Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 20 января 2015 г. N 15-01-18.1-07/5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.П. Великанова - начальника отдела по борьбе с картелями и контролю торговли;
Членов Комиссии: Е.С. Донецкова - государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли;
Л.В. Огородовой - государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли,
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу
ООО "Кибернетика" (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии муниципального казённого предприятия "Волжские межрайонные электросети" городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435901574;
ОГРН 1023402013470) (далее - МКП "ВМЭС"), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
с участием в заседании Комиссии представителей:
от заявителя, ООО "Кибернетика" - Яковлев В.Н., по доверенности от14.01.2015 N 001;
от МКП "ВМЭС" - Белова М.В., по доверенности от 20.01.2015 N 01/198; Кренделева О.В., по доверенности от 20.01.2015 N 01/199; Черкунов С.Ю., по доверенности от 20.01.2015 N 01/200, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО "Кибернетика"
(вх. N 5 от 12.01.2015) на действия закупочной комиссии МКП "ВМЭС" при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.
Закупка, в ходе которой совершены оспариваемые заявителем действия (бездействие) закупочной комиссии, организована и проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках; Закон), в связи с чем жалоба заявителя на действия закупочной комиссии рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 07-22/93 от 15.01.2015) направлено заявителю по адресу электронной почты 988840@mail.ru; заказчику - по адресам электронной почты peo@vmes.vgg.ru; victor@vmes.vgg.ru. Заказчику разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Извещение о проведении закупки N 31401857866 от 23.12.2014 (далее - извещение) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее - официальный сайт).
Стоимость закупаемых работ с НДС: 312 936,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 29.12.2014. Дата и время рассмотрения заявок - 30.12.2014. Дата и время подведения итогов закупки - 30.12.2014. Срок предоставления документации - с 24.12.2014 по 29.12.2014.
Из протокола заседания Единой закупочной комиссии МКП "ВМЭС" от 30.12.2014 N 13/01/540-ЗП следует, что для участия в запросе предложений поступили следующие заявки: от ИП Ефимова Е.В. (цена предложения 312 936,00); от ООО "Кибернетика" (цена предложения 365 800,00). Цены предложений в протоколе закупочной комиссии указаны с учётом НДС.
Решением закупочной комиссии запрос предложений признан состоявшимся, победителем признан ИП Ефимов Е.В.
ООО "Кибернетика" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия закупочной комиссии при проведении оспариваемого запроса предложений. Заявитель указал, что ООО "Кибернетика" подана заявка с ценовым предложением 310 000,00 руб. без НДС, так как ООО "Кибернетика" находится на упрощённой системе налогообложения (УСН) и не является плательщиком НДС. По мнению заявителя, члены закупочной комиссии необоснованно прибавили к ценовому предложению ООО "Кибернетика" в величину, соответствующую ставке НДС 18%, вследствие чего размер предложения данного участника закупки составил 312 936,00 руб., что послужило причиной признания победителем иного лица.
Представителями заказчика представлены письменные объяснения в связи обстоятельствами, изложенными в жалобе ООО "Кибернетика" из которых следует, что в п. 1 протокола заседания закупочной комиссии от 30.12.2014 N 13/01/540-ЗП была допущена техническая ошибка, которая была исправлена решением закупочной комиссии, оформленным протоколом от 12.01.2015. В исправленной редакции протокола следует читать: "ИП Ефимов Е.В. - 265 200,00 руб.; ООО "Кибернетика" - 310 000,00 руб." (цены указаны без НДС). Представители заказчика сообщают, что ошибка, допущенная при изготовлении протокола N 13/01/540-ЗП от 30.12.2014 не повлияла на результат рассмотрения предложений участников.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг МКП "ВМЭС" (в связи с принадлежностью к виду юридического лица, определенному в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг МКП "ВМЭС" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (Положением о закупках МКП "ВМЭС" г. Волгограда").
При закупке товаров, работ, услуг на МКП "ВМЭС" возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений ч. 3 ст. 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
В соответствии с п. 12.3.8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МКП "ВМЭС", проведение запроса предложений осуществляет ЕЗК в составе не менее трёх человек. При запросе предложений Организатор закупки публикует извещение и документацию о закупке в единой информационной системе.
Согласно п. 12.3.16 Положения о закупках организатор закупки рассматривает и оценивает предложения в соответствии с критериями и порядком, указанными в запросе предложений.
Как следует из содержания п. 4.5 раздела 1 Документации по запросу предложений, в случае, если участник запроса предложений не является плательщиком НДС, то цена, предложенная таким участником, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. При этом на стадии оценки и сопоставлении заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также будут учитываться без НДС.
