Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 27 ноября 2014 г. N 6944/03
Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 27 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Заярная А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- ответчика - Администрации Маловишерского муниципального района - Кузановой Ирины Геннадьевны (доверенность б/н от 18.11.2014), Сагалаковой Маргариты Александровны (доверенность б/н от 18.11.2014),
рассмотрев дело N 50 от 03.10.2014 по признакам нарушения Администрацией Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
На основании приказа Новгородского УФАС России N 45 от 07.03.2014 специалистами Новгородского УФАС России проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" Администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области как органом местного самоуправления.
В результате проверки соблюдения Администрацией Маловишерского муниципального района антимонопольных требований при проведении торгов (конкурсов и аукционов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Маловишерского муниципального района установлено следующее.
В августе 2013 года муниципальным заказчиком - Администрацией Маловишерского муниципального района проводилось размещение муниципального заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание банковских услуг по предоставлению кредита на покрытие дефицита бюджета Маловишерского муниципального района, извещение N 0150300001513000012 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 08.08.2013.
Документация по проведению вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме (далее - Документация об открытом аукционе) была утверждена должностным лицом муниципального заказчика - Главой Администрации Маловишерского муниципального района Н.А. Масловым 01.08.2013.
Извещение N 0150300001513000012 о проведении рассматриваемого размещения муниципального заказа было опубликовано муниципальным заказчиком - Администрацией Маловишерского муниципального района на официальном сайте 08.08.2013.
Таким образом, рассматриваемое размещение муниципального заказа проводилось в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов), а также иного законодательства о размещении заказов, действовавшего на момент проведения рассматриваемой процедуры.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с частью 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В данном случае муниципальным заказчиком - Администрацией Маловишерского муниципального района в извещении о проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме в разделе "Начальная (максимальная) цена контракта" установлена начальная (максимальная) цена данного контракта в размере 2 964 535,00 рублей.
Извещение N 0150300001513000012 было размещено муниципальным заказчиком - Администрацией Маловишерского муниципального района на официальном сайте 08.08.2013. Исчисление семидневного срока в силу указанных норм следует начинать на следующий день - с 09.08.2013. При этом дата окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме муниципальным заказчиком определена на 15.08.2013. Соответственно муниципальный заказчик нарушил право участников размещения заказа на подачу заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме за 7 полных дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, определив для них фактически 6 дней для подачи таких заявок. Следовательно, муниципальным заказчиком не соблюден установленный в части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов срок (не менее 7 дней).
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района имеется нарушение части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, что выразилось в несоблюдении заказчиком установленного срока для размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Т.е. муниципальный заказчик - Администрация Маловишерского муниципального района, не обеспечив размещение извещения о проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме в течение требующегося срока, ограничил доступ к участию в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме участников данного аукциона. При этом установление данного ограничения не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона.
В свою очередь в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Однако, в нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 и пункта 1 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в соответствии с подпунктом 5.3 части 5 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе_" Документации об открытом аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.
Таким образом, участниками размещения рассматриваемого муниципального заказа по предоставлению кредита могут являться представительства иностранных банков, которые в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства должны иметь аналоги идентификационного номера налогоплательщика.
Т.е. муниципальный заказчик - Администрация Маловишерского муниципального района, утвердив Документацию об открытом аукционе с установленными в ней нарушениями Закона о размещении заказов, ограничил доступ к участию в данном аукционе участникам размещения заказа - иностранным лицам. При этом установление данного ограничения не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
При этом имеются основания считать, что установленные в действиях муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района нарушения существенно повлияли на результаты размещения заказа путём проведения рассматриваемого аукциона, поскольку он признан несостоявшимся в связи с поступлением только одной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (протокол от 18.08.2013 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0150300001513000012).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района, выразившихся в несоблюдении муниципальным заказчиком установленного срока для размещения на официальном сайте извещения о проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме в нарушение требования части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, а также в утверждении документации по проведению вышеуказанного аукциона с установленными в ней нарушениями пункта 1 части 3 статьи 41.6 и пункта 1 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суть письменных объяснений по настоящему делу, представленных Администрацией Маловишерского муниципального района (вх. N 4509 от 27.05.2014, N 9708 от 14.11.2014 Новгородского УФАС России), сводится к следующему.
Банковская система Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона о банках и банковской деятельности включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.
Статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) определен исчерпывающий перечень видов долговых обязательств муниципального образования. Данной статьей установлено, что долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
- ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
- бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитной организации;
- гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Данный перечень не включает долговые обязательства в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от предствительств иностранных банков.
