Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 5 декабря 2014 г. N 05-05-298/2014
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Иванов Василий Петрович, рассмотрев протокол N62 от 24.10.2014 исх.N05-05/ВН-7615/1 и материалы дела об административном правонарушении N05-05-298/2014, возбужденного в отношении должностного лица директора Муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягани "Управление капитального строительства и реконструкции" "-----" (далее - "-----"), (паспорт "-----" N"-----", выдан "-----") по факту нарушения части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствии "-----" и его законного представителя, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, установил:
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18.08.2014 по делу N05-06-122/2014 действия ЗАО Дорожно-строительный трест "Узтюмендорстрой" (далее - ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой") признаны нарушающей часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении соглашения между Муниципальным казенным учреждением строительства муниципального образования г.Нягани "Управление капитального строительства и реконструкции" (далее - МКУС МО г.Нягани "УКСиР") и ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой", что дало возможность выполнения ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" работ на объекте: "Жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13, поскольку данные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещение муниципального заказа, являющегося предметом открытого аукциона в электронной форме N495, что способно привести к ограничению конкуренции и ограничению доступа на товарный рынок.
Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Комиссией при рассмотрении дела N05-06-122/2014 установлено, что действия МКУС МО г.Нягани "УКСиР" по установлению возможности выполнения работ ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" работ на объекте: "Жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13, поскольку данные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещение муниципального заказа, являющегося предметом открытого аукциона в электронной форме N495 и направлены на выполнение работ ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" при отсутствии конкуренции.
Факт нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 18.08.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N05-06-122/2014.
В соответствии со статьей 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Таким образом, заключение соглашения между МКУС МО г.Нягани "УКСиР" и ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой", дало возможность выполнения ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" работ на объекте: "Жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13, поскольку данные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещение муниципального заказа, являющегося предметом открытого аукциона в электронной форме N495, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 14.32 КОАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
МКУС МО г.Нягани "УКСиР" создано администрацией г.Нягани на основании постановления администрации г.Нягани от 16.12.2011 N5177 "О создании муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования гюНягань "Управление капитального строительства и реконструкции", путем изменения типа существующего муниципального учреждения".
Согласно пункту 1.3. Устава МКУС МО г.Нягани "УКСиР", утвержденного постановлением администрации г.Нягани от 30.12.2011 N5503 "Об утверждении устава муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягань" "Управление капитального строительства и реконструкции" (далее - Устав), Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления управления в области капитального строительства, реконструкции, благоустройства, капитального ремонта объектов муниципальной собственности в рамках реализации муниципальных, окружных, федеральных программ в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципального образования г.Нягань.
Согласно пункту 1.4. Устава МКУС МО г.Нягани "УКСиР", Учреждение наделено полномочиями единого муниципального Заказчика - застройщика по осуществлению координации и контроля.
Согласно пункту 1.5. Устава МКУС МО г.Нягани "УКСиР", учредителем Учреждения от имени муниципального образования г.Нягань является администрация г.Нягани.
Согласно пункту 1.7. Устава МКУС МО г.Нягани "УКСиР", Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, бюджетную смету, лицевые счета в финансовом органе МО г.Нягань, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Если иное не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации, Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в суде.
Целями деятельности Учреждения являются: осуществление управления в области капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности в рамках реализации муниципальных, окружных, федеральных программ в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципального образования г.Нягань (п.2.4. Устава).
Согласно пункту 2.3.4. Устава, Учреждение участвует в проведении тендеров и открытых конкурсов и аукционов в области капитального строительства, реконструкции, благоустройства, капитальных ремонтов, а также по их результатам заключение договоров в соответствии с утвержденными лимитами.
Согласно пункту 2.5. Устава, для достижения указанных целей деятельности Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: сбор исходных данных и материалов, составление задания на проектирование и программы работ, инженерно-геологические изыскания, топографическая съемка, составление и проверка сметной документации по проектам, актам, обследования и дефектным актам, технический надзор за ходом всех видов работ в соответствии с лицензией, оформление разрешения на производство строительно-монтажных работ, расчеты объемов СМР, потребности материалов, участие в комиссиях по обследованию объектов с составлением дефектных ведомостей, подготовка документации к открытым аукционам, тендерным торгам, котировкам цен и д.р.
В данном случае МКУС МО г.Нягани "УКСиР" исполняет функции муниципального заказчика путем размещения заказов для муниципальных нужд.
Следовательно, МКУС МО г.Нягани "УКСиР" является организацией, осуществляющей функции органа муниципальной власти МО г.Нягани, что также подтверждается Уставом Учреждения.
Руководство текущей деятельностью МКУС МО г.Нягани "УКСиР" осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от таковой распоряжением администрации г.Нягани, в соответствии с Положением о порядке регулирования трудовых отношений с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, утвержденным муниципальным правовым актом г.Нягани (п.4.2. Устава).
Согласно распоряжения администрации г.Нягани от 17.07.2012 N141-1-О "О призвании трудового договора заключенным на неопределенный срок" (далее - Распоряжение 17.07.2012 N141-1-О) с "-----", директором муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягань "Управление капитального строительства и реконструкции" заключен на неопределенный срок трудовой договор от 18.07.2012 N33.
Следовательно, "-----" является должностным лицом в понимании КоАП РФ, полномочия которого подтверждены Распоряжение 17.07.2012 N141-1-О.
Субъектом административного правонарушения по делу N05-05-298/2014 выступает директор МКУС МО г.Нягани "УКСиР" "-----".
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, совершаются умышленно.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина "-----" заключается в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей.
Зная о том, что заключение соглашения в нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации между МКУС МО г.Нягани "УКСиР" и ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой", дало возможность выполнения ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" работ на объекте: "Жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13, поскольку данные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при размещение муниципального заказа, являющегося предметом открытого аукциона в электронной форме N495, имел возможность и должен был организовать вышеуказанные работы без нарушения закона о конкуренции.
Место совершения административного правонарушения - г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Время совершения административного правонарушения, установленное материалами дела - 01.11.2013 начало выполнения работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на объекте: жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13.
Дело об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, возбуждено составлением протокола об административном правонарушении.
Уведомлением (исх.N05-05/ВН-7352 от 14.10.2014) составление протокола назначено на 24.10.2014 в 14 часов 00 минут.
"-----" надлежащим образом и своевременно уведомлен о месте и времени составления протокола, что подтверждается материалами дела.
24.10.2014, уполномоченным лицом Управления, составлен Протокол N62 об административном правонарушении в отношении директора МКУС МО г.Нягани "УКСиР" "-----".
Полномочия должностного лица антимонопольного органа на составление протокола об административном правонарушении подтверждены