Резолютивная часть решения оглашена "04" апреля 2013 г. В полном объеме решение изготовлено "18" апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Клостер Е.А. - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Котикова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Войтенко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Александровой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы, |
при участии:
<_> - представителя по доверенности ОАО "РЖД" (от 06.03.2013 г.);
<_> - представителя по доверенности ОАО "РЖД" (от 27.06.2012 г.);
<_> - представителя по доверенности ООО "Компания ТрансСервис" (от 20.03.2013 г.);
<_> - директора ООО "Компания ТрансСервис" (Протокол общего собрания ООО "Компания ТрансСервис" от 15.10.2011 г.);
<_> - директора ООО "Трансгарант" (решение единственного учредителя о создании общества от 16.05.2011 г.),
рассмотрев дело N 06/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (<_>) (далее - ОАО "РЖД") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
18.10.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление ООО "Компания ТрансСервис" на действия Кемеровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурного подразделения Дирекции по управлению терминально-складским комплексом - структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - МЧ-3 ОАО "РЖД").
По мнению заявителя, нарушение антимонопольного законодательства выразилось в ущемлении интересов ООО "Компания ТрансСервис" путем отказа ОАО "РЖД" от перевозки груза "шары стальные помольные", упакованного в специализированные мягкие контейнеры МКР, в универсальных крупнотоннажных контейнерах.
23.01.2013 г. Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 06/А-10-2013 по признакам нарушения ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном требовании отмены отправки груза "шары стальные помольные" в контейнерах N RZDU0261425, N RZDU0286439, N RZDU0311547 после принятия заявок к отправке.
Определением от 23.01.2013 г. рассмотрение дела N 06/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.02.2013 г. на 14 часов 00 минут.
27.02.2013 г. на рассмотрении дела N 06/А-10-2013 Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 27.02.2013 г. рассмотрение дела N 06/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21.03.2013 г. на 10 часов 00 минут.
Определением от 27.02.2013 г. о привлечении заинтересованного лица к рассмотрению дела N 06/А-10-2013 Комиссией Кемеровского УФАС России к участию в рассмотрении дела было привлечено заинтересованное лицо ООО "Трансгарант" (<_>).
21.03.2013 г. на рассмотрении дела 06/А-10-2013 Комиссией Кемеровского УФАС России были получены сведения (письмо ОАО "РЖД" от 18.03.2013 г. N исх-1162/З-Сиб НЮ) о согласовании и перевозке груза "шары стальные помольные" в мешках в универсальных контейнерах и без изготовления местных технических условий другими хозяйствующими субъектами, а именно: ООО "МК "КРАСО", ООО "Атон", ООО "Трансгарант" (перечень накладных в приложении 1 к определению Кемеровского УФАС России от 27.02.2013 г. N 05/1640).
21.03.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 06/А-10-2013 Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 22.03.2013 г. рассмотрение дела N 06/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 04.04.2013 г. на 11 часов 00 минут.
На заседаниях Комиссии, состоявшихся 27.02.2013 г., 21.03.2013 г., 04.04.2013 г. представители ОАО "РЖД" пояснили следующее:
После оформления накладных NN АП 564632, АП 564633, АП 564634 ООО "Компания ТрансСервис" предъявило ОАО "РЖД" соответствующий эскиз согласно пункту 7.1.1.5 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС РФ от 27.05.2003 г. N ЦМ-943 (далее -ТУ), где было указано об упаковке данных шаров в МКР.
Указанная норма ТУ устанавливает, что в случае, когда способ размещения и крепления какого-либо наименования груза предусмотрен настоящими ТУ, но схема конкретного типоразмера такого груза отсутствует, грузоотправитель должен представить уполномоченному перевозчиком лицу эскиз размещения и крепления груза по настоящим ТУ. Эскиз должен быть утвержден грузоотправителем и согласован с перевозчиком.
Однако в ТУ и иных законодательных актах Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие способ размещения и крепления груза "шары стальные помольные", в том числе в упаковке типа МКР (мешков) в универсальных контейнерах.
