Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 2 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/380
Резолютивная часть решения оглашена "18" ноября 2014 г. г. Волгоград
В полном объёме решение изготовлено "02" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: В.В. Бурба - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля органов власти;
Членов Комиссии: О.И. Ячменева - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Р.П. Бегимбетов - специалист 1 разряда инспектор отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 14-01-15-03/380 по признакам нарушения Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (адрес: 400066, г.Волгоград, ул. Новороссийская, д.15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании Комиссии представителей:
от ответчика Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области - Лобановой Л.А. по доверенности N07-04-16/312 от 05.08.2014; Железняковой О.В. по доверенности N07-04-16/374 от 22.09.2014;
в отсутствие
представителя от заявителя Прокуратуры Волгоградской области, извещен;
представителей заинтересованных лиц:
ООО "Деметра", извещен;
ЗАО Медицинское НПО "Движение", извещен;
ООО "Радуга-Ф", извещен установила:
Дело N14-01-15-03/380 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 23.07.2014 N199 в отношении Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее - Министерство) в результате обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, поступивших из Прокуратуры Волгоградской области (п.1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции).
К участию в деле привлечены: в качестве ответчика - Министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области; в качестве заинтересованных лиц: ООО "Деметра", ЗАО Медицинское НПО "Движение", ООО "Радуга-Ф".
УФАС по Волгоградской области установлено, что в 2013 году в соответствии с Постановление Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п "О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства" соглашением от 19.08.2013 N030-МБ-13, заключенным Правительством Волгоградской области и Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам конкурсного отбора субъектов РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 N220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" осуществлялось субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
На основании соглашения N01-13/Мод-1 между министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области и субъектом малого (среднего) предпринимательства предоставлена субсидия ООО "Деметра" по мероприятию "Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства" в целях субсидирования части затрат по договору NМП-4 от 07.08.2013 в размере 634250 (шестьсот тридцать четыре тысячи двести пятьдесят) рублей.
При этом в отношении иных хозяйствующих субъектов, также как и ООО "Деметра, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг, " (ОКВЭД 85.12 - врачебная практика) принято решение отказать в оказании государственной поддержки по причине осуществления ими деятельность в сфере предоставления услуг.
Представители Министерства на заседании комиссии представили запрошенные документы, письменные объяснения и пояснили, что рассмотрение запросов остальных субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг, в том числе по виду деятельности - врачебная практика (ЗАО Медицинское НПО "Движение", ООО "Радуга-Ф", ООО "Артевита") из-за недостаточности средств областного бюджета было отложено до подтверждения возможности использования субсидии из федерального бюджета. Впоследствии указанным субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании государственной поддержки было отказано, поскольку затраты данных субъектов связаны с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства услуг. При этом средства федерального бюджета были направлены на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Заинтересованным лицом ООО "Деметра" представлены письменные пояснения, согласно которым, ООО "Деметра" по результатам конкурса получило субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорогостоящего медицинского ультразвукового оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Заинтересованным лицом ЗАО Медицинское НПО "Движение" представлено письмо Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 30.12.2013 N07-21-10/247, которым сообщается об отказе ЗАО Медицинское НПО "Движение" в предоставлении субсидии по мероприятию "Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства", поскольку общество осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о предпринимательстве) предусмотрено оказание, в том числе, финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.17 Закона о развитии предпринимательства оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления, в том числе, субсидий.
В силу ч.2 ст.17 Закона о развитии предпринимательства средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются, в том числе, бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" по результатам конкурсного отбора субъектов РФ в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Волгоградской области заключено соглашение N030-МБ-13 от 19.08.2013 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Соглашение).
Долгосрочной областной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2013 - 2017 годы (утв. Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 20.05.2013 N 243-п) предусмотрено мероприятие "Субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства" (п.3.3 Приложения к Программе)
В 2013 году названное мероприятие осуществлялось в соответствии с Положением о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п) (далее - Положение о субсидировании) и Соглашением.
Согласно п.1.4 Положения о субсидировании - субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках бюджетных ассигнований осуществляет главный распорядитель средств бюджета - министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области в соответствии с бюджетной росписью.
В силу п.1.2 Соглашения субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета по результатам фактического расходования средств бюджета субъекта РФ.
Таким образом, Министерством субсидии первоначально предоставлялись за счет средств областного бюджета, а после их освоения - за счет средств федерального бюджета.
Порядок субсидирования части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства установлен частью 14 Положения о субсидировании.
