Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/35-28-12 (опубликовано 16 апреля 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2013 года.
В полном объёме решение изготовлено 05 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Членов Комиссии:
Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Хитаришвили А.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии:
представителя ОАО "Тываэнерго" по доверенности "_" N40Н/72 от 10.05.2011 г.,
представителя ОАО "Тываэнергосбыт" по доверенности от 24.10.2012 г. N38 "_",
рассмотрев дело N 04-06-08/35-28-12 возбужденное в отношении ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в получении в пользование от ОАО "Тываэнергосбыт" по договору аренды от 01.02.2010 г. объектов основных производственных средств без предварительного согласия антимонопольного органа, установила:
На основании приказа Тывинского УФАС России N 212 от 20 июля 2012 года "О проведении плановой выездной проверки" проведена проверка в отношении Открытого акционерного общества "Тываэнерго" (далее - ОАО "Тываэнерго"). Предметом проводимой проверки явилось проверка соблюдения требований статей 10, 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статей 7, 8 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
По результатам проверки 28 августа 2012 года составлен акт N 04-05/12.
В ходе проведения проверки, инспекцией Тывинского УФАС России были изучены представленные ОАО "Тываэнерго" договоры аренды движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ОАО "Тываэнергосбыт", по которому не было представлено доказательств предварительного согласования с антимонопольным органом.
Приказом Тывинского УФАС России от 01.11.2012 г. N329 было возбуждено дело N04-06-08/35-28-12 в отношении ОАО "Тываэнерго" по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно договору аренды N04.17.2419.23 от 01 февраля 2010 года, заключенного между ОАО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго", ОАО "Тываэнерго" приняло во временное владение производственные помещения в административном здании ОАО "Тываэнергосбыт" по адресу: г. Кызыл, ул. Заводская, 2А, транспортные средства: автомобили ГАЗ-31105, УАЗ-31512, ПАЗ-4234 и другое имущество, указанное приложениях 1-4 к договору.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции в случае, если одно из лиц включено в реестр, сделки по получению в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
ОАО "Тываэнерго" имеет статус территориальной сетевой организации и с 06.10.2000 г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации включено в реестр субъектов естественных монополий в топливном - энергетическом комплексе.
Кроме этого Приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2001 г. N 462 ОАО "Тываэнерго" включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.
Согласно акту сдачи-приемки имущества к договору аренды N04.17.2419.23 от 01.02.2010 г. арендодатель передал, а арендатор принял следующее имущество:
1.1. производственные помещения в административном здании ОАО "Тываэнергосбыт" по адресу: РТ, г.Кызыл, ул. Заводская, 2а (приложение N1 к договору)
1.2. транспортные средства: автомобиль ГАЗ-31105, автомобиль УАЗ-31512, автобус ПАЗ-4234 (приложение N2 к договору)
1.3. Офисное имущество (Приложение N3 к договору)
1.4. Компьютерную и офисную технику (Приложение N4 к договору).
Согласно техническому паспорту на здание ОАО "Тываэнергосбыт" по адресу г.Кызыл, ул. Заводская, 2а, общая площадь объекта составляет 1158,2 кв.м.
В приложении N1 к договору аренды N04.17.2419.23 от 01.02.2010 г. указано, что арендуемая площадь в административном здании ОАО "Тываэнергосбыт" по адресу г.Кызыл, ул. Заводская, 2а составляет 633,64 кв.м.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости ОАО "Тываэнергосбыт" по основным средствам за 01.01.2010 г. балансовая стоимость здания по адресу г.Кызыл, ул. Заводская, 2а составляет 1 818 590,25 руб.
Так как ОАО "Тываэнерго" арендовало не всю площадь здания, которая составляет 1158,2 кв.м., а только 633,64 кв.м, что составляет 55%, то Комиссия Тывинского УФАС России принимает к учету балансовую стоимость здания пропорционально арендованной площади, т.е.в размере 1 000 224,64 руб. (1818590,25*55%/100%).
