Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 33/15 (опубликовано 21 января 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 15.01.2015
Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1. Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
председатель комиссии: А.А. Сешенов - руководитель управления,
члены комиссии: А.В. Хохольских - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.С. Рябкова - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей:
-заказчика МУП "Елецводоканал"- <_> (доверенность б/н от 15.01.2015), <_> (доверенность б/н от 13.01.2015),
-заявителя ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) <_> (доверенность N23д от 12.01.2015),
рассмотрев жалобу ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Елецводоканал" при проведении открытого запроса предложений на услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал" (извещение N 31401824602) (далее- запрос предложений), установила:
30.12.2014 года в Липецкое УФАС России поступила жалоба ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Елецводоканал" при проведении запроса предложений.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и принята к рассмотрению.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что заказчиком в документации о проведении запроса предложений установлен перечень объектов, в частности: водозабор, скважины водозабора, насосные станции подъема водозабора, подлежащих в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - постановление Правительства N587) государственной охране. Однако, заказчиком не были учтены положения указанного выше постановления Правительства N587 и, соответственно, не были установлены требования к участникам закупки о наличии прав (полномочий) для охраны объектов, подлежащих государственной охране. В то же время, заказчиком была предоставлена возможность участвовать в запросе предложений частным охранным организациям, не имеющим права охранять объекты, подлежащие государственной охране.
Кроме того, представитель заявителя полагает, что заказчик, установив в документации требование о наличии у участников закупки лицензии на частную охранную деятельность, ограничил возможность государственным организациям, в том числе заявителю, участвовать в указанной процедуре закупки, чем нарушил требования ФЗ от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Также, по мнению представителя заявителя, заказчиком была опубликована процедура закупки, которая по своему содержанию не соответствует предусмотренной в ст.38 Положения "О закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Елецводоканал" в редакции от 16.12.2014 года.
Представители заказчика не согласны с доводами представителя заявителя и пояснили, что заказчиком объявлена закупка на оказание дополнительного вида услуг по охране объектов, а именно: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах. Кроме того, они считают правомерным предоставление в документации возможности частным охранным предприятиям участвовать в запросе предложений и установление в ней требований о наличии у данных участников лицензии на частную охранную деятельность. Также, по мнению представителей заказчика, опубликованная процедура закупки путем проведения запроса предложений, предусмотрена в Положении "О закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Елецводоканал" и полностью соответствует ему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
Рассмотрев представленные документы, заслушав мнение представителей сторон, Комиссия установила следующее:
Общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Приказами директора МУП "Елецводоканал" от 15.12.2014 N730 в план закупки товаров, работ, услуг на 2014-2015 годы была включена закупка по охране объектов МУП "Елецводоканал" на 2015 год, а от 16.12.2014 N731 было внесено изменение в Положении "О закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Елецводоканал" - добавлен способ закупки открытый запрос предложений.
Директором МУП "Елецводоканал" утверждено Положение "О закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП "Елецводоканал" (далее - Положение о закупках).
Заказчиком на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение и документация запроса предложений на оказание услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал" (извещение N31401824602).
Согласно п.14 Приложения N1 к постановлению Правительства N587, в перечень объектов, подлежащих государственной охране, входят: гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.
А в соответствии с ч.3 ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1), частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N57-ФЗ "О государственной охране" а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Проанализировав документацию запроса предложений, Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что в разделе 7 "Приложение N 1 к договору" содержится следующий перечень объектов МУП "Елецводоканал", передаваемых под охрану: 1). Административно-бытового комплекса, 2). Городские очистные сооружения, 3). Нижняя площадка скважин в/з N3, 4). Верхняя площадка скважин в/з N3, 5). Водозабор N4, 6). Южная площадка скважины в/з N6, 7). Насосная станция 2 подъема в/з N2, 8). Насосная станция 2 подъема в/з N3, 9). Насосная станция 2 подъема в/з N6.
Как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России и подтверждено присутствующими на рассмотрении жалобы представителями заказчика, объекты, содержащиеся в указанном выше перечне и расположенные в городе областного подчинения (г.Елец) относятся к объектам, подлежащим государственной охране и частная охранная деятельность на них не распространяется.
Однако, документация о проведении запроса предложений заказчиком разработана без учета требований ч.3 ст.11 Закона N2487-1 и допускает возможность участия частных охранных предприятий в данной закупке. Данный факт ошибочно объясняют представители заказчика наличием п.7 ст.3 Закона N2487-1, в соответствии с которым, частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг, в том числе: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона (к таким объектам, как было ранее изложено, относятся объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N57-ФЗ "О государственной охране" а также объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, на которые частная охранная деятельность не распространяется).
