Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
N 9-15/14 (опубликовано 19 января 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Мерзлякова Наталия Валерьевна - руководитель управления, председатель Комиссии;
Тихомирова Татьяна Борисовна - начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;
Анпилов Денис Сергеевич - старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;
Анфимова Светлана Леонидовна - государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;
Шишкин Егор Станиславович - специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 9-15/14 по признакам нарушения Правительством Вологодской области, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 2, Департаментом здравоохранения Вологодской области, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Предтеченская, 19, мэрией г. Череповца, расположенной по адресу: г. Череповец, пр. Строителей, 2, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление ФАС по Вологодской области (далее - Управление) поступило, переданное из ФАС России заявление МТПП "Фармация" на действия Правительства Вологодской области по объединению муниципальной аптечной сети в единую государственную сеть.
Заместителем губернатора области Васильевым О.А. 2 августа 2013 года направлено письмо мэру г. Череповца с требованием передать имущество муниципальных фармацевтических предприятий в собственность области.
Губернатор области письмами от 27 января 2014 года и 3 марта 2014 года потребовал от мэра г. Череповца передачи в собственность области четырех аптек в г. Череповце в срок до 1 апреля 2014 года.
Заявитель считает указанные действия незаконными, ведущими к уходу его с рынка розничной торговли лекарственными средствами г. Череповца.
Правительство области (далее - Правительство) и Департамент здравоохранения области (далее - Департамент) с вменяемым им нарушением не согласны, считают, что действовали в рамках действующего законодательства, передача имущества муниципальных аптечных учреждений в собственность области осуществляется на основе волеизъявления всех сторон этого процесса.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Заявитель осуществляет фармацевтическую деятельность на территории г. Череповца, имеет соответствующую лицензию, в т.ч. осуществляет розничную и оптовую торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных препаратов, отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством.
Заместителем губернатора области Васильевым О.А. по согласованию с Губернатором области 2 августа 2013 года направлено письмо мэру г. Череповца с требованием передать имущество муниципальных фармацевтических предприятий в собственность области с целью создания единой аптечной сети путем присоединения к ГП ВО "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация" (далее - ГПТП Фармация) в срок до 1 сентября 2013 года. Одновременно подобные письма были направлены в адрес большинства муниципальных районов области.
Губернатором области 22 августа 2013 года в адрес мэра г. Череповца направлено поручение о передаче имущества муниципальных предприятий города, занимающихся фармацевтической деятельностью, в собственность области в срок до 1 октября 2013 года.
На указанные письма с требованием о передаче имущества муниципальных аптечных организаций мэрия г. Череповца ответила отказом в связи с тем, что передача требуемого имущества приведет к уходу с рынка рентабельного МТПП "Фармация" и повлечет значительные затраты (около 30 млн. руб.) со стороны муниципального образования.
Мэрия г. Череповца письмом от 15 октября 2013 года в адрес Департамента предложила передать в собственность области часть аптек МТПП "Фармация": пять аптек, расположенных в Череповецком районе, и одну аптеку N 125 в г. Череповце. Данная схема, по мнению мэрии, полностью исключит МТПП "Фармация" из системы льготного лекарственного обеспечения, но в тоже время позволит его сохранить как муниципальное фармацевтическое предприятие.
Заместителем губернатора области Васильевым О.А. 21 октября 2013 года направлено повторное письмо мэру г. Череповца с требованием передать имущество муниципальных фармацевтических предприятий в собственность области.
При Департаменте 27 ноября 2013 года состоялось совещание по вопросу создания единой аптечной сети. Согласно протоколу данного совещания на вопрос заместителя мэра г. Череповца Самчука Н.Е.: "Чем вызвана необходимость присоединения муниципального предприятия к государственному областному", и.о. начальника Департамента М.Д. Дуганов ответил, что объединение аптек происходит по инициативе и поручению Губернатора области для оптимизации аптечной сети, повышения ее эффективности и во избежание возможной продажи части муниципальных аптек. На вопрос Самчука Н.Е. о том, каким образом возможно присоединение муниципального предприятия - всеми аптеками или частично, Дуганов М.Д. ответил, что присоединение возможно как всеми аптеками, так и частью, имеется возможность выделить для присоединения к ГПТП Фармация рентабельные аптеки, расположенные в удобном для граждан месте.
Губернатор области письмами от 27 января 2014 года и 3 марта 2014 года вновь потребовал от мэра г. Череповца передачи в собственность области четырех аптек в г. Череповце (аптеки NN 108, 124, 143, 147) в срок до 1 февраля и до 1 апреля 2014 года соответственно.
В ответ на указанное письмо мэр г. Череповца письмом от 3 февраля 2014 года сообщил, что передача указанных аптек (NN 108, 124, 143, 147) в областную собственность приведет к банкротству и ликвидации МТПП "Фармация", т.к. данные аптеки являются крупнейшими в городе и составляют основу муниципального предприятия. Мэром г. Череповца предложено передать в областную собственность семь аптек: пять аптек, расположенных в Череповецком районе, и две аптеки (N 125 и N 101) в г. Череповце.
Департамент имущественных отношений Вологодской области, сославшись на письмо Департамента от 25.02.2014 г., письмом от 14 марта 2014 года запросил у мэрии г. Череповца пакеты документов для передачи в собственность области по муниципальным аптекам NN 101, 125, 108, 124, 143, 147.
Департамент в своем письме от 25.02.2014 г. в адрес Департамента имущественных отношений области свою позицию мотивировал нерентабельностью предлагаемых мэрией г. Череповца аптек, расположенных в Череповецком районе, в связи с чем невозможно их принятие в областную собственность. Департамент предлагает принять в собственность области аптеки NN 101, 125 и продолжить работу по передаче в собственность области аптек г. Череповца NN 108, 124, 143, 147.
