Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 17 апреля 2013 г. N 8-03/13
Резолютивная часть решения оглашена 3 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественны х монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
Елкина Анна Игоревна - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,
|
в присутствии представителей:
представителя ОАО "Челябкоммунэнерго" по доверенности;
в отсутствие заявителя <> надлежащим образом извещенного о времени, дате и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 8-03/13 по признакам нарушения ОАО "Челябкоммунэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия установила:
В Челябинское УФАС России поступило заявление от жителя города Бакала <> на действия ОАО "Челябкоммунэнерго", выразившиеся в оказании услуг по опломбировке (принятие в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды по завышенным тарифам.
В заявлении <> указано, что заявителем в квартире были установлены счетчики горячей и холодной воды. После установки он обратился в ОАО "Челябкоммунэнерго" (Бакальский филиал) для опломбирования водосчетчиков. За опломбирование счетчика горячей воды было оплачено 440 рублей ОАО "Челябкоммунэнерго".
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ОАО "Челябкоммунэнерго" был направлен запрос о представлении пояснений по доводам, изложенным в заявлении <>
На указанный запрос ОАО "Челябкоммунэнерго" (Бакальский филиал) представило копию калькуляции на принятие в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и приборов учета горячего водоснабжения. В соответствии с данной калькуляцией стоимость приема в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии и приборов учета ГВС составляет 440 рублей.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ОАО "Челябкоммунэнерго" пояснил, что затраты на принятие приборов учета в эксплуатацию в тарифе на горячее водоснабжение не учтены, деятельность Бакальского филиала ОАО "Челябкоммунэнерго" является убыточной, в связи с этим общество взимало плату за опломбирование индивидуальных приборов учета. В связи с вступлением в силу 1 января 2013 года Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за опломбирование приборов учета горячей воды в январе-феврале 2013 года не взималась. На заседании Комиссии Челябинского УФАС России ответчиком представлен приказ N 15 от 09.01.2013, согласно которому с 09.01.2013 первичное опломбирование приборов учета (счетчиков) горячей воды абонентам - физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям производится бесплатно.
Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
ОАО "Челябкоммунэнерго" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения, следовательно, должно соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
2. ОАО "Челябкоммунэнерго" установлена плата за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета горячей воды в размере 440 (четыреста сорок) рублей за один прибор учета.
В соответствии с законодательством существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.
Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета. Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней прежде всего поставщик ресурса. Именно за такой услугой обратился заявитель в ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.
В соответствии с пунктом 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета; допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета коммунальных ресурсов и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета нельзя считать самостоятельной услугой, поскольку само по себе такое действие не имеет ценности для потребителя (для потребителя нет разницы, будет ли место установки индивидуального прибора учета опломбировано).
Частями 5 и 5.1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В нормативных правовых актах нет указания на возмездность оказания потребителю услуги по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию в целом и его опломбированию в частности.
Законодатель определил в правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от от 06.05.2011 N 354, в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.
Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета.
Следовательно, взимание платы за опломбирование (принятие в эксплуатацию) прибора учета как за оказание самостоятельной услуги является незаконным и ущемляет права и интересы граждан.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), который регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о водоснабжении приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Следовательно, Закон о водоснабжении определяет, что услуги опломбирования приборов учета с 1 января 2013 года ресурсоснабжающие организации оказывают без взимания платы.
Таким образом, являются неправомерными действия ОАО "Челябкоммунэнерго", выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "Челябкоммунэнерго", выразившиеся в установлении и взимании платы за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуального прибора учета горячей воды, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Бакала Саткинского района Челябинской области.
У ОАО "Челябкоммунэнерго" (Бакальский филиал) отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: не взимать плату за услугу по опломбировке (принятию в эксплуатацию). Однако ОАО "Челябкоммунэнерго" (Бакальский филиал) не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах ОАО "Челябкоммунэнерго" (Бакальский филиал) признается виновным.
На основании части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит выдача хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией запрошена информация о сумме выручки, полученной ОАО "Челябкоммунэнерго" на территории города Бакала Саткинского района Челябинской области от оказания услуг по опломбировке (принятию в эксплуатациию) индивидуальных приборов учета горячей воды, которая за 2012 год составила 398 640 рублей.
С учетом представленной ОАО "Челябкоммунэнерго" информации в федеральный бюджет подлежит перечислению доход предприятия, полученный от оказания услуг по опломбировке (принятию в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды населению, то есть 398 640 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Челябкоммунэнерго", выразившиеся во взимании платы с жителей города Бакала Челябинской области за опломбировку (принятие в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей воды, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "Челябкоммунэнерго" о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать предписание ОАО "Челябкоммунэнерго" о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 398 640 рублей;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ОАО "Челябкоммунэнерго" к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семёнова
Члены Комиссии
Т.А. Ветрова
А.И. Елкина
ПРЕДПИСАНИЕ N 9
3 апреля 2013 года г. Челябинск
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семенова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Елкина Анна Игоревна - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 3 апреля 2013 года по делу N 8-03/13 о нарушении ОАО "Челябкоммунэнерго" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. ОАО "Челябкоммунэнерго" в срок до 20 мая 2013 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в размере 398 640 рублей.
2. ОАО "Челябкоммунэнерго" в срок до 30 мая 2013 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в федеральный бюджет по коду КБК 16111602010010000140, ОКАТО 75401000000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России) ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Т.А. ВетроваА.И. Елкина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 апреля 2013 г. N 8-03/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016