельная (максимальная) розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ОАО "Бурятгаз" населению для бытовых нужд, в размере 21,65 руб/кг.
Таким образом, реклама ОАО "Бурятгаз" вводит в заблуждение потребителей, приобретающих газ для бытовых нужд, а также содержит не соответствующие действительности сведения о возможности его приобретения в течение определенного срока, а также о снижении стоимости товара, что свидетельствует о нарушении части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Таким образом, в действиях рекламодателя ОАО "Бурятгаз" содержатся признаки нарушения части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ОАО "Бурятгаз", размещенную в эфире ""Радио-Сибирь, с 15 по 26 сентября 2014, поскольку в ней нарушена часть 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
3. Передать настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-12/16-2014 (опубликовано 28 ноября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016