Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 10 ноября 2014 г. N 12-ФАС22-АМ/05-14
Резолютивная часть Решения оглашена 29.10.2014 г.
В полном объеме Решение изготовлено 10.11.2014 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <_>
Члены Комиссии:
В<_>
Б<_>
Ч<_> рассмотрев дело N12-ФАС22-АМ/05-14 по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей:
от заявителя - К<_> (представитель С<_> по доверенности от 23.07.2013),
от ответчика - П<_> (представитель ОАО "МРСК Сибири" по доверенности от 03.07.2012), установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило письменное обращение С<_> о нарушении ОАО "МРСК Сибири" антимонопольного законодательства.
Приказом антимонопольного органа от 21.05.2014 г. N201 возбуждено дело N12-ФАС22-АМ/05-14 в отношении ОАО "МРСК "Сибири" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в обращении, и пояснил, что 27 сентября 2013 года С<_> обратилась в ОАО "МРСК Сибири" с заявкой на технологическое присоединение, как физическое лицо, суммарной присоединенной мощностью до 15 кВт.
ОАО "МРСК Сибири" направило для подписания, заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с условиями данного договора, в части размер платы за технологическое присоединение С<_> не согласна.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" пояснил, что действительно в адрес С<_> был направлен для подписания, заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с условиями которого заявитель не согласилась, в части размера платы за технологическое присоединение. При этом плата за технологическое присоединение была установлена в размере 571 858,93 рублей в связи с тем, что минимальное расстояние от границ участка С<_> до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Сибири" с классом напряжения 0,4кВ составляет 1060 метров.
Как установлено в процессе рассмотрения дела Комиссией УФАС по Алтайскому краю, С<_> на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в 580 м. по направлению на северо - запад от ориентира п.Бельмесево, ул.Притрактовая, 69, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2010 г.
27.09.2013 г. С<_> обратилась в ОАО "МРСК Сибири" с письменной заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, как физическое лицо суммарной присоединенной мощностью до 15 кВт.
Рассмотрев полученную заявку, ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес С<_> для подписания, заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.
При этом, С<_> не согласилась с представленным сетевой организацией проектом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок помещения личного подсобного хозяйства, расположенного в 580 м. по направлению на северо - запад от ориентира п.Бельмесево, ул. <_> и направила в адрес сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта данного договора с предложением об изменении, его условий.
В данном случае С<_> не согласилась с п.10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок помещения личного подсобного хозяйства, расположенного в 580 м. по направлению на северо запад от ориентира п.Бельмесево, ул. <_> которым определен размер платы за технологическое присоединение - 571 858,93 (пятьсот семьдесят одна тысяча восемьсот пятьдесят восемь) рублей 93 копейки, в связи с тем, что расстояние от земельного участка до существующих электрических сетей составляет менее 30 метров.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора, в порядке, установленном Правительством РФ. Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям закреплена в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила технологического присоединения, Правила).
Настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. С физическим лицом сетевая организация обязана заключить договор на технологическое присоединение вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 8 Правил N861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с п.17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов:
устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов;
осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины указанных пен (тарифов) и правильности их применения.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.12.2012 N 566 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям Алтайского края на 2013 год" (в редакции решения N92 от 24.07.2013, N113 от 15.10.2013) установлены ставки платы за технологическое присоединение, определяющие стоимость мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт) и стандартизированные тарифные ставки для территориальных сетевых организаций Алтайского края, в том числе для ОАО "МРСК Сибири".
По информации администрации г.Барнаула (от 23.07.2014 N5388-0), представленной в антимонопольный орган, минимальное расстояние от границ участка <_> до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Сибири" с классом напряжения 0,4кВ составляет более 1000 метров, при этом сетей других сетевых организаций на наименьшем расстоянии нет.
В свою очередь по информации ОАО "МРСК Сибири", представленной в антимонопольный орган (исх. N1.1\25.2.3\452 от 28.01.2014) следует, что расчет платы по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок помещения личного подсобного хозяйства, расположенного в 580 м. по направлению на северо - запад от ориентира п.Бельмесево, ул. <_> произведен с учетом того, что минимальное расстояние от границ участка С<_> до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОАО "МРСК Сибири" с классом напряжения 0,4кВ составляет 1060 метров.
При этом, размер платы за технологическое присоединение указанный в п.10 проекта договора об осуществлении технологического присоединения, направленного на рассмотрение и подписание С<_> и приложении N3 к данному договору определен ОАО "МРСК Сибири" в соответствии с решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.12.2012 N 566 (в редакции решения N92 от 24.07.2013, N113 от 15.10.2013) и составляет: 571 858,93 (пятьсот семьдесят одна тысяча восемьсот пятьдесят восемь) рублей 93 копейки.
Мероприятия необходимые для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок помещения личного подсобного хозяйства, расположенного в 580 м. по направлению на северо - запад от ориентира п.Бельмесево, ул. <_> прописаны в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью договора направленного на рассмотрение и подписание С<_>
Техническими условиями предусмотрены следующие мероприятия, которые осуществляются сетевой организацией путем строительства новых объектов электросетевого хозяйства:
строительство ВЛ-10 кВ N18-7 в части увеличения протяженности от существующих опор до места расположения проектируемой ТП 10/0,4кВ (3986 м, алюминий); Характеристики ВЛ-10кВ и номер отпаечной опоры определить проектом (п.10.1.2);
строительство ТП-10/0,4кВ с мощностью силового трансформатора 25 кВА. (п.10.1.3);
строительство ВЛ-0,4кВ от РУ-0,4кВ проектируемой ТП 10\0,4кВ до границы земельного участка Заявителя (294-м, алюминий), характеристики ВЛ-0, 4 кВ определить проектом (п.10.1.4).