На основании вышеизложенного ОАО "РЖД" считает, что перевозка шаров стальных помольных в универсальных контейнерах с упаковкой МКР по общим требованиям ТУ законодательством не допускается.
В соответствии с положениями пункта 1.2 главы 1 ТУ размещение и крепление грузов способами, которые не предусмотрены настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (МТУ) согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 главы 1 ТУ.
Согласно пункту 7.2 главы 1 ТУ МТУ разрабатываются грузоотправителем в отношении груза, способы размещения и крепления которого не предусмотрены настоящими ТУ, и утверждаются перевозчиком.
На заседаниях Комиссии, состоявшихся 27.02.2013 г., 21.03.2013 г., 04.04.2013 г. представители ООО "Компания ТрансСервис" пояснили следующее:
- Согласно абзацу 1 пункта 1 межгосударственного стандарта ГОСТ 15846-2002 данный стандарт распространяется на продукцию, отправляемую в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и из этих районов, а также на продукцию, подлежащую переотправке в районы Крайнего Севера с перевалочных баз.
ГОСТ 15846-2002 устанавливает требования к упаковке, транспортированию, хранению и маркировке продукции. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей закреплен "Приложением А" к ГОСТ 15846-2002.
Согласно "Приложению А" ГОСТ 15846-2002, к районам "Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" относится Магаданская область.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 15846-2002 транспортная тара и упаковка для продукции, отправляемой в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и из этих районов должны соответствовать таблице 1.
В таблице 1 - ГОСТ 15846-2002 шары стальные мелющие относятся к пункту 5.1. Указанный пункт допускает различную упаковочную тару для перевозки грузов.
В силу пункта 5.4 ГОСТ 15846-2002 продукцию (в упаковке или без нее) размещают в контейнере в соответствии с действующими правилами перевозок грузов с учетом предохранения ее от влаги и перемещения.
В соответствии с пунктом 5.1 главы 1 "Требования к размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах ТУ предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены:
- прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств крепления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его крепления;
- надежное закрепление груза внутри упаковки.
Согласно пункту 4 главы 12 ТУ допускается размещение и крепление в крупнотоннажных контейнерах грузов массой до 1,5 т. включительно в упаковке.
Для предотвращения перемещения груза в контейнере, удобства в его транспортировке, безопасности движения, экологической безопасности, обеспечения качества перевозимой продукции ООО "Компания ТрансСервис" груз "шары стальные помольные" был упакован в специализированные контейнеры (МКР) в соответствии с ГОСТ 15846-2002, по 1000 кг. на место (при допустимом пределе в 1500 кг., согласно пункту 4 главы 12 ТУ).
Согласно статье 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция (АП 564633 от 27.06.2012 г., АП 564634 от 06.07.2012 г. АП 564632 от 06.07.2012 г.) о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузоотправителю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
На заседаниях Комиссии, состоявшихся 21.03.2013 г., 04.04.2013 г. представитель ООО "Трансгарант" пояснил следующее:
ООО "Трансгарант" отправляло со станции Кемерово-Сортировочное ЗСЖД груз "шары стальные помольные", упакованный в мягкие контейнеры типа МКР в универсальных контейнерах в 2010 г., 2011 г. и начале 2012 г.
04.07.2012 г. ОАО "РЖД" не приняло заявку на перевозку груза "шары стальные помольные", мотивируя это тем, что перевозка данного груза не предусмотрена техническими требованиями.
Вместе с тем, ООО "Трансгарант" нуждается в осуществлении данных перевозок и считает действия ОАО "РЖД" по отказу в согласовании заявки на перевозку необоснованными, так как перевозка груза, в том числе шаров стальных помольных в упаковке, предусмотрена разделом 4 главы 12 ТУ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
Между ООО "Компания ТрансСервис" и МЧ-3 ОАО "РЖД" заключен договор транспортной экспедиции N 77/МЧ-10.
