Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 12 января 2015 г. N А1109-14.9-14
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Лужбин Е.Л., рассмотрев дело NА1109-14.9/14 о совершении 25.04.2011 и 23.11.2012 на территории п. Богучаны <_> являющимся на момент правонарушения Главой Администрации Богучанского сельсовета Красноярского края <_> наделенным организационно-распорядительными полномочиями, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
21 июля 2014 Красноярским УФАС России, по результатам плановой проверки, в отношении Богучанского сельсовета было возбуждено дело N223-15-14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- ФЗ "О защите конкуренции"), в ходе рассмотрения которого установлено, что постановлением Администрации от 25.04.2011 N93-п утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения Богучанского сельсовета (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка для организации деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения Богучанского сельсовета и искусственных сооружений на них, Администрацией заключаются муниципальные контракты с организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими работы по содержанию или ремонту автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- ФЗ "О размещении заказов").
Пунктом 6. 1 Порядка предусмотрено, что подрядные организации выполняют работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них согласно муниципальным контрактам (договорам), заключенным с ними Администрацией.
Постановлением Администрации от 23.11.2012 N239-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета сельсовета организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, на возмещение затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения субсидии предоставляются организациям в целях возмещения затрат в связи с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в соответствующем финансовом году.
Получателями субсидий являются организации любой организационно-правовой формы, осуществляющие на территории Богучанского сельсовета деятельность по содержанию автомобильных дорог, прошедшие в с соответствии с Положением отбор для получения субсидии в соответствующие требованиям Положения (пункт 1.3 Положения).
Пунктом 1.4 Положения установлено, что главным распорядителем субсидий является Администрация.
Согласно пункту 2.1 Положения для получения субсидии организации в течении 5 календарных дней с момента опубликования извещения о проведении отбора представляют главному распорядителю субсидий следующие документы: 1) заявку на участие в отборе по форме согласно приложению 1 Положению; 2) заверенную в установленном порядке копию устава организации, в котором предусмотрен вид деятельности по содержанию автомобильных дорог; 3) сведения об опыте; 4) справку о наличии штатных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих специальностей; 5) справку о наличие специализированной техники и механизмов, состоящих на балансе организации; 6) документы, подтверждающие владение производственными площадками; 7) копии бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках организации за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа о сдаче; 8) выписку с ЕГРЮЛ с датой выдачи не менее 1 месяца до даты подачи заявки или заверенную в установленном порядке ее копию; 9) справку об отсутствии (о размере) задолженности по налогам и сборам.
Договоры подписываются организациями, прошедшими отбор в соответствии с Положением (пункт 2.6 Положения).
Организации в пределах предусмотренных договорами средств субсидий предоставляют расчеты стоимости работ по содержанию автомобильных дорог сельсовета. Финансирование субсидий производиться ежемесячно по факту представления организациями отчетов о фактических затратах в соответствии с заключенными договорами в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете сельсовета на эти цели (пункты 2.7-2.8 Положения).
По результатам проведенных Администрацией отборов заключены следующие договоры на предоставление субсидий: N19 от 02.04.2012 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N57 от 06.12.2012 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N58 от 06.12.2012 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N1 от 01.01.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N2 от 01.01.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N3 от 02.04.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N4 от 08.05.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация" N6 от 14.06.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N7 от 25.06.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация"; N8 от 29.10.2013 с ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация".
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог является дорожной деятельностью.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (в том числе и содержание) отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Часть 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с действующим законодательством государственные (муниципальные) расходы определяются как затраты, конкретные суммы затрат на обеспечение жизнедеятельности общества, на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.
Частью 1 статьи 54 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент утверждения Порядка, Положения и заключения вышеназванных договоров установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ "О размещении заказов".
В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 69, 69.1, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом, Бюджетный кодекс разделяет бюджетные ассигнования для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений и бюджетные ассигнования для закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, и ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований, каждый из которых имеет собственную цель использования.
Подмена одного вида ассигнований другим не допустима, поскольку для каждого из них определен собственный порядок финансирования.
Согласно статьям 1, 3 ФЗ "О размещении заказов", действующего на момент утверждения Порядка, Положения и заключения вышеназванных договоров, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, являются муниципальными нуждами.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "О размещении заказов", действующего на момент утверждения Порядка, Положения и заключения вышеназванных договоров, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимались осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 названого Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
ФЗ "О размещении заказов" устанавливал единый порядок размещения муниципальных заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).
Из статьи 2 ФЗ "О размещении заказов", действующего на момент утверждения Порядка, Положения и заключения вышеназванных договоров, следует, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг (то есть определение поставщиков, исполнителей) для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (пункт 2 статьи 10 ФЗ "О размещении заказов", действующего на момент утверждения Порядка, Положения и заключения вышеназванных договоров).
Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок были установлены статьей 55 ФЗ "О размещении заказов".
Применение ФЗ "О размещении заказов" было обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В силу частей 1, 4 статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к бюджетному законодательству, в том числе, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (сокращенно именуемых решением о бюджете).