В ответ на указанное письмо мэр г. Череповца 2 апреля 2014 года повторно сообщил, что считает невозможным передачу аптек г. Череповца NN 108, 124, 143, 147, т.к. это приведет к банкротству и ликвидации МТПП "Фармация".
Согласно материалам дела у заявителя имеется один оптовый аптечный склад, один аптечный пункт в п. Мякса, и 18 аптек, из которых 4 аптеки расположены в Череповецком районе.
Заявитель и мэрия г. Череповца готовы передать в собственность области аптеки и аптечный пункт, расположенные в Череповецком районе, а также аптеки NN 101 и 125, находящиеся в г. Череповце, т.к. данные предприятия убыточны, их сохранение имеет больше социальное значение (особенно для района), чем экономическую выгоду. В связи с этим передача указанных аптек не повлечет за собой банкротство заявителя и позволит ему остаться на рынке. В тоже время область отказалась принимать в собственность районные аптеки в связи с их значительной убыточностью, указав, что лекарственное обеспечение населения в данных населенных пунктах будет осуществляться через фельдшерско-акушерские пункты.
Согласно материалам дела аптеки NN 101 и 125 имеют отрицательную рентабельность на протяжении 2012-2014 годов, соответственно, их передача в собственность области, также как и передаче районных аптек, не повлечет за собой значительные негативные экономические последствия для заявителя и его уход с рынка, что подтверждает и сам заявитель.
В тоже время аптеки заявителя NN 108, 124, 147, которые истребуют Правительство области и Департамент, имеют положительную рентабельность на протяжении последних трех лет, составляют экономическую основу деятельности заявителя. Выручка заявителя за 2013 от продаж по аптекам NN 108, 124, 143, 147, истребуемых областью, составила 160 417 638,27 рублей, что составляет 40% от валовой выручки заявителя за 2013 год. При том, что аптеки заявителя NN 108 и 147 (около 30 и 100 млн. руб. выручки за 2013 год соответственно) являются самыми крупными и прибыльными у него. Таким образом, материалами дела подтверждаются доводы заявителя и мэрии г. Череповца о том, что передача аптек заявителя NN 108, 124, 143, 147 в собственность области повлечет банкротство заявителя, невозможность осуществлять уставную деятельность и его уход с рынка. Соответственно, передача прибыльных активов заявителя его конкуренту - ГПТП Фармация, повлечет уход с рынка заявителя и сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, действия Правительства области и Департамента, направленные на изъятие основных прибыльных активов у заявителя (в виде аптек NN 108, 124, 143, 147), приведут к уходу с рынка заявителя и, соответственно, сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что является одним из признаков ограничения конкуренции.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен запрет на передачу имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, без согласия указанных учреждений или предприятий.
Часть 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" закреплена ничтожность сделок, совершенных предприятием, предусматривающих передачу имущества, которая лишает предприятие возможность осуществлять деятельность цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Таким образом, действия Правительства области и Департамента по истребованию аптек заявителя NN 108, 124, 143, 147 в отсутствие его согласия в собственность области нарушают также положения приведенных федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. N 14686/10).
В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.
Следовательно, необоснованное препятствование осуществлению деятельности заявителем указанными действиями Правительства области и Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данные действия, однозначно, в силу законодательного определения, могут повлечь негативные последствия для конкуренции.
Учитывая изложенное, действия Правительства области и Департамента, направленные на изъятие у заявителя и передачу в собственность области с последующим присоединением к ГПТП Фармация аптек заявителя NN 108, 124, 143, 147, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"
В тоже время Губернатором области письмом от 8 декабря 2014 года отозваны письма от 31 марта 2014 года N 01-3558/14, от 3 марта 2014 года N 01-2307/14, от 27 января 2014 года N 01-0727/14 и от 22 августа 2013 года N 165-05/08, которыми истребовались в собственность области аптеки заявителя NN 108, 124, 143, 147. Заместителем губернатора области Васильевым О.А. письмом от 4 декабря 2014 года отозваны письма от 2 августа 2014 года N 05/34 и от 21 октября 2013 года N 01-1844/13, которыми истребовались в собственность области аптеки заявителя NN 108, 124, 143, 147. Письмом от 28 ноября 2014 года Департамент сообщил, что не настаивает на передаче муниципальных аптек г. Череповца в собственность области и выражает готовность рассматривать только лишь те предложения о передаче имущества, которые выработаны на основе добровольного волеизъявления обеих сторон. На основании указанного комиссия считает, что Правительством области и Департаментом в добровольном порядке устранено нарушение антимонопольного законодательства и его последствия, что является основанием для прекращения дела.
Материалами дела не подтверждается направленность действий мэрии г. Череповца на передачу аптек заявителя NN 108, 124, 143, 147 в собственность области, наоборот, документы в деле подтверждают обратное. В связи с указанным, в рассмотренных комиссией действиях мэрии г. Череповца отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать Правительство Вологодской области, Департамент здравоохранения Вологодской области, нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Дело в отношении Правительства Вологодской области, Департамента здравоохранения Вологодской области прекратить в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства и устранением его последствий.
3. Дело в отношении мэрии г. Череповца прекратить за отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассмотренных комиссией действиях мэрии.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.
Председатель Комиссии |
подпись |
|
Н.В. Мерзлякова |
Члены Комиссии: |
подпись подпись |
|
Т.Б. Тихомирова Д.С. Анпилов |
|
подпись |
|
С.Л. Анфимова |
|
подпись |
|
Е.С. Шишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 9-15/14 (опубликовано 19 января 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016