В соответствии с условиями данного договора экспедитор обязуется выполнять или организовывать выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг и других услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, в том числе, оказывать услуги погрузки, выгрузки грузов (контейнеров).
В июне 2012 г. ООО "Компания ТрансСервис" направило в адрес ОАО "РЖД" заявки формы ГУ-12 на перевозку в универсальных крупнотоннажных контейнерах груза "шары стальные помольные" (код ЕТСНГ 324211), упакованного в специализированные мягкие контейнеры МКР. Данные заявки были приняты ОАО "РЖД", согласованы, и им присвоены номера N 002125866 от 22.06.2012 г. и N 0021302551 от 02.07.2012 г.
На основании вышеуказанных заявок груз был принят к перевозке ОАО "РЖД", о чем свидетельствуют квитанции от 06.07.2012 г. NN АП 564632, АП 564633, АП 564634.
МЧ-3 ОАО "РЖД" письмом N 26 от 23.07.2012 г. направило в адрес ООО "Компания ТрансСервис" требование отменить отправки груза на контейнерах N RZDU0261425, N RZDU0286439, N RZDU0311547 в связи с тем, что перевозка шаров стальных помольных, упакованных в МКР в универсальных контейнерах, стандартами не предусмотрена.
ООО "Компания ТрансСервис" письмом от 11.07.2012 г., направленным в адрес МЧ-3 ОАО "РЖД", попросило обоснование отказа в перевозке вышеуказанного груза.
Письмом N 1079 от 12.07.2012 г. МЧ-3 ОАО "РЖД" сделало официальный запрос в адрес филиала ОАО "РЖД" Центральная дирекция управления движением.
Письмом филиала ОАО "РЖД" Центральная дирекция управления движением от 13.07.2012 г. N 9211/ЦД в адрес ООО "Компания ТрансСервис" было направлено разъяснение о необходимости, согласно положениям разделов 7 и 12 главы 1 ТУ, разработать и установленным порядком утвердить Местные технические условия (МТУ), предварительно проведя необходимые экспериментальные проверки".
26.07.2012 г. ЗАО "Горные машины", являющееся собственником груза "шары стальные помольные", направило в адрес ООО "Компания ТрансСервис" письмо с требованием передачи вышеуказанного груза представителям компании ООО "Вератранс" для перевозки груза до места назначения, так как ООО "Компания ТрансСервис" не смогло осуществить перевозку груза.
ООО "Трансгарант" 04.07.2012 г. в адрес ОАО "РЖД" была подана заявка по форме ГУ-12 на перевозку груза "шары стальные помольные", упакованный в МКР, которая была не принята ОАО "РЖД", а именно: ведущим инженером отдела организации коммерческой работы и условий перевозок <_> было указано о необходимости обратиться в ОАО "РЖД" для перевозки вышеуказанного груза на особых условиях.
Письмом от 04.07.2012 г. N 54 ООО "Трансгарант" обратилось в Вице-президенту ОАО "РЖД" <_> с просьбой заключить договор на перевозку груза "шары стальные помольные", упакованного в мягкие контейнеры МКР, в крупнотоннажных контейнерах на особых условиях.
Письмом Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 09.07.2012 г. N 8948/ЦД ООО "Трансгарант было указано, что мягкие специализированные контейнеры типа МКР по своей сути являются упаковкой, следовательно, предоставление особых условий для перевозки на основании статьи 8 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не требуется.
В адрес ООО "Трансгарант" было также направлено письмо Западно-Сибирской дирекции управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 13.07.2012 г. Согласно данному разъяснению перевозка шаров стальных помольных упакованных в МКР в универсальных контейнерах, стандартами на продукцию, утвержденными и согласованными в указанном порядке, не предусмотрена, в целях обеспечения безопасности движения поездов, отправка шаров помольных упакованных в соответствии с требованиями ТУ и утвержденным в установленном порядке Местным техническим условиям (МТУ).
