Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 08/5118 (опубликовано 12 апреля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по контролю за действиями (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в следующем составе:
Соколова И.П. |
- |
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; |
Петрова А.С. |
- |
начальник отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии; |
Гурнакова Л.Н. |
- |
главный государственный инспектор отдела экономической концентрации, финансовых рынков и торговли, член Комиссии |
с участием следующих представителей:
от Организатора торгов (Заказчика): Санкт-Петербургский монетный двор филиал ФГУП "Гознак":
Мохов Генрих Фридрихович - экономист по проведению закупок товаров, работ, услуг, представитель по доверенности от 22.08.2012,
Журавлева Мария Михайловна - представитель без доверенности.
Петров Алексей Алексеейвич - представитель без доверенности,
Плосман Сергей Александрович - представитель без доверенности,
от Заявителя ЗАО "Клинап":
- Самсонов Дмитрий Геннадьевич - руководитель направления корпоративной недвижимости по Северо-Западному региону, представитель по доверенности N1 от 08.04.2013,
рассмотрев жалобу (исх.Nб/н от 28.02.2013, вх.N5870 от 29.03.2013) Закрытого акционерного общества "Клинап" (далее - ЗАО "Клинап", заявитель, общество) на действия организатора торгов Санкт-Петербургского монетного двора филиала ФГУП "Гознак" - организатора открытого конкурса на выполнение работ по ежедневной в течение года уборке служебных и производственных помещений, по уборке и содержанию уличной территории Санкт-Петербургского монетного двора Гознака расположенных по адресу г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, дом N6, дом N6 лит.Б, дом N6, лит.В, дом N3 лит.Д, дом N3 лит.Г, дом N3 лит.В, дом N3 лит.Ш, дом N3 лит.З (далее - конкурс), заслушав пояснения представителей сторон, в соответствии с ч. 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Извещение о проведении открытого конкурса, документация о торгах, протокол комиссии по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг, размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/.
Заявитель обжалует следующие действия организатора конкурса:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупках, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, который установлен п.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Организатором торгов дополнительно запрошена лицензия на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, однако, указанное требование не опубликовано и не было учтено в Конкурсной документации. Условие о необходимости наличия указанной лицензии может привести к ограничению числа участников закупки.
В Протоколе заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ от 20.03.2013 отсутствует обоснование выбора победителя ООО "Криставаль-клининг", что противоречит условиям, изложенным в конкурсной документации.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения представителей организатора конкурса и заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы заявителя по вышеизложенным п.1 жалобы необоснованным, п.2, 3 жалобы обоснованными в связи со следующим.
1. Закупка услуг Санкт-Петербургским монетным двором филиала ФГУП "Гознак" производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ).
Предметом закупки является выполнение работ по ежедневной в течение года уборке служебных и производственных помещений, по уборке и содержанию уличной территории Санкт-Петербургского монетного двора Гознака расположенных по адресу г.Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, дом N6, дом N6 лит.Б, дом N6, лит.В, дом N3 лит.Д, дом N3 лит.Г, дом N3 лит.В, дом N3 лит.Ш, дом N3 лит.З.
Начальная (максимальная) цена договора 7 200 000 рублей.
Согласно ч.2 ст.2 Закона N223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения
В соответствии с п.2 ч.3 ст.3 Закона N223-ФЗ Положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Организационно-методические стандарты "Размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг" (далее - Стандарт, Положение) утверждены Приказом генерального директора Санкт-Петербургского монетного двора Гознака N296-осн от 27.12.2011. Стандарт ФГУП "Гознак" введен в действие с 01.01.2012, содержит общие положения о порядке размещения заказов, в том числе способы закупки, а также порядок рассмотрения заявок, информационное обеспечение размещения заказа, порядок заключения и исполнения договоров.
