Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 16 января 2015 г. N 2-15/03-2014
Резолютивная часть решения объявлена "25" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии со стороны:
- Открытого Акционерного общества "Пензенский хлебозавод N4" (далее - ОАО "Пензенский хлебозавод N 4"):
<_>
Заявителя:
- Индивидуального предпринимателя К<_> (далее - ИП К<_>
рассмотрев дело N 2-15/03-2014 по признакам нарушения ОАО "Пензенский хлебозавод N4" (ИНН 5837004352, ОГРН 1025801436869, юридический адрес: 440034, г. Пенза, ул. Металлистов, 4) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от. 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона о торговой деятельности), выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий, установила:
В Пензенское УФАС России поступило заявление от ИП К<_> (<_> ИНН <_>) на действия ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" (440034, г. Пенза, ул. Металлистов, 4, ИНН 5837004352) по факту повышения цен на хлебобулочную продукцию. В заявлении ИП К<_> указала, что для нее, как для оптового покупателя, цены на хлеб и хлебобулочные изделия были повышены ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" 14.08.2014 г., а для торговых сетей отпускная цена осталась неизменной.
По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях ОАО "Пензенский хлебозавод N 4", установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившихся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий
Приказом от 13.11.2014 N 243 Пензенским УФАС России возбуждено дело N 2-15/03-2014 по признакам нарушения ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий.
Определением от 14.11.2014 дело N 2-15/03-2014 назначено на рассмотрение на 27.11.2014 г.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ИП К<_> указала, что осуществляет розничную торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, приобретаемыми у ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" по договору поставки. 14.08.2014 г. со стороны ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" были повышены отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия на 6 %. Тогда как для торговых сетей отпускные цены оставались неизменными до 01.09.2014 г. Чтобы избежать снижения объемов реализации хлеба и хлебобулочных изделий в указанный период, так как магазины торговых сетей, находящиеся в территориальной близости от магазинов ИП К<_> осуществляли продажу данных товаров по старой цене, ИП К<_> была вынуждена не повышать цены в своих магазинах либо повысить их незначительно, что привело к снижению наценки на данный товар и как следствие к снижению прибыли.
Представитель ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" не согласился с тем, что в действиях Общества по повышению цен на продукцию торговым сетям в более поздние сроки, чем иным потребителям содержится нарушение Закона о торговой деятельности, указав, что повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия вызвано ростом затрат на производство и реализацию продукции. Повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия производилось Обществом в соответствии с условиями заключенных между ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" и контрагентами договоров поставки: повышение оптово-отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей повышение отпускных цен произошло в сроки, установленные действующими договорами поставки, для иных потребителей - 14.08.2014 г.
Определением от 27.11.2014 рассмотрение дела N 2-15/03-2014 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.12.2014 г.
На заседании Комиссии 25.12.2014 г. ИП К<_> поддержала требования, изложенные в заявлении и на заседании Комиссии от 27.11.2014 г., указав, что ОАО "Пензенский хлебозавод N 4", повысив цену на хлеб и хлебобулочные изделия торговым сетям в более поздний срок, чем иным покупателям, создало дискриминационные условия, поставив последних в неравное положение по сравнению с торговыми сетями. Своими действиями Общество поставило торговые сети в более выгодное положение на рынке, предоставив им возможность реализовывать в течении двух недель продукцию по цене, действовавшей до повышения, сохранив при этом неизменный размер наценки и как следствие прибыль.
Представитель ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" указал, что, повышая цены для ИП К<_> 14.08.2014 г. Общество действовало в соответствии с заключенным договором. Заявитель не обращался с предложением о внесении изменений в заключенный договор поставки. Доказательства создания для ИП К<_> дискриминационных условий действиями ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" отсутствуют.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" осуществляет реализацию хлеба и хлебобулочных изделий (далее - товар, продукция) хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - торговые сети), а также иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю указанным товаром на территории Пензенской области.
Объем реализации хлеба и хлебобулочных изделий в торговые сети за период с январь - октябрь 2014 г. составил 40% от общего объема реализации хлеба и хлебобулочных изделий на территории Пензенской области.