Балансовая стоимость транспортных средств, передаваемых в приложении N2 к договору аренды N04.17.2419.23 от 01.02.2010 г. согласно оборотно-сальдовой ведомости ОАО "Тываэнергосбыт" по основным средствам за 01.01.2010 г. составляет 1 039 270, 34 руб.
Балансовая стоимость основных средств, передаваемых в приложении N4 к договору аренды N04.17.2419.23 от 01.02.2010 г. согласно оборотно-сальдовой ведомости ОАО "Тываэнергосбыт" по основным средствам за 01.01.2010 г. составляет 1 107 047, 11 руб.
Таким образом, общая стоимость передаваемого имущества ОАО "Тываэнерго" по договору аренды N04.17.2419.23 от 01.02.2010 г. составляет 3 146 542,09 руб.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, по состоянию на 31.12.2009 г. общая стоимость основных и нематериальных активов ОАО "Тываэнергосбыт" составляла 7 682 000, 00 руб., стоимость имущества, являющегося предметом сделки, по состоянию на 01.01.2010 г. по данным бухгалтерского учета - 3 146 542,09 руб., что составляет 41% стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО "Тываэнергосбыт".
Ходатайство в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Закона "О защите конкуренции" о даче согласия на совершение сделки, заключенной между ОАО "Тываэнергосбыт" и ОАО "Тываэнерго", в результате которых ОАО "Тываэнерго" получило во временное владение и пользование основные производственные средства (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) ОАО "Тываэнергосбыт", балансовая стоимость которых превышала двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО "Тываэнергосбыт", в адрес Тывинского УФАС России не поступало.
Согласно части 1 статьи 32 Закона "О защите конкуренции" лицом, обязанным представить ходатайство, в случаях, предусмотренных статьей 28 указанного закона, являются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок.
Представитель ОАО "Тываэнерго" сообщил свое мнение о том, что получение предварительного согласия антимонопольного органа не требовалось в связи с тем, что суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, не превышает семь миллиардов рублей, а также его суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год не превышала десять миллиардов рублей.
При этом часть 1 статьи 28 Закона "О защите конкуренции" содержит требование получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок по приобретению акции, долей, права и имущества лицом, состоящим в реестре хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
Статьей 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены особенности антимонопольного регулирования и регулярного контроля на оптовом и розничном рынках электрической энергии, имеющие целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Для выполнения указанных задач субъекты оптового и розничных рынков, в том числе покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), обязаны обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24).
Совершение сделки по получению в пользование ОАО "Тываэнерго" основных производственных средств, составляющих 41% основных производственных средств ОАО "Тываэнергосбыт", могло негативно повлиять на состояние конкуренции на рынке энергоснабжения Республики Тыва. ОАО "Тываэнерго" и ОАО "Тываэнергосбыт", осуществляющие передачу и сбыт электроэнергии, могут препятствовать потребителям, заключившим договора энергоснабжения, переходить на энергоснабжение к иной энергосбытовой компании, чем ОАО "Тываэнергосбыт", либо навязывать последнее в качестве энергосбытовой компании, тем самым создавая возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на упомянутом рынке.
Кроме того, ОАО "Тываэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком в границах зоны деятельности на территории Республики Тыва, а ОАО "Тываэнерго" территориальной сетевой компанией.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, заключение сделки по получению в пользование имущества гарантирующего поставщика ОАО "Тываэнергосбыт" сетевой организацией ОАО "Тываэнерго" не обеспечило исполнение требования законодательства об электроэнергетике о запрете одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "Тываэнерго" в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона "О защите конкуренции" (без предварительного согласия антимонопольного органа) на основании договоров аренды имущества N04.17.2419.23 от 01 февраля 2010 года получило во временное владение и пользование основные производственные средства (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) ОАО "Тываэнергосбыт", балансовая стоимость которых превышала двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов ОАО "Тываэнергосбыт".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) по заключению договора аренды основных производственных средств с ОАО "Тываэнергосбыт" без получения предварительного согласия антимонопольного органа нарушением пункта 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "Тываэнерго" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии _________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии __________ В.А. Сорвачева
__________ А.Т. Хитаришвили
__________ Ш.Т. Тулуш
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/35-28-12 (опубликовано 16 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016