С учетом строительства новых объектов электросетевого хозяйства, а именно: строительство ВЛ-10кВ, ТП-10/0,4кВ и ВЛ-0,4 кВ ОАО "МРСК Сибири" рассчитана плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации.
Строительство данных объектов необходимо для обеспечения надежности уровня напряжения присоединяемого объекта, расположенного в 580 м. по направлению на северо - запад от ориентира п.Бельмесево, ул. <_>
Так как строительство ВЛ-0,4кВ от ближайших существующих сетей ОАО "МРСК Сибири" 0,4кВ до границы земельного участка С<_> не обеспечит необходимого в соответствии с ГОСТ Р 54149-2010 уровня напряжения.
ОАО "МРСК Сибири" выполнен расчет потерь напряжения на линии 0,4 кВ предполагаемой к строительству от существующих сетей 0,4кВ сетевой организации до границ участка С<_>
Данный расчет ОАО "МРСК Сибири" направило в ООО "Союзэнергопроект" для дачи заключения о возможности присоединения объекта С<_> посредством строительства ВЛ-0,4кВ от ближайших соответствующих сетей 0,4-кВ Общества.
Из заключения ООО "Союзэнергопроект" (исх.N227-МФ/14 от 13.05.2014), которое было представлено ОАО "МРСК "Сибири" в антимонопольный орган, следует, что представленные расчеты ОАО "МРСК Сибири" являются верными и последнее не сможет обеспечить потребителю качество электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 54149-2010. Кроме того, по представленной схеме сети, согласно ГОСТ 28249-93 (КОРОТКИЕ ЗАМЫКАНИЯ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ) невозможно обеспечить необходимую защиту линии от токов коротких замыканий, что влияет не только на безопасную эксплуатацию линии в соответствии с "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", но и на обеспечение безопасности жизни людей. Таким образом, ООО "Союзэнергопроект" считает недопустимым строительство линии по предложенной схеме.
В свою очередь, из информации управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, представленной в антимонопольный орган (исх.N30-01/П/4665 от 26.12.2013), следует, что согласно п.11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2012 N209-э/1 (далее Методические указания), сетевая организация на основе утвержденных ставок и максимальной мощности, запрашиваемой Заявителем, рассчитывает размер платы за технологическое присоединение для данного Заявителя, включая расходы по мероприятиям, указанным в п. 16 (кроме подпунктов "б" и "в") Методических указаний, и расходы по мероприятиям "последней мили" указанных в Приложении N 1 к Методическим указаниям, осуществляемых на основании выданных сетевой организацией технических условий в зависимости от способа его технологического присоединения и уровня запрашиваемого напряжения.
В соответствии с п. 18 Методических указаний плата для Заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка Заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого Заявителю уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В случае если с учетом последующего увеличения максимальной мощности ранее присоединенного устройства максимальная мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с Главой IV Методических указаний по стандартизированным тарифным ставкам или с Главой III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему максимальной мощности, заявленной потребителем.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.12.2012 N 566 "Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям Алтайского края на 2013 год" (в редакции решения N92 от 24.07.2013, N113 от 15.10.2013) установлены ставки платы за технологическое присоединение, определяющие стоимость мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт) и стандартизированные тарифные ставки для территориальных сетевых организаций Алтайского края, в том числе для ОАО "МРСК Сибири".
Размер платы за технологическое присоединение может быть рассчитан с применением указанных ставок с использованием показателей, участвующих в расчете согласно выданных техническим условиям, либо в соответствии с пунктом 13 Методических указаний, т.е. по индивидуальному проекту.
В связи с тем, что при рассмотрении заявки С<_> расстояние до ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации с классом напряжения 0,4кВ составило более 1000 метров и целях создания возможности технологического присоединения электроустановок заявителя, техническими условиями в составе проекта договора, направленного на рассмотрение и подписание С<_> предусмотрено строительство новых объектов электросетевого хозяйства, а именно строительство ВЛ-10кВ, ТП-10/0,4кВ и ВЛ-0,4 кВ.
Из анализа приложения N3 к договору об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств С<_> следует, что расчет платы за технологическое присоединение произведен в соответствии с пунктом 18 Методических указаний с применением ставок за единицу максимальной мощности по мероприятиям "последней мили", установленных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.12.2012 N 566 (в редакции решения N92 от 24.07.2013, N113 от 15.10.2013).
Также, у сетевой организации отсутствует обязанность осуществлять присоединение электроустановок заявителей опосредованно, т.е. через объекты третьих лиц.
Таким образом, в действиях ОАО "МРСК Сибири" отсутствуют нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Прекратить рассмотрение дела N12-ФАС22-АМ/05-14 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в рассмотренных действиях ОАО "МРСК Сибири" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
<_>
Согласно ст.52 Федерального закона "О защите конкуренции", решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 ноября 2014 г. N 12-ФАС22-АМ/05-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016