14.08.2014 г. ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" произвело повышение на 6 % отпускных цен на товар для всех контрагентов (в том числе для ИН К<_> за исключением торговых сетей.
Для торговых сетей - контрагентов ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" - повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия произошло в следующие сроки:
- ООО "Караван" - 01.09.2014 г.;
- ООО "Поволжье-сервис" - 01.09.2014 г.;
- ООО "Центр Реструктуризации" - 03.10.2014 г.;
- ЗАО "Тандер" - 01.09.2014 г.;
- ЗАО ТД "Перекресток" - 12.09.2014 г.;
- ООО "Агроторг" - 18.09.2014 г.;
- ООО "Метро Кэш энд Керри" - 09.09.2014 г.;
- ООО "Лента" - 06.09.2014 г.
- ООО "Атак" - 04.09.2014
- ООО "Ашан" - 11.09.2014
Таким образом, повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия для торговых сетей, произошло на 15-50 дней позже, чем для других контрагентов ОАО "Пензенский хлебозавод N 4".
С 14.08.2014 г. до указанных выше дат торговые сети приобретали хлеб и хлебобулочные изделия, по ценам, действовавшим до повышения.
Отпуск ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" хлеба и хлебобулочных изделий торговым сетям по цене, действовавшей до повышения, позволяет данным сетям реализовывать товар по более низкой цене по сравнению с иными контрагентами, без снижения размера торговой наценки, и как следствие без снижения выручки от реализации товара, что создает преимущество торговым сетям при осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными контрагентами и приводит к ущемлению интересов последних.
ОАО "Пензенский хлебозавод N 4", отпуская после 14.08.2014 г. торговым сетям хлеб и хлебобулочные изделия по ранее действующей цене, ставит иных контрагентов ОАО "Пензенский хлебозавод N4" при осуществлении торговой деятельности в не равные условия, по отношению к торговым сетям, тем самым создает дискриминационные условия.
Анализ имеющихся материалов дела показал, что ИП К<_> в ряде принадлежащих ей магазинов после повышения закупочных цен вынуждена была реализовывать продукцию производства ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" по цене, действовавшей до повышения, либо с более низкой торговой надбавкой, чтобы избежать снижения объемов реализации данной продукции. Так, в магазине "Апельсин", расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Кронштадская, 4, цена на хлеб "Дарницкий" до 15.08.2014 г. составляла 21,2 руб., с 15.08.2014 г. по 27.08.2014 г, - 21,5 руб., а с 28.08.2014 г. 22,50 руб. Реализация ИП К<_> товара по цене, действовавшей до повышения закупочной цены привело к снижению прибыли, получаемой от реализации одной единицы товара, в период с 14.08.2014 г. по 27.08.2014 г. на 83 %.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, повышение ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" цен на хлеб и хлебобулочные изделия, торговым сетям в более поздние сроки, чем иным хозяйствующим субъектам создает для первых конкурентное преимущество, и ставит последних в неравное положение, создавая тем самым дискриминационные условия.
Данные обстоятельства подтверждаются опросом оптовых покупателей хлеба и хлебобулочных изделий, проведенным Пензенским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, согласно которому данные хозяйствующие субъекты подтвердили, что действия ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" по отпуску рассматриваемого товара торговым сетям по более низкой цене, создают преимущества торговым сетям при осуществлении торговой деятельности.
Доводы ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" о том, что изменение цены на хлеб и хлебобулочные изделия производилось в соответствии с условиями заключенных с потребителями договоров, в связи с чем действия Общества не могут рассматриваться как нарушение, не принимается по следующим основаниям.
Договоры, заключенные с потребителями, не являющимися торговыми сетями, не предусматривают условия о предварительном уведомлении и согласовании с покупателем изменение цены товара.
Договоры, заключенные с торговыми сетями предусматривают следующий порядок уведомления об изменении цены товара.
В соответствии с пунктом 4.3. договора от 20.02.2012 г N б/н, заключенного с ООО "Поволжье-сервис", установлено, что в случае изменения цены товара продавец обязан письменно уведомить об этом Покупателя за 14 дней до начала действия новых цен на товар, поставляемые по настоящему договору.
