Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 28 ноября 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителя ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - специализированная организация): <_>
в отсутствие представителей ООО "Нэкстэнерго", Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма: о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, установила:
18 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Нэкстэнерго" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма (извещение N 0133300012314000007).
Из жалобы заявителя следует, что, по мнению ООО "Нэкстэнерго", Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении указанного открытого конкурса были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО "Нэкстэнерго".
Заявитель указывает, что нарушения законодательства Российской Федерации произошли ввиду следующего:
1) заказчиком необоснованно установлено в конкурсной документации требование об обязательном наличии и представлении участником открытого конкурса "копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора:- работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)";
2) в ч. 2 п. 10 части 2 "Информационная карта" открытого конкурса заказчиком не раскрыта методика оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представитель специализированной организации в своих возражениях указал, что не согласен с доводами заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель специализированной организации пояснил, что схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма заказчику требуются для составления в дальнейшем проектной документации.
Рассмотрев представленные заявителем и специализированной организацией документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.10.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133300012314000007 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком в п. 1.1.3 части I "Общие положения" конкурсной документации установлено требование о представлении участником открытого конкурса "копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора:- работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса размещенного на официальном сайте Российской Федерации, а также технического задания документации, предметом муниципального контракта является разработка схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма.
Порядок выполнения работ, являющихся объектом закупки, определен Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно ч. 5 ст. 38 Закона о водоснабжении и водоотведении схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" такая правовая категория как "предпроектные работы" не установлена.
В соответствии с п. "б" ч. 1 раздела I "Общие положения" Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение) данное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно разделу II указанного Положения в графической части проектной документации должны быть указаны: принципиальные схемы систем канализации и водоотведения объекта; принципиальные схемы прокладки наружных сетей водоотведения, ливнестоков и дренажных вод; план сетей водоотведения.
Таким образом, требующиеся заказчику схемы водоснабжения и водоотведения, могут являться неотъемлемой частью проектной документации.
В соответствии ч. II "Виды работ по подготовке проектной документации" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" требующиеся заказчику при проведении указанной закупки работы относятся к п. 4.2 - работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления требования к наличию и представлению участником открытого конкурса "копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых является предметом договора:- работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
Согласно п. 10 документации об открытом конкурсе "Информационная карта":
"Оценка заявок на участие в конкурсе производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1) цена контракта;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по бальной системе оценки в соответствии со следующими критериями:
1. Цена контракта: значимость критерия: 60 %;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Подкритерии:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг)-30%;
б) соответствие экологическим нормам-10%.
Оценка по нестоимостным критериям (подкритериям), осуществляется в порядке, установленном в соответствии с п. 20 Правил оценки. Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки".
В соответствии п. 20 Правил оценки оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в пп. "а" и "в" п. 25 Правил оценки, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил оценки.
Согласно пп. "а", "в" п. 25 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: качество товаров (качество работ, качество услуг); соответствие экологическим нормам.
Следовательно, указание формулы расчета количества баллов или шкалы предельных величин значимости показателя оценки, устанавливающей интервалы их изменений или порядок их определения, необходимо во всех случаях, за исключением оценки по показателям "качество товаров (качество работ, качество услуг)" и "соответствие экологическим нормам".
Согласно п. 26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 Правил оценки, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Учитывая изложенное, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация содержала критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев (цена контракта: значимость критерия - 60 %; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: подкритерий - качество товаров (качество работ, качество услуг) - 30 %; соответствие экологическим нормам - 10 %); порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (оценка выставляется экспертным методом).
Довод Заявителя о том, что в документации об открытом конкурсе не раскрыта методика оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не состоятелен ввиду следующего.
Действующим законодательством не определена обязанность заказчика об определении содержания указанных показателей.
Однако, содержание указанных показателей установлено в п. 7.2. документации об открытом конкурсе: "к оценке по критерию (показателям), установленному положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил принимаются только показатели, подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией). Заявленные, но не подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией) участником закупки показатели по критериям (показателям), установленным положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил, считаются непредставленными. В указанном случае конкурсной комиссии надлежит присваивать нулевое значение баллов по критерию. При отсутствии подтверждения хотя бы одного признака по показателям качества товаров (качество работ, качество услуг) или соответствия экологическим нормам в целом по критерию ему присваивается ноль баллов. При наличии только у одного участника всей совокупности квалификационных признаков, такому участнику автоматически присваивается максимальный балл по критерию. При наличии у нескольких участников всей совокупности квалификационных признаков конкурсной комиссией в отношении данных участников производится экспертная сравнительная оценка квалификации с выставлением квалификационных баллов в пределах установленной для критерия значимости каждым членом комиссии. Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель специализированной организации пояснил, что в качестве документального подтверждения данного показателя участники закупки могут представлять любые документы, по их мнению, подтверждающие указанный показатель.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению, что при осуществлении настоящей закупки не были нарушены нормы Закона о контрактной системе и, как следствие, права и законные интересы ООО "Нэкстэнерго".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Нэкстэнерго" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кинешма при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма (извещение N 0133300012314000007) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 28 ноября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016