Таким образом, Стандарт является Положением о закупке Санкт-Петербургского монетного двора филиала ФГУП "Гознак". В соответствии с п.7.6. Стандарта официальными сайтами для информационного обеспечения размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд ФГУП "Гознак" с 01.01.2012 года по 30.06.2012, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, являются сайты ФГУП "Гознак" и филиалов ФГУП "Гознак". С 01.07.2012 официальным сайтом является сайт www.zakupki.gov.ru, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации. Стандарт размещен на Интернет сайтах: http://goznak.ru, www.zakupki.gov.ru, www.tender.pro.
В связи с чем, довод заявителя в данной части является необоснованным.
2. Заявки, поданные на участие в конкурсе комиссия Заказчика должна рассматривать на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации.
Согласно п.5.2. конкурсной документации Заказчик при принятии решения о допуске заявки должен проверить участников закупки на соответствие следующим требованиям:
- на момент рассмотрения заявки участник не должен находиться в процессе ликвидации, в отношении него не должна вестись процедура банкротства;
-деятельность Участника не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе;
-участник не должен иметь просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательствам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
-отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Согласно п.13.1 конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна включать в себя:
-сметную документацию;
-график производства работ (в виде приложения к договору);
-заполненную анкету участника в соответствии с Приложением N7 к заявке;
-документы, установленные в соответствии с перечнем документов, подтверждающих соответствие участника требованию квалификационного отбора - Приложение N3;
-сведения о привлечении субподрядных организаций по предмету проведения открытого конкурса;
-заверенную копию лицензии (при необходимости подтверждения лицензируемой деятельности).
Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
-содержать опись входящих в ее состав документов;
-быть скреплена печатью участника размещения заказа;
-подписана руководителем организации действующем на основании Устава или лицом уполномоченным руководителем организации с предоставлением нотариально заверенной доверенности на право представления интересов организации заявителя.
Согласно п.13.5 конкурсной документации в случае неполного представления документов, Комиссия вправе не допустить участника к участию в открытом конкурсе.
Представитель заказчика пояснил, что представлять лицензию на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, в составе заявки в соответствии с конкурсной документацией не требовалось. Данное требование содержалось в запросе, направленном всем участникам конкурса в процессе проведения конкурса.
В соответствии с частью 6 ст.3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, Организатор торгов, направив участникам закупки запрос о представлении дополнительного документа - лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, нарушил ч.6 ст.3 Закона N223-ФЗ.
При этом, согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Из пояснений представителя организатора торгов следует, что Санкт-Петербургский монетный двор филиала ФГУП "Гознак" является режимных объектом государственного предприятия и имеет территории, при уборке которых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" необходимо представление лицензии, выдаваемой ФСБ России в установленном порядке.
При этом представитель заявителя сообщил, что общество является участником ГК "Facilicom" и данной лицензией не обладало, однако, направило в адрес Заказчика лицензию ООО "Инжгрупсервис", также входящего в ГК "Facilicom".
При этом комиссией заказчика не были отклонены заявки участников, не обладающих лицензией на данный вид работ, в том числе и заявка победителя ООО "Криставаль-клининг".
Однако, конкурсной комиссией не допущена заявка ООО "Чистота Сервис". Как пояснил представитель организатора торгов, данное общество имело долю иностранного капитала. Согласно заполняемой анкете участника, учредителем ООО "Чистота Сервис" является HADEN S.A., зарегистрированное в Великом герцогстве Люксембург. Данные обстоятельства послужили основанием для отклонения заявки в целях защиты сведений составляющих государственную тайну.
Между тем, в конкурсной документации не установлен запрет на участие юридических лиц, имеющих долю иностранного капитала.
Таким образом, применение к участникам закупки требований (наличие лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, отсутствие иностранных участников), не предусмотренных конкурсной документацией, является нарушением п.9 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ.
3. На основании ч.1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст. 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В п.9. конкурсной документации указано, что с целью определения победителя открытого конкурса заказчик создает конкурсную комиссию. Комиссия вскрывает, рассматривает, оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, предусмотренными конкурсной документацией.
В соответствии с п.5.11. Положения члены комиссии обязаны быть независимыми в принятии решения и руководствоваться при этом интересами организатора размещения заказа, в том числе положением о закупке.