Органы местного самоуправления вправе также принимать муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Предоставление субсидий организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог, регламентировано Порядком и Положением.
Концепция вышеуказанных Порядка и Положения заключается в предоставлении бюджетных средств субъекту, определенному в результате конкурсного отбора. При этом допускается выделение лотов, а также оценка претендентов по определенным критериям.
Вместе с тем, в ФЗ "О размещении заказов" было прямо указано, что заказчик, уполномоченный орган не вправе требовать от участника размещения заказа представления сведений, касающихся наличия у него трудовых ресурсов, квалификации, наличие опыта выполнения работ, аналогичных предмету конкурса.
Таким образом, установление в условиях и порядке предоставления субсидий требований к опыту работы, наличию квалифицированных специалистов, противоречат требованиям действующего законодательства, создают безальтернативный порядок осуществления работ по содержанию дорог.
Действующее законодательство каких-либо требований к деятельности по содержанию дорог не содержит. Данная деятельность является конкурентной.
Как установлено выше получателями субсидий из бюджета сельсовета на возмещение затрат в связи с содержанием автомобильных дорог в 2012 -2013 годах являлось ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация".
Предметом договоров, заключенных с вышеуказанным субъектом является предоставление бюджетных средств в форме субсидий на возмещение затрат в связи с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах поселения.
Единственным субъектом потребления услуг по содержанию дорог является муниципальное образование в лице Администрации.
Таким образом, из содержания договоров следует, что получение бюджетных средств обусловлено выполнением ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация" именно для Администрации (а не для иных лиц) определенных работ по содержанию автомобильных дорог. То есть обязательства по договорам носят встречный характер: предприятие выполняет для Администрации определенные работы, а Администрация возмещает (оплачивает) организации расходы, связанные с выполнением этих работ.
Следовательно, вышеуказанные договоры по существу являются гражданско-правовыми, поскольку основаны на равенстве их участников и свободном установлении ими взаимных прав и обязанностей. Источник финансирования для осуществления расчетов по договорам не влияет на их правовую природу.
Следовательно, денежные средства, перечисленные Администрацией предприятию не на безвозмездной основе, являлись не субсидией, а оплатой работ, выполненных для Администрации.
Таким образом, договор на предоставление субсидии, является двусторонним и носит возмездный характер, а отношения в рамках заключенного договора подпадало под сферу регулирования ФЗ "О размещении заказов".
Поскольку отношения между Администрацией и получателям субсидий - ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация", осуществляющим содержание автомобильных дорог поселка Богучаны, носят возмездный и возвратный характер - взамен выделенных ГПКК "Дорожно-эксплуатационная организация" денежных средств, последние обязаны осуществить выполнить работы по текущему содержанию автомобильных дорог, такие отношения нельзя квалифицировать как "субсидия"
Таким образом, такие отношения подпадали под сферу действия ФЗ "О размещении заказов", и процедуры, осуществляемые заказчиками в рамках указанных отношений, также регулировались ФЗ "О размещении заказов".
Учитывая, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения (в том числе и содержание) отнесены согласно статье 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, то потребности в товарах (работах, услугах) для их решения, являются муниципальными нуждами.
Таким образом, положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок предоставления субсидий не могут быть применены к возникающим правоотношениям (содержание дорог), поскольку они возникли по вопросу оказания услуг для муниципальных нужд и соответственно подлежат регулированию статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адрестности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Статья 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Предусмотрев в рассматриваемом муниципальном правовом акте исполнительно-распорядительного органа поселка Богучаны субсидию на содержание дорог, Администрация исключила возможность финансирования данных работ посредством оплаты работ на основе муниципального контракта, заключенного по результатам публичных торгов. Тем самым, Администрация исключила возможность размещения в установленном порядке муниципального заказа на выполнение работ по содержанию дорог местного значения, не приняла мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам для участия в борьбе за заключение контрактов. Хозяйствующий субъект, получивший денежные средства в оплату выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, минуя процедуру отбора подрядчика, приобрел возможность получать прибыль от осуществления данной деятельности вне конкуренции, а иные хозяйствующие субъекты, желавшие осуществлять данную деятельность, не получили возможность реализовать свое право бороться за заключение муниципального контракта.
Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения Администрацией бюджетных средств в виде субсидий без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд содержит нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку в данном случае создаются преимущества хозяйствующим субъектам уже осуществляющим содержание автомобильных дорог, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.
Издание Порядка и Положения, предусматривающих субсидирование организацией, осуществляющих содержание автомобильных дорог привело к следующим последствиям: не размещался заказ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов; не проводились торги среди неограниченного круга лиц, которые могли являться участниками размещения заказа; ограничен доступ хозяйствующих субъектов на рынок содержания автомобильных дорог и соответственно ограничена конкуренция на указанном рынке.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 17 сентября 2014 года по делу N223-15-14 Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Материалами дела N223-15-14 подтверждается, что постановление от 25.04.2011 N93-п и постановление от 23.11.2012 N239-п подписаны Главой Администрации Богучанского сельского совета - <_>
Таким образом, <_> являясь, на момент совершения административного правонарушения, Главой Администрации Богучанского сельского совета, подписав постановление от 25.04.2011 N93-п и постановление от 23.11.2012 N239-п, совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
В связи с необходимостью вызова <_> для составления протокола об административном правонарушении в адрес последнего было направлено уведомление (исх. N23584 от 05.12.2014) с предложением 25 декабря 2014 года в 17 часов 30 минут явиться в Красноярское УФАС России по адресу: г.Красноярск, пр. Мира, 81 "д", каб. 18 для составления протокола об административном правонарушении.
