Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 11 декабря 2014 г. N 2450/04
Резолютивная часть решения оглашена "10" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "11" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 2450/04 по признакам нарушения Администрацией г. Ростова-на-Дону, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.206 N 135 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции")
в отсутствии представителя Администрации г. Ростова-на-Дону, в присутствии представителя МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону по доверенности, представителя Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону по доверенности, представителя ЗАО "Патриот-Сервис" по доверенности, в отсутствии представителя ОО "ККПД-ИНВЕСТ" установила:
В рамках исполнения Перечня поручений Президента РФ от 31.05.2013 г. N Пр-1479, поручения руководителя ФАС России от 07.08.2013 г. NИА/30892/13 Ростовским УФАС России осуществлен мониторинг соблюдения органами местного самоуправления положений ЖК РФ, предусматривающих проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случае, если в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Ростовским УФАС установлено, что 31.05.2012 г. Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону ООО "ККПД-ИНВЕСТ" выдано разрешение на многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 97/29 (жилой район "Левенцовский", микрорайон N 3, корпус 3-10) (Советский район) (далее - МКД) в эксплуатацию N RU61310000-7479.
При этом, согласно протоколу общего собрания будущих собственников помещений в МКД от 18.05.2011 г. в качестве способа управления МКД выбран способ управления - управление ТСЖ "Левенцовское 2". 18.05.2011 г. между ТСЖ "Левенцовское 2" и ЗАО "ПАТРИОТ-СЕРВИС" заключен договор N 8 управления МКД.
При этом, как следует из ответа Администрации Ростова-на-Дону от 01.11.2013 г. (вх. N 18869), конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не проводилось.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
Определением о назначении дела N 2450/04 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.11.2013 г. рассмотрение дела N 2450/04 было назначено на 25.02.2014 г.; представить запрашиваемую информацию Администрации предписывалось в срок до 20.01.2014 г.
Однако запрашиваемая определением информация в установленный срок представлена не была. На момент рассмотрения дела N 2450/04 затребованная информация так же отсутствовала.
Кроме того, 24.02.2014 г. (вх. N 3023) в адрес Ростовского УФАС России от Администрации поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела N 2450/04 в связи с невозможностью обеспечить явку представителей Администрации и необходимостью предоставления документов.
Определением об отложении рассмотрения дела N 2450/04 рассмотрение дела назначено на 29.04.2014 г.
Однако, 10.04.2014 г. Арбитражным судом Ростовской области вынесено определение о принятии заявления Администрации г. Волгодонска о признании недействительным решения Ростовского УФАС России от 16.01.2014 г. по делу N2354/04 к производству, подготовке дела NА53-7731/14 к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания
В соответствии с оспариваемым решением Администрация г. Волгодонска была признана нарушившей ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Нарушение выразилось в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгодонск, ул. Гагарина, 17а после выданного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В этой связи, определением от 29.04.2014 г. рассмотрение дела N 2450/04 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено до вступления решения по делу А53-7731/14 в законную силу.
17.06.2014 г. решением Арбитражного суда Ростовской области по делу NА53-7731/14 решение Ростовского УФАС России от 16.01.2014 г. по делу N2354/04 оставлено без изменений.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 г. по делу NА53-7731/14 решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2014 г. по делу NА53-7731/14 оставлено без изменения.
В этой связи, определением о возобновлении дела N 2450/04 от 14.11.2014 г. рассмотрение дела N 2450/04 было назначено на 10.12.2014 г., и, кроме того, в качестве ответчика по делу было привлечено МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону, в качестве заинтересованного лица привлечен застройщик - ООО "ККПД-ИНВЕСТ".
В ответ на определение от 14.11.2014 г. о возобновлении дела N 2450/04, от МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону поступили объяснения, из которых следовало, оно не является уполномоченным органом на проведение конкурсов, предусмотренных ч. 13 ст. 161 ЖК РФ, а данная обязанность в соответствии с распоряжением Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.06.2006 г. N 114 "Об утверждении мероприятий по исполнению постановления Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75" была возложена на Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону.
10.12.2014 в ходе рассмотрения дела N 2450/04 от Администрации г. Ростова-на-Дону поступило письменное ходатайство о привлечении в качестве надлежащего ответчика по делу N 2450/04 Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону (344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 77) и прекращении участия Администрации г. Ростова-на-Дону в качестве ответчика по делу. Данное ходатайство обосновано следующим:
В соответствии с п.2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае таким актом, определяющим статус органов местного самоуправления, является решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 г. N 138 (ред. от 15.10.2011) "Об утверждении положения об отраслевых (функциональных) органах Администрации г. Ростова-на-Дону".
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дорну (далее по тексту - Департамент) на него возложены функции по реализации полномочий органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения в области развития ЖКХ и энергетики, в том числе создание условий для управления многоквартирными домами.
Департамент является юридическим лицом, обладает статусом главного распорядителя бюджетных средств (п.п. 1.6, 1.9. Положения).
К основным задачам Департамента помимо прочего относится обеспечение защиты прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилого фонда.
Распоряжением Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.06.2006 г. N 114 уполномоченным органом на проведение конкурсов по отбору управляющих организаций в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75 определен Департамент ЖКХ и энергетик г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, обязанность проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, предусмотренного ч.ч. 4 и 13 ст. 161 ЖК РФ и Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75, была возложена на Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону.
Представитель Департамента на комиссии по рассмотрению дела N 2450/04 подтвердил, что именно Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону обязан был проводить конкурсы, предусмотренные ч.ч. 4 и 13 ст. 161 ЖК РФ, до 28.03.2014 г. Начиная с 28.03.2014 г. обязанность по проведению конкурсов, предусмотренных ч. 13 ст. 161 ЖК РФ возложена на МКУ "УЖКХ" районов г. Ростова-на-Дону, согласно распоряжению Администрации г. Ростова-на-Дону N 119 от 28.03.2014 г. "Об утверждении плана мероприятий по исполнению постановления Правительства от 06.02.2006 г. N 75".
Представитель МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону подтвердил, что МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону полномочиями по проведению конкурса до 28.03.2014 не обладало, и поддержал ходатайство Администрации г. Ростова-на-Дону.
Заявленное ходатайство Администрации г. Ростова-на-Дону Комиссией было удовлетворено. В данном случае, в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону, действиях МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону не содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, обязанность проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, предусмотренного ч.ч. 4 и 13 ст. 161 ЖК РФ и Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. N 75, была возложена на Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из перечисленных в данной норме Закона способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившим в законную силу 18.07.2011, статья 161 ЖК РФ дополнена частью 13, согласно которой в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Однако, как было установлено в рамках рассмотрения дела N 2450/04, согласно протоколу общего собрания будущих собственников помещений в МКД от 18.05.2011 г. в качестве способа управления МКД выбран способ управления - управление ТСЖ "Левенцовское 2".
Согласно ст. 139 ЖК РФ (действовавшей до принятия Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) в строящихся многоквартирных домах товарищество собственников жилья может быть создано лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах. Решение о создании товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах принимается на общем собрании указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
Таким образом, собственниками помещений в МКД до ввода дома в эксплуатацию был выбран способ управления, в связи с чем, обязанность по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко 97/29 (мкр. "Левенцовский", корп. 3-10) у Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону отсутствовала.
Таким образом, в действиях Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону не содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить производство по делу N 2450/04 в отношении Администрации г. Ростова-на-Дону, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района г. Ростова-на-Дону, Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону по ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 декабря 2014 г. N 2450/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016