Довод представителей заказчика о том, что "заказчиком была объявлена закупка на оказание дополнительного вида услуг по охране объектов, а именно: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах", не может быть принят во внимание Комиссией Липецкого УФАС России, поскольку в соответствии с наименованием закупки, указанным в извещении о проведении закупки и, исходя из содержания документации по проведению запроса предложений, предметом закупки является оказание услуг по охране объектов МУП "Елецводоканал", а не обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах МУП "Елецводоканал" Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком была объявлена закупка на оказание дополнительного вида услуг по охране объектов, а именно: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах МУП "Елецводоканал" представителями заказчика не представлено.
В соответствии с п.32 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе: частная охранная деятельность.
А согласно п.1 ст.1.1 Закона N2487-1, частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Таким образом, законодательством не предусмотрена возможность наличия у государственных охранных организаций лицензии на осуществление охранной деятельности.
Проанализировав документацию запроса предложений, выявлено, что заказчиком в п.14, п.16 информационной карты установлены требования к составу документов, необходимых для предоставления участниками закупки в составе заявок на участие в запросе предложений и подтверждающих соответствие участников закупки требованиям документации, в частности: копия лицензии на частную охранную деятельность и приложений к ней.
Однако, как было установлено Комиссией Липецкого УФАС России исходя из предмета закупки, объекты МУП "Елецводоканал", передаваемые под охрану, подлежат государственной охране, в связи с чем, частная охранная деятельность на них не распространяется.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Но при этом, относительно рассматриваемого дела, должны учитываться ограничения, установленные ч.3 ст.11 Закона N2487-1.
На основании вышеизложенного, установление заказчиком требования о наличии у участников закупки копии лицензии на частную охранную деятельность неправомерно и нарушает п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках, поскольку установление данного требования не позволило заявителю подать заявку на участие в запросе предложений и, тем самым, по отношению к заявителю (и лицам, осуществляющим государственную охрану) заказчиком созданы дискриминационные условия участия в закупке.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
А согласно ч.2 ст.2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как было выше изложено, предметом закупки является оказание услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал"
Пунктом 1 статьи 38 Положения о закупках установлено, что под запросом предложений понимается процедура закупки, при которой комиссия по осуществлению закупок на основании критериев и порядка оценки, ус-тановленных в тексте запроса предложений, определяет участника процедуры закуп-ки, предложившего лучшие условия выполнения договора на поставку продукции.
А в п.2 ст.38 Положения о закупках, содержится перечень товаров, работ и услуг (а именно: информационных, юридических, аудиторских и консультационных услуг, услуг по организации выставочной деятельности, услуг по проведению социологических оп-росов в интересах заказчика, образовательных услуг, проведение научно-исследова-тельских, опытно-конструкторских или технологических услуг и работ, проведение опытов и экспериментов, услуг и работ, связанных с созданием конструкторской документации для изготовления оборудования и технологической оснастки, изго-товление и поставку экспериментальных образцов (прототипов) оборудования и технологической оснастки, разработку дизайна продукции, изготовление и поставку макетов продукции, поставку полиграфической, канцелярской, подарочной, суве-нирной и наградной продукции с логотипом или фирменным дизайном заказчика, оказание услуг и выполнение работ в случаях, когда стоимость данных работ не превышает одного миллиона рублей, а также когда Заказчику затруднительно сфор-мулировать подробные спецификации продукции или определить характеристики услуг или если в силу технических особенностей продукции необходимо уточнить характеристики продукции), выбор исполнителя для поставки, выполнения и оказания которых осуществляется посредством проведения запроса предложений.
Как установлено, оказание услуг по охране объектов МУП "Елецводоканал" в данном перечне отсутствуют.
В то же время, согласно пояснений представителей заказчика, способ закупки - запрос предложений, выбранный заказчиком с целью определения участника закуп-ки, предложившего лучшие условия выполнения договора на оказание услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал", предусмотрен ст.38 Положения о закупках. А указание в п.1 данной статьи Положения о закупках сведений о том, что запрос предложений проводится в случае необходимости поставки какой-либо продукции, является технической ошибкой, которая будет исправлена заказчиком.
Руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Липецкого УФАС России решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области) на действия заказчика - муниципальное унитарное предприятие "Елецводоканал" при проведении открытого запроса предложений на услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал" (извещение N31401824602) обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст.3 Закона о закупках.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Липецкой области в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N3з/15
"15" января 2015 года г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области по рассмотрению жалоб по процедуре, предусмотренной статьёй 18.1. Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
председатель комиссии: А.А. Сешенов - руководитель управления,
члены комиссии: А.В. Хохольских - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.С. Рябкова - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Руководствуясь частью 20 ст.18.1, п.3.1. части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15.01.2015 по делу N3з/15 по рассмотрению жалобы ФГУП "Охрана" МВД России (филиал по Липецкой области), предписывает:
1. Заказчику - Муниципальное унитарное предприятие "Елецводоканал" в срок до 26.01.2015, аннулировать закупку путем проведения открытого запроса предложений на услуги по охране объектов МУП "Елецводоканал" (извещение N 31401824602) и разместить на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru информацию об аннулировании закупки.
2. В трехдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 33/15 (опубликовано 21 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016