Согласно п.14.1 Положения о субсидировании - субсидированию подлежит часть затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 4 Положения о комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (утв. Постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. N 246-п) к функциям комиссии относится, в том числе, проведение конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения субсидии по затратам на приобретение оборудования в целях создания, развития или модернизации производства.
При таких обстоятельствах, комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области (далее - Комиссия) осуществлена оценка документов на получение субсидии, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе, основным видом деятельности которых, является оказание услуг.
По результатам конкурсного отбора Комиссией принято решение, оформленное протоколом N01-13 от 14.11.2013, о возмещении части затрат в пределах лимитов средств областного бюджета, в том числе, ООО "Деметра", вид деятельности которого оказание услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика) (п.9.3 Протокола). В отношении иных субъектов малого и среднего предпринимательства (ЗАО Медицинское НПО "Движение", ООО "Радуга-Ф", ООО "Артевита"), осуществляющих, также как и ООО "Деметра" основной вид деятельности - врачебная практика рассмотрение запросов отложено до подтверждения возможности использования субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (п.9.6 Протокола).
Согласно п.9.3 Протокола заседания комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области N03-13 от 18.12.2013 принято решение отказать в оказании государственной поддержки, в том числе, ЗАО Медицинское НПО "Движение", ООО "Радуга-Ф", ООО "Артевита" на основании п.5.17 Приказа Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" поскольку указанные субъекты осуществляют деятельность в сфере предоставления услуг.
Пунктом 5.17 Приказа Минэкономразвития России от 24.04.2013 N 220 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" (Приказ N220) предусмотрена возможность участия субъектов Российской Федерации в конкурсном отборе по мероприятиям, направленным на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Таким образом, п.5.17 Приказа N220 не применим к правоотношениям, возникающим в ходе проведения конкурсного отбора среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства поименован в п.15.4 Положения о субсидировании:
а) заявитель не соответствует требованиям, предусмотренным настоящим Положением;
б) исключен с 31 октября 2012 года. - Постановление Правительства Волгоградской обл. от 31.10.2012 N 466-п;
в) имеется задолженность по платежам в соответствии с графиком (договором);
г) израсходованы лимиты средств бюджета, предусмотренные для финансирования мероприятий по субсидированию субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем финансовом году;
д) в отношении заявителей ранее было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
е) субъекты малого и среднего предпринимательства должны произвести возврат суммы полученной субсидии в областной бюджет;
ж) заявителем представлены недостоверные сведения, которые повлекли неправомерное получение субсидии;
з) заявителем ранее не выполнены обязательства, связанные с получением субсидии.
Указанный закрытый перечень, не содержит основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии в связи с осуществлением им деятельности в сфере предоставления услуг.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по субсидированию части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства (утв. Приказом министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской обл. от 24.09.2012 N 272), действовавший на момент рассмотрения запросов в 2013 году, также не содержит основания для отказа заявителю в предоставлении субсидии в связи с осуществлением им деятельности в сфере предоставления услуг (п. 2.8.2 Административного регламента)
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, основным видом деятельности которых являлось оказание услуг, в том числе осуществление врачебной практики, при вышеизложенных обстоятельствах были поставлены в неравное положение при принятии решений о субсидировании за счет средств областного и федерального бюджетов.
При этом, одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закрепленным в ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством ненадлежащего использования административных инструментов.
Действия Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, в лице Комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Волгоградской области, выразившиеся в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства, следующим хозяйствующим субъектам ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита", являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", создают преимущество отдельному хозяйствующему субъекту ООО "Деметра", которое также осуществляет деятельность в сфере предоставления услуг (ОКВЭД 85.12 врачебная практика), обеспечивают ему более выгодные условия деятельности, приводят к нарушению прав и законных интересов ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита", которым отказано в предоставлении субсидии по основанию осуществления последними, деятельности в сфере предоставления услуг.
Поскольку Положением о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 246-п) в редакции от 20.08.2013, действовавшей на момент рассмотрения запросов ООО "Деметра", ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита" предусматривалось субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), пересмотр запросов указанных субъектов не приведет к устранению нарушений антимонопольного законодательства и его последствий. В связи с чем, Комиссией принято решение не выдавать обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о защите конкуренции ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита", права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном отказе в 2013 году в предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства следующим хозяйствующим субъектам ООО "Радуга-Ф", ЗАО "Медицинское НПО "Движение", ООО "Артевита".
2. Предписание по делу N14-01-15-03/380 не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 2 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/380
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016