Протокол NА1109-14.9/14 от 25.12.2014 составлен в присутствии - <_>
Рассмотрение дела, определением от 25.12.2014 о назначении времени и места рассмотрения дела NА1109-14.9/14, назначено на 12 января 2015 года.
12 января 2015 года дело NА1109-14.9/14 рассмотрено в присутствии <_> который пояснил, что на Постановление от 23.11.2012 N239-п было получено заключение Прокуратуры Богучанского района Красноярского края от 22.11.2012, в котором было сказано, что проект постановления соответствует требованиям Федерального законодательства и норм коррупционного характера не содержит, а также о том, что предписание по делу N223-15-14 исполнено, путем отмены Постановления от 23.11.2012 N239-п "О порядке предоставления субсидий из бюджета сельсовета организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, на возмещение затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета", Постановлением N196-п от 30.09.2014.
Исследовав представленные материалы дела NА1109-14.9/14 об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в материалах дела содержатся достаточные доказательства для принятия мотивированного решения.
Так, вышеизложенные обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются: протоколом NА1109-14.9/14 об административном правонарушении от 25.12.2014, материалами дела N223-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства, решением по делу N223-15-14 от 17.09.2014.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП виновным в административном правонарушении признается лицо, которое совершило его умышленно или по неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Субъектом правонарушения является должностное лицо - <_> который на момент совершения административного правонарушения являлся Главой Администрации Богучанского сельсовета Красноярского края.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется неосторожностью, поскольку <_> заблуждался относительно законности осуществляемых им действий, выразившихся издании Постановления от 25.04.2011 N93 -п, которым утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения Богучанского сельсовета и Постановления от 23.11.2012 N239-п, которым утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета сельсовета организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, на возмещение затрат в связи с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, ограничивающих конкуренцию в сфере содержания автомобильных дорог.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с реализацией конституционных принципов, а именно единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.
При рассмотрении дела NА1109-14.9/14 установлено, что действия Администрации в лице <_> выразившиеся в издании Постановления от 25.04.2011 N93 -п, которым утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения Богучанского сельсовета и Постановления от 23.11.2012 N239-п, которым утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета сельсовета организациям, осуществляющим содержание автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, на возмещение затрат в связи с содержанием автомобильных дорог местного значения в границах сельсовета, ограничивающих конкуренцию в сфере содержания автомобильных дорог, нарушают часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку ведут к ограничению конкуренции, нарушают единство экономического пространства.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершение должностным лицом органа местного самоуправления действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Как установлено выше, решением Комиссий Красноярского УФАС России N223-15-14 от 17.09.2014 действия Администрации, выразившиеся в выделении бюджетных средств в виде субсидий без осуществления процедуры размещения заказов для муниципальных нужд, путем издания постановления от 25.04.2011 N93-п и постановления от 23.11.2012 N239-п, что создало преимущества хозяйствующим субъектам, ранее осуществляющим содержание автомобильных дорог, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к названному товарному рынку и нарушают часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", то есть действия <_> как должностного лица администрации Богучанского сельсовета Красноярского края являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
При определении вида и размера административного наказания учитываются следующие данные: основания, исключающие производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП; характер административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП; давность привлечения к административной ответственности; обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность; личность <_> его семейное и финансовое положение.
Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5. КоАП, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, установленный частями 1, 6 статьи 4.5 КоАП не истек.
Обстоятельства отягчающие административную ответственность, перечень которых определен 4.3 КоАП, не выявлены.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, можно в данном случае отнести искрение раскаяние <_> добровольное устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от наступления материальных последствий.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что Администрацией Богучанского сельсовета Красноярского края приняты своевременные меры по устранению нарушения, а также то, что нарушение совершено <_> по неосторожности, в чем он искренне раскаивается, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекался, полагаю, что в действиях <_> отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, как и пренебрежительное отношение к исполнению возложенных на него обязанностей.
При этом полагаю, что привлечение <_> к административной ответственности не будет оправдывать установленные законом цели.
Установленные обстоятельства признаются исключительными, являются основанием для освобождения <_> от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 4.1, 14.9 КоАП, постановил:
1. Объявить <_> устное замечание.
2. Производство по делу NА1109-14.9/14, возбужденному в отношении <_> по части 1 статьи 14.9 КоАП прекратить.
Примечание:
В соответствии со статьей 31.1 КоАП, постановление об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления об административном правонарушении, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1 и ст. 30.3 КоАП, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя управления
Е.Л. Лужбин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 января 2015 г. N А1109-14.9-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016