Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 19 января 2015 г. N 05-06-383
Решение изготовлено в полном объеме 19.01.2015 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа N1288 от 10.12.2014 г. в составе:
Председателя комиссии:
- Демкина Артура Валерьевича - руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Точиева Батыра Беслановича - и.о. заместителя руководителя Управления;
- Тимиргалиева Владимира Ахатовича - заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя без права голоса, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право представления интересов заявителя;
в присутствии представителя Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска Коринь Д.И., действующего по доверенности N1 от 14.01.2015,
рассмотрев дело N05-06-383/2014 по жалобе Щелгачева К.И. (вх.N3199-ж от 26.12.2014), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба Щелгачева Константина Игоревича (далее - Заявитель) от 26.12.2014 г. N 3199-ж на действия Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее - Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на три года, с кадастровым номером 86:12:0302016:124, общей площадью 25 034 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, район АБЗ, предназначенный для строительства производственной базы, извещение N281114/0133838/02 (далее - Аукцион).
Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием ограничения участия в торгах, объявленных Организатором торгов.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, пояснения представителей сторон, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Как следует из документов, на основании приказа N969 от 25.11.2014 г. "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 3 года" Организатором торгов принято решение о проведении Аукциона.
Данным приказом установлен шаг аукциона в размере 5% и размер задатка в размере 20%.
28.11.2014 года, Организатором торгов, на официальном сайте www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликована информация о проведении Аукциона, извещение N281114/0133838/02.
Информация о проведение Аукциона также опубликована в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" от 27.11.2014 года (далее - печатное издание).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте и печатном издании, прием заявок на участие в Аукционе осуществляются отделом земельных отношений земельного управления Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Коминтерна, 23, кабинет N 18, в приемные дни (понедельник, четверг) с 9 часов 00 минут до 17 часов 15 минут. Начало приема заявок 28.11.2014, дата окончания приема заявок 24.12.2014 включительно.
Место и дата определения участников торгов: Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, ул. Мира, 14, 25.12.2014, 10.30.
До рассмотрения жалобы по существу, у Организатора торгов запрошены документы, подтверждающие распорядок рабочего времени и приемных дней в период приема заявок с 28.11.2014 по 24.12.2014 г.
Организатором торгов представлен приказ от 06.03.2013 г. N204 "О правилах внутреннего трудового распорядка в Департаменте муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска", согласно которому, в департаменте установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), а также продолжительность рабочего времени для работников.
Таким образом, учитывая то, что последний день приема заявок выпадал на не приемный день 24.12.2014 г. (среда) то, по мнению Организатора торгов у него имелись основания, в том числе и субъективные, не принимать заявку у Заявителя (представителя Заявителя).
Кроме того, как следует из доводов жалобы 23.12.2014 г. Заявитель обратился в адрес Организатора торгов с целью подачи заявки на участие в Аукционе, после чего ему было сообщено о необходимости внесения задатка для участия в Аукционе, и после этого подать заявку.
Данное обстоятельство также изложено в возражениях, представленных Организатором торгов и подтверждено его представителем в ходе рассмотрения жалобы.
Далее, как следует из содержания жалобы 24.12.2014 года, т.е. в последний день приема заявок, Заявитель пытался подать заявку на участие в Аукционе, однако по причине того, что срок приема заявок был пропущен, Организатором торгов было устно отказано в приеме заявки, что также следует из возражений Организатора и подтверждено его представителем в ходе рассмотрения жалобы.
Таким образом, Организатор торгов не опровергает доводы, изложенные в жалобе Заявителя.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов, установив определенные дни приема заявок (понедельник, четверг) и не приняв в последний приемный день (24.12.2014 г.) заявку, нарушил право Заявителя, который хотел подать заявку, но был лишен такой возможности.
Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что установление конкретных дней приема заявок не предусмотрено ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Установление двух дней в неделю для приема заявок, существенно сужает круг потенциальных участников и приводит к ограничению в участие в торгах.
В данном случае, Организатор торгов ограничил право Заявителя подать заявку и участвовать в Аукционе.
Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что, довод Заявителя о том, что Организатор торгов ограничил его право подать заявку на участие в Аукционе и участвовать в нем, является состоятельным.
Согласно подпункту "е" пункта 8 Правил, извещение о проведении торгов должно содержать сведения о начальной цене предмета торгов или начального размера арендной платы, "шаг аукциона" размере задатка и реквизиты счета для его перечисления.