Комиссией Кемеровского УФАС России были получены сведения (письмо ОАО "РЖД" от 18.03.2013 г. N исх-1162/З-Сиб НЮ) о согласовании и перевозке груза "шары стальные помольные" в мешках в универсальных контейнерах и без изготовления местных технических условий другими хозяйствующими субъектами, а именно: ООО "МК "КРАСО", ООО "Атон", ООО "Трансгарант" (перечень накладных в Таблице 1).
Таблица 1
N накладной |
Дата создания документа |
Наим. станции отправления |
ПУЖТ Наим. Грузоотправителя |
Адрес Грузоотправителя |
Наим. станции назначения |
ПУЖТ Наим. Грузополучатель |
Адрес Грузополучателя |
Номер контейнера |
Наим. груза ЕТ СНГ |
ЭК320078 |
17.05.2012 14:58:44 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
БЕРКАКИТ |
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Нерюнгринская ГРЭС" |
|
RZDU0738375 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭК505922 |
22.05.2012 10:27:38 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ЗАО " Горно-химическая компания "БОР" |
|
RZDU0678511 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭК513464 |
22.05.2012 13:08:13 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ЗАО " Горно-химическая компания "БОР" |
|
RZDU0392050 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭК797423 |
29.05.2012 10:25:23 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" |
|
RZDU0712067 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭК802164 |
29.05.2012 11:57:41 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" |
|
RZDU0466045 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
АП599483 |
04.06.2012 11:25:32 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
ВЛАДИВОСТОК-ПЕРЕВАЛКА |
ООО "Камчат Транс Сервис" |
|
RZDU0726517 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ169801 |
07.06.2012 5:13:46 |
КЕМЕРОВО-СОРТИРОВОЧНОЕ |
ООО "Трансгарант" |
|
ТАЛЬЦЫ |
Закрытое акционерное общество "Закаменск" |
|
RZDU0294732 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ169821 |
07.06.2012 5:20:36 |
КЕМЕРОВО-СОРТИРОВОЧНОЕ |
ООО "Трансгарант" |
|
ТАЛЬЦЫ |
Закрытое акционерное общество "Закаменск" |
|
RZDU0633013 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ421559 |
13.06.2012 14:09:25 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0420532 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ427647 |
13.06.2012 15:46:01 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0445886 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ626372 |
18.06.2012 14:30:10 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0023638 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ627480 |
18.06.2012 14:48:01 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0649581 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ664701 |
19.06.2012 11:50:36 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0077629 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ667875 |
19.06.2012 12:53:15 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО "Атон" |
|
КРАСНОКАМЕНСК |
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" |
|
RZDU0684638 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ706913 |
20.06.2012 10:53:14 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" |
|
RZDU0507400 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
ЭЛ716737 |
20.06.2012 14:08:18 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
НОВОЧУГУЕВКА |
ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" |
|
RZDU0676252 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
АП599494 |
23.06.2012 6:25:28 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
МЫС-ЧУРКИН-ПЕРЕВАЛКА |
Общество с ограниченной ответственностью "Диспач" |
|
RZDU0692103 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
АП599495 |
23.06.2012 6:36:02 |
НОВОКУЗНЕЦК-ВОСТОЧНЫЙ |
ООО МК "КРАСО" |
|
МЫС-ЧУРКИН-ПЕРЕВАЛКА |
Общество с ограниченной ответственностью "Диспач" |
|
RZDU0729835 |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ ПОМОЛЬНЫЕ |
Согласно письмам ООО Металлоторговая компания "КРАСО" от 19.02.2013 г. N 8.1/531-004/70, от 29.03.2013 г. N 8.1/531-004/73, ООО "Атон" от 20.02.2013 г. по указанным в Таблице 1 и по другим перевозкам "шары стальные помольные" перевозились в МКР в универсальных контейнерах. Дополнительных требований к перевозке, в том числе изготовления МТУ, данным хозяйствующим субъектам со стороны ОАО "РЖД" не предъявлялось.
Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" по отношению к разным хозяйствующим субъектам применяются разные условия перевозки груза.
Кемеровским УФАС России в адрес Министерства транспорта Российской Федерации был направлен запрос от 05.03.2013 г. N 05/1669 о даче разъяснений по вопросу перевозки груза "шары стальные помольные" в МКР в универсальных контейнерах.
Согласно разъяснениям Минтранса России Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом МПС России от 16.06.03 г. N 19, к перевозке в открытом подвижном составе (полувагон, платформа) шары стальные помольные допускаются в соответствии с Перечнем грузов, перевозка которых допускается железнодорожным транспортом в открытых вагонах.
Вместе с тем, к перевозке в открытых вагонах допускаются грузы в специализированных контейнерах, не указанных в настоящем Перечне, при условии, что такая перевозка предусмотрена стандартами или техническими условиями на данный вид продукции.
Шары стальные помольные отнесены к прочему виду проката черных металлов (класс 3, прочие виды проката черных металлов).
Пунктом 2.5 Главы 12 ТУ допускается размещение в контейнере проката сортового металла. Причем согласно пункту 8.5 ТУ порядок размещения и крепления грузов в среднетоннажных контейнерах аналогичен порядку, предусмотренному в отношении крупнотоннажных контейнеров, если иной порядок не установлен правилами перевозок для грузов железнодорожным транспортом.
ТУ размещение и крепление грузов в универсальных контейнерах предусматривается порядок размещения и крепления грузов, сформированных в транспортные пакеты, следовательно, разрабатывать и утверждать местные технические условия размещения и крепления данного груза (МТУ) в данном случае не требуется.
В перечень перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, установленный Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 16.06.2003 г. N 22, шары стальные помольные не включены, следовательно, к грузам, перевозимым навалом и насыпью, они не относятся.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела N 06/А-10-2013 приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом ФСТ России от 29.12.04 г. N 435-т ОАО "РЖД", осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в раздел 1 "Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
Таким образом, ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение на рынке услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.
Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:
введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.
Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что ООО "Компания ТрансСервис" направило в адрес ОАО "РЖД" заявки формы ГУ-12 на перевозку в универсальных крупнотоннажных контейнерах груза "шары стальные помольные" (код ЕТСНГ 324211), упакованного в специализированные мягкие контейнеры МКР. Данные заявки были приняты ОАО "РЖД", согласованы, и им присвоены номера N 002125866 от 22.06.2012 г. и N 0021302551 от 02.07.2012 г.
На основании вышеуказанных заявок груз был принят к перевозке ОАО "РЖД", о чем свидетельствуют квитанции от 06.07.2012 г. NN АП 564632, АП 564633, АП 564634.
Далее ОАО "РЖД" письмом N 26 от 23.07.2012 г. направило в адрес ООО "Компания ТрансСервис" требование отменить отправки груза на контейнерах N RZDU0261425, N RZDU0286439, N RZDU0311547 в связи с тем, что перевозка шаров стальных помольных, упакованных в МКР в универсальных контейнерах, стандартами не предусмотрена.
Таким образом, ОАО "РЖД" потребовало отменить отправки груза, после согласования заявок, то есть в нарушение положений статьи 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно Приказа МПС РФ от 25.06.2003 N 51 "Об утверждении Перечня грузов, перевозка которых железнодорожным транспортом допускается в открытых вагонах" перевозка шаров стальных помольных (мелющих) диаметром 40 мм и более, а также аналогичных изделий из черных металлов для мельниц допускается к перевозке железнодорожным транспортом в открытых вагонах.
Шары стальные помольные отнесены к прочему виду проката черных металлов (класс 3, прочие виды проката черных металлов согласно Приложению 2 к разделу 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1).