По условиям договора, заключенного с ООО "Караван", (пункт 4.8 договора поставки от 19.04.2013 N б/н) уведомление об изменении цен должно быть отправлено по электронной почте с электронного адреса ответственного лица из числа работников Поставщика на электронный адрес ответственного лица из числа работников Покупателя с отправкой подлинного экземпляра почтовым отправление в адрес Покупателя заказным письмом с уведомлением с пометкой на конверте "Уведомление об изменении цен" или нарочным не позднее 14 дней до предполагаемой даты изменения.
Договором, заключенным между ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" и ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" предусмотрено, что новый прейскурант вступает в силу после подписания его Поставщиком и Покупателем, но не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня получения Покупателем проекта нового прейскуранта (пункт 3.2 договора от 03.04.2012 г N 48175).
В соответствии с пунктом 3.1. приложения N 4 к договору поставки N120 от 30.07.2010, заключенного с ООО "Центр реструктуризации" срок уведомления Покупателя Поставщиком об изменении Спецификации составляет не менее 15 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действия новых цен.
Исходя из условий Договора N Пнф/616/13 от 29.07.2013, заключенного между ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" и ЗАО "Тандер" новые цены вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем получения Покупателем Уведомления об изменении цены.
Договорами, заключенными с ЗАО "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" и с ООО "Агроторг" (договор N СВ-6/1628-ТО от 01.08.2013 и договор N СВ-6/1629-АТ от 01.08.2013 соответственно) в п. 6.1 приложения N 3 предусмотрено, что срок уведомления покупателя Поставщиком об изменении спецификации составляет не менее 22 рабочих дней до даты ожидаемого введения в действие новых цен, а срок рассмотрения покупателем изменения спецификации в соответствии с п. 6.2. Приложения N 3 составляет не более 15 рабочих дней с даты получения Покупателем уведомления об изменении спецификации.
Приложение 1.2 к договору поставки от 01.07.2008 N ОП-2496, заключенному с ООО "Лента", содержит срок согласования увеличения цены, который составляет 30 дней с даты получения формуляра изменения цены и обоснования изменения цены Покупателем.
В соответствии с условиями договора N Н7014 от 01.06.2010, который был заключен ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" с ООО "Ашан" и ООО "Атак" Поставщик обязан направить покупателю письменное уведомление о своем намерении изменить действующие цены, содержащее мотивированное обоснование изменения действующих цен по электронному адресу tarif_change@auchan.ru не менее чем за 45 календарных дней до предполагаемой даты такого изменения (п. 2.5.1).
Таким образом, договоры, заключенные с торговыми сетями, предусматривают лишь различные сроки уведомления и согласования изменения цены на хлеб и хлебобулочные изделия.
Доказательств того, что у ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" отсутствовала возможность повысить отпускные цены всем категориям потребителей единовременно, соблюдая при этом предусмотренные договорами поставки сроки уведомления и согласования изменения цены, в материалы дела не представлено.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что 22.08.2014 г. Общество направило в адрес торговых сетей уведомление о повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия с 01.09.2014 г. Из вышеизложенного следует, что процедура уведомления торговых сетей о предполагаемом изменении цен на товар, была начата Обществом уже после того как произошло повышение цен для иных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" имело возможность единовременно произвести изменение отпускной цены на продукцию для всех хозяйствующих субъектов после согласования с торговыми сетями предстоящего повышения, не нарушая при этом условия вышеуказанных договоров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что действия ОАО "Пензенский хлебозавод N 4" выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий, в результате повышения отпускных цен на продукцию для торговых сетей в более поздний срок, чем для иных покупателей, создают дискриминационные условия и являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать действия Открытого Акционерного Общества "Пензенский хлебозавод N4" (ИНН 5837004352, ОГРН 1025801436869, юридический адрес: 440034, г. Пенза, ул. Металлистов, 4), выразившиеся в создании дискриминационных условий для отдельных покупателей при реализации хлеба и хлебобулочных изделий нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Выдать Открытому Акционерному обществу "Пензенский хлебозавод N 4" предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного урегулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и совершении действий, направленных на создание для всех покупателей равных условий при изменении цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 16 января 2015 г. N 2-15/03-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016