Как следует из информации, опубликованной на официальном сайте и печатном издании, задаток на участие в Аукционе установлен в размере 800 000 рублей. Однако, 03.12.2014 г. Организатор торгов опубликовал информацию на официальном сайте, согласно которой, размер задатка на участие в Аукционе был равен 0. При этом, информация об отсутствии необходимости внесения задатка не размещена в печатном издании.
Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что в печатном издании (04.12.2014 г.) Организатором торгов была также опубликована информация, согласно которой в извещение внесены изменения в части изменения слов "предназначенный для строительства производственной базы" на "для строительства склада сжиженного углеводородного газа и станции заполнения баллонов сжиженным газом", при этом такие изменения в извещение были внесены и на официальном сайте.
Согласно части 2 статьи 1058 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.
При этом пунктом 8 Правил установлено, что извещение о проведение торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, и содержать информационный минимум.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов, отменив требование о внесении задатка, обязан был опубликовать данные сведения об изменении условий Аукциона в печатном издании, и продлить срок приема заявок с учетом сроков, указанных в пункте 8 Правил, в целях привлечения наибольшего количества участников.
Однако, изменив условия Аукциона, не опубликовав их в печатном издании и не продлив срок приема заявок, Организатор торгов ввел в заблуждение Заявителя, что ограничило его право и право неопределенного круга лиц подать заявку и участвовать в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
С учетом изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установив определенные дни приема заявок (понедельник, четверг), а также изменив существенные условия проведения Аукциона, и не продлив срок приема заявок, Организатор торгов нарушил требования, предусмотренные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу Щелгачева Константина Игоревича от 26.12.2014 г. N 3199-ж на действия Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на три года, с кадастровым номером 86:12:0302016:124, общей площадью 25 034 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, район АБЗ, предназначенный для строительства производственной базы, извещение N281114/0133838/02, обоснованной.
2. Признать в действиях Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска нарушение пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", выразившееся в не размещение в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" изменений, внесенных в извещение, в части отсутствия необходимости внесения задатка и не продление сроков подачи заявок, установленных пунктом 8 настоящих Правил.
3. Признать в действиях Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении определенных дней приема подачи заявок (понедельник, четверг), а также не размещении в газете "Самарово-Ханты-Мансийск" внесенных изменений в извещение, в части отсутствия необходимости внесения задатка и не продлении срока приема заявок на участие в торгах, что ограничило право Щелгачева К.И. и могло ограничить право неопределенного круга лиц подать заявку и участвовать в торгах.
4. Выдать Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска обязательное для исполнения предписание об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на три года, с кадастровым номером 86:12:0302016:124, общей площадью 25 034 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, район АБЗ, предназначенный для строительства производственной базы, извещение N281114/0133838/02.
Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: Б.Б. Точиев
В.А. Тимиргалиев
ПРЕДПИСАНИЕ N2
19.01.2015 г. г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующая на основании Приказа N1288 от 10.12.2014 г. в составе:
Председателя комиссии:
- Демкина Артура Валерьевича - руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Точиева Батыра Беслановича - и.о. заместителя руководителя Управления;
- Тимиргалиева Владимира Ахатовича - заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
на основании своего решения от 19.01.2015 года по рассмотрению дела N05-06-383/2014, по жалобе Щелгачева К.И. (вх.N3199-ж от 26.12.2014), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в целях устранения нарушений, допущенных при проведении торгов, аннулировать открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на три года, с кадастровым номером 86:12:0302016:124, общей площадью 25 034 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, район АБЗ, предназначенный для строительства производственной базы, извещение N281114/0133838/02;
Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска опубликовать информацию об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на три года, с кадастровым номером 86:12:0302016:124, общей площадью 25 034 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, район АБЗ, предназначенный для строительства производственной базы, извещение N281114/0133838/02 в официальном печатном издании, где была опубликована информация о проведении торгов, а также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет www.torgi.gov.ru.
Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска в срок до "18" февраля 2015 года исполнить пункты 1 и 2 настоящего предписания.
Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания в срок до "25" февраля 2015 г. с приложением подтверждающих документов.
5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления В.А. Тимиргалиева.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: Б.Б. Точиев
В.А. Тимиргалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 января 2015 г. N 05-06-383
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016