В соответствии с пунктом 2.5 главы 12 "Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах", утвержденных МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943, при размещении в контейнере металла в слитках, проката сортового металла и металлических труб, листового металла; шифера, гипсокартонных плит; плит ДВП, ДСП, фанеры; цилиндрических грузов (например, барабанов, катушек) с расположением их на образующую; грузов, погруженных насыпью и навалом; а также грузов, имеющих выступающие части, могущие повредить стены и двери, торцовая стена и двери контейнера должны быть ограждены щитом на высоту погрузки в случаях, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между отдельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 мм. Щит должен состоять из двух стоек, устанавливаемых по углам контейнера, и горизонтальных досок, располагаемых вплотную друг к другу или с промежутками величиной не более ширины доски. Толщина стоек и горизонтальных досок щита должна быть не менее 40 мм. Доски к стойкам прибивают гвоздями длиной не менее 80 мм, количеством не менее двух штук в каждое соединение. Щит устанавливают перпендикулярно продольной плоскости симметрии контейнера таким образом, чтобы горизонтальные доски щита входили в выемки гофров обеих боковых стен контейнера.
Согласно пункту 8.5 главы 12 "Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" порядок размещения и крепления грузов в среднетоннажных контейнерах аналогичен порядку, предусмотренному в отношении крупнотоннажных контейнеров, если иной порядок не установлен правилами перевозок для грузов железнодорожным транспортом.
На основании вышеизложенного следует, что для перевозки груза "шары стальные помольные" в МКР помещенный в универсальный контейнер создание МТУ не требуется.
Комиссия Кемеровского УФАС России также приходит к выводу, что ОАО "РЖД" в отношении разных хозяйствующих субъектов применялись разные условия перевозки груза "шары стальные помольные", что свидетельствует о дискриминации компаний ООО "Компания ТрансСервис" и ООО "Трансгарант" по сравнению с другими компаниями (ООО "МК "КРАСО", ООО "Атон").
Согласно письмам ООО Металлоторговая компания "КРАСО" от 19.02.2013 г. N 8.1/531-004/70, от 29.03.2013 г. N 8.1/531-004/73, ООО "Атон" от 20.02.2013 г. по указанным в Таблице 1 и по другим перевозкам "шары стальные помольные" перевозились в МКР в универсальных контейнерах. Дополнительных требований к перевозке, в том числе изготовления МТУ" данным хозяйствующим субъектам со стороны ОАО "РЖД" не предъявлялось.
Таким образом, со стороны ОАО "РЖД" по отношению к разным хозяйствующим субъектам применяются разные условия перевозки груза.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "РЖД", используя доминирующее положение на рынке услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, ущемляет интересы ООО "Компания ТрансСервис" и ООО "Трансгарант" неправомерно отказывая данным хозяйствующим субъектам в перевозке груза "шары стальные помольные", при этом ОАО "РЖД" осуществляет аналогичные перевозки другим субъектам (ООО Металлоторговая компания "КРАСО, ООО "Атон").
Последствием данного действия является то, что ООО "Компания ТрансСервис" и ООО "Трансгарант" не могут осуществить перевозку вышеуказанного груза, тем самым являются менее конкурентоспособными на рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Кроме того, в результате отказа от исполнения ОАО "РЖД" перевозки груза "шары стальные помольные" ООО "Компания ТрансСервис" причинен ущерб на сумму <_> рублей (погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза и контейнеров, перевозка груза со склада из г. Гурьевска до г. Кемерово).
Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Российские железные дороги" (<_>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем:
- неправомерного требования, направленного в адрес ООО "Компания ТрансСервис", по отмене отправки груза "шары стальные помольные" в контейнерах N RZDU0261425, N RZDU0286439, N RZDU0311547 после принятия заявок к отправке;
- отказа ОАО "РЖД" от перевозки груза "шары стальные помольные", упакованного в специализированные мягкие контейнеры МКР, в универсальных контейнерах компании ООО "Трансгарант".
2. Выдать ОАО "Российские железные дороги" (<_>) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Е.А. Клостер
Члены Комиссии: А.С. Котиков
А.В. Войтенко
Л.А. Александрова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 06/А-10-2013 (опубликовано 18 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016