Содержание заявок, поступивших для рассмотрения закупочной комиссии МКП "ВМЭС", свидетельствует о том, что оба лица, представивших соответствующие заявки, применяют упрощённую систему налогообложения (в составе заявок представлены (налоговая декларация ООО "Кибернетика" по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения; информационное письмо МИФНС N 9 по Волгоградской области о применении ИП Ефимовым упрощённой системы налогообложения от 24.06.2014 N 1075).
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
При данных обстоятельствах, на стадии оценки и сопоставлении заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также должны учитываться без НДС.
Вместе с тем, в протоколе от 30.12.2014 N 13/01/540-ЗП комиссией рассмотрены ценовые предложения участников, увеличенные на размер НДС. Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении закупочной комиссией установленных Положением о закупках, правил проведения закупки товаров, работ, услуг МКП "ВМЭС" и нарушении ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
2. Исходя из положений ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) закупочной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) закупочной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.
Согласно п. 4 ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Вместе с тем, в извещении и документации о закупке не указано место выполнения работ, позволяющее определить указанное место бесспорно. Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что в соответствии с п. 3.2 Документации о закупке, обслуживание оборудования должно проводиться на рабочем месте, что также не позволяет прийти к выводу о точном месте выполнения работ. Ссылки представителей заказчика об указании места выполнения работ в документе "Приглашение к участию в запросе предложений" Комиссией отклоняются в виду указания в названном документе, что он не является извещением и не несёт соответствующих правовых последствий, более того, указание в названном документе, что "Место выполнения работ - МКП "ВМЭС", также не создаёт определённости об адресе объектов (объекта), выступающих местом исполнения обязательства по договору на выполнение работ, являющихся предметом закупки, что является нарушением требований п. 4 ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определённые положением о закупке, в том числе, порядок формирования цены договора (цены лота) (с учётом или без учёта расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Вместе с тем, в разделе 2 Документации о закупке "Ориентировочная ведомость работ и их стоимость" не содержатся сведения, позволяющие определить элементы порядка определения стоимости работ и её величины. Имеющиеся данные, в том числе указание в графе "Стоимость проведения одной работы, руб." - "В зависимости от неполадки", "в зависимости от сложности работ" не позволяют определить порядок формирования цены договора, что является нарушением требований п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
В документации о закупке, применительно к п. 9, 12 - 13 ч. 10 ст. 4 Закона озакупках, должны быть указаны также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Комиссией Волгоградского УФАС установлено, что в соответствии с разделом 2 Документации о закупке, критериями для определения победителя запроса предложений являются:
- качество услуг;
- стоимость услуг;
- порядок оплаты услуг;
- квалификация исполнителя.
- наличие положительного/отрицательного опыта с участником по ранее проведенным закупкам;
- иные критерии исходя из представленных участниками документов (выручка, прибыль, стаж работы на рынке, наличие производственных мощностей, задолженность перед налоговым органом, и др.)
Порядок оценки и сопоставления заявок: осуществляется на основании критериев, предусмотренных настоящим запросом предложений.
Установленные заказчиком критерии для определения победителя закупки не являются исчерпывающими; заказчиком не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по предусмотренным в документации критериям, что не соответствует целям и принципам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, создаёт неопределенность при оценке и сопоставлении поступивших заявок.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неопределённом характере требований заказчика, указанных в документации о закупке, о наличии квалифицированного персонала; об обслуживании оборудования на рабочем месте, поскольку не установлено по каким критериям определяется квалификация персонала, не установлена связь данного требования с предметом закупки, а требование об обслуживании оборудования на рабочем месте не создаёт представления о конкретном месте и условиях, при которых такое требование бы соблюдалось.
Комиссия Волгоградского УФАС приходит также к выводу о том, что заказчиком не определены документы, подтверждающие их соответствие установленным требованиям. В частности, документация о закупке не содержит перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным разделом 3 документации, в том числе о наличии квалифицированного персонала; об опыте выполнения работ от 3 лет; требования об обслуживании оборудования на рабочем месте.
Указанными действиями заказчиком допущено нарушение п. 9, 12 - 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
3. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при организации запроса предложений для нужд МКП "ВМЭС", Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, об аннулировании запроса предложений N 31401857866 от 23.12.2014.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кибернетика" на действия закупочной комиссии
МКП "ВМЭС" при проведении запроса предложений N 31401857866 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования, обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию МКП "ВМЭС" (в составе Чернышева Д.М., Черкунова С.Ю., Беловой М.В.) нарушившей ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Признать заказчика - МКП "ВМЭС" нарушившим п. 4 ч. 9, п. 4, 7, 9, 12 - 13 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Выдать заказчику - МКП "ВМЭС" обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту холодильного оборудования, посредством аннулирования запроса предложений N 31401857866.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 20 января 2015 г. N 15-01-18.1-07/5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016