Кроме того, статьей 103 БК установлено, что заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются.
На заимствования муниципальных образований в иностранной валюте статьей 104 БК также установлен запрет, за исключением случаев заимствования у Российской Федерации с целью использования целевых иностранных кредитов.
Таким образом, муниципальный заказ по предоставлению кредита не может быть размещен в представительствах иностранных банков.
На рассмотрении дела представители Администрации Маловишерского муниципального района поддержали доводы вышеуказанных письменных объяснений в полном объеме.
Исследовав материалы дела и оценив доводы Администрации Маловишерского муниципального района, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации об открытом аукционе предметом размещения раасматриваемого муниципального заказа (контракта) является оказание банковских услуг по предоставлению кредита на покрытие дефицита бюджета Маловишерского муниципального района.
Согласно пункту 2.2.1 Документации об открытом аукционе банковские услуги по предоставлению кредита оказываются в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.
Согласно части 1.1 Положения о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций (далее - Положение), утвержденного приказом N 02-437 от 07.10.2997 Центрального банка России, под представительством иностранной кредитной организации (далее Представительством) понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее Разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством и настоящим Положением.
Согласно части 1.2 Положения Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.
В соответствии с частями 1.3, 1.4 Положения Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в Разрешении на открытие Представительства. Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы Представительства финансируются иностранной кредитной организацией.
Согласно части 3.1 Положения представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, представительства иностранных банков в рамках банковской системы Российской федерации являются ее полноцеными участниками, пользуются предоставленными им правами и несут предусмотренные ею обязанности на равне с другими участниками банковской системы.
Согласно части 1 статьи 100 БК структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
В соответствии с частью 2 статьи 100 БК долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, исходя из положений частей 1, 2 статьи 100 БК долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций.
Согласно статьи 1 Закона о банках и банковской деятельности банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В соответствии с указанной статьей кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Следовательно, согласно нормам Положения и статьи 1 Закона о банках и банковской деятельности, представительство иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее Разрешение Банка России на открытие в соответствии с российским законодательством, также имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках и банковской деятельности.
Согласно части 7 статьи 103 БК под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Согласно пункту 2.3 Документации об открытом аукционе, определяющим объем оказываемых услуг, Услуга оказывается по кредитному договору, заключаемому между Заказчиком и Исполнителем в течение 3 рабочих дней после даты заключения муниципального контракта и предусматривает предоставление Исполнителем кредита путем перечисления денежных средств на счет бюджета Маловишерского муниципального района в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей сроком до 3-х лет под процентную ставку не более 11,0 процентов годовых в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения кредитного договора.
Согласно пункту 2.5 Документации об открытом аукционе местом оказания Услуги является следующий адрес: г. Малая Вишера Новгородской области.
Таким образом, привлечение муниципальным заказчиком - Администрацией Маловишерского муниципального района денежных средств в виде предоставления кредитными организациями кредита на покрытие дефицита бюджета Маловишерского муниципального района осуществляется в валюте Российской Федерации и происходит на территории Российской Федерации - непосредственно на территории Маловишерского муниципального района.
Следовательно, доводы возражений муниципального заказчика - Администрации Маловишерского муниципального района не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного федерального закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Рынок банковских услуг, в том числе по предоставлению кредитов на покрытие дефицитов бюджетов различных уровней, в том числе и муниципального, в Российской Федерации, включая территорию Новгородской области, является открытым и имеет конкурентную среду, со значительным количеством действующих участников рынка - продавцов банковских услуг, в том числе участников, являющихся представительствами иностранных кредитных организаций.
Ограничение органом местного самоуправления доступа к участию в торгах, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, не может не влиять негативно на конкуренцию, поскольку не позволяет всем потенциальным желающим лицам получить доступ к соответствующему товарному рынку путем добросовестной конкурентной борьбы на торгах за право заключения контакта на оказание банковских услуг по предоставлению кредита для муниципальных нужд, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, рассматриваемые действия Администрации Маловишерского муниципального района могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по оказанию банковских услуг по предоставлению кредита на покрытие дефицита бюджета муниципального района в Маловишерском муниципальном районе Новгородской области.
Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Комиссия решила:
Признать в действиях органа местного самоуправления - Администрации Маловишерского муниципального района (174260, Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Володарского, д. 14) нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непредусмотренном федеральными законами или иными нормативными актами ограничении доступа к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Выдать органу местного самоуправления - Администрации Маловишерского муниципального района обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.В. Заярная
Д.А. Петров
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 ноября 2014 г. N 6944/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016