Согласно п.20.3 конкурсные заявки отклоняются в случае, если:
-заявка представлена позднее окончательного срока подачи заявок, указанного в извещении;
-заявка подготовлена без учета требований изложенных в конкурсной документации;
-участник предоставил недостоверные и неточные сведения;
-цена предложенная участником выше цены указанной заказчиком открытого конкурса;
-в иных случаях, предусмотренных конкурсной документацией.
Участником закупки согласно ч.5 ст.3 Закона N223-ФЗ может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, Конкурсная комиссия отклонив заявку ООО "Чистота Сервис", нарушила ч.1 ст.2 и ч.5 ст.3 Закона N223-ФЗ в связи с неправомерным отказом в допуске по основаниям, не предусмотренным п.20.3 Стандарта.
Жалоба на действия конкурсной комиссии со стороны ООО "Чистота Сервис" не поступала, в связи с чем, отсутствуют доказательства ущемления законных интересов общества в результате допущенного конкурсной комиссией нарушения.
4. В соответствии с п.24.3 конкурсной документации и п.8.4.1.10. Положения по результатам проведенного ранжирования комиссией оформляется протокол.
В протоколе указываются:
-краткое описание поставляемого товара/услуг;
-наименование победителя;
-обоснование выбора.
Подписанный протокол размещается в течении трех рабочих днеф с момента принятия решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте ФГУП "Гознак" http://goznak.ru.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг NОК_16_0000022_2013 от 20.03.2013 по результатам квалификационного отбора, экспертизы и сопоставления заявок победителя открытого конкурса определена заявка ООО "Кристаль-клининг". Заявленная цена договора 6 295 307,40 рублей. При этом, в извещении о проведении открытого конкурса не указано о проведении квалификационного отбора. Из протокола следует, что победителем признано общество с наименьшей ценой предложения, без учета иных критериев оценки.
Таким образом, комиссией по размещению заказа нарушены п.24.3 конкурсной документации и п.8.4.1.10. Положения в части оформления протокола заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ от 20.03.2013, что противоречит п.1. ч.1 ст.3 Закона 223-ФЗ в части обеспечения информационной прозрачности закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
Признать жалобу ЗАО "Клинап" обоснованной в части требования Организатора торгов и предоставлении лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, что не предусмотрено конкурсной документацией, и в части отсутствия в протоколе заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ от 20.03.2013 обоснования выбора победителя конкурса ООО "Криставаль-клининг".
Признать в действиях Санкт-Петербургского монетного двора филиала ФГУП "Гознак" нарушение ч.6 ст.3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в установлении к участникам закупки требования о наличии лицензии, которое не предусмотрено документацией о закупке, а также нарушение п.9 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ в части отсутствия требования к участникам о наличии в составе заявки лицензии на право работ со сведениями, составляющими государственную тайну, а также запрета на участие в конкурсе юридических лиц, имеющих долю иностранного капитала.
Признать в действиях комиссии по размещению заказа нарушение ч.1 ст.2 и ч.5 ст.3 Закона N223-ФЗ в связи с неправомерным отказом в допуске ООО "Чистота Сервис" по основаниям, не предусмотренным документацией о закупках, а также нарушение п.24.3 конкурсной документации и п.8.4.1.10. Положения в части оформления протокола заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ от 20.03.2013 не в соответствии с конкурсной документацией и Положением.
Выдать Санкт-Петербургскому монетному двору филиала ФГУП "Гознак" (комиссии по размещению заказов) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения открытого конкурса, путем внесения изменений и размещения протокола заседания комиссии по размещению заказов на выполнение работ от 20.03.2013 с указанием обоснования выбора победителя.
В остальной части предписание не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на размещение данного заказа.
Председатель Комиссии И.П.Соколова
Члены Комиссии А.С. Петрова
Л.Н.Гурнакова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
t08-53.13_predpisanie_klinap.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 08/5118 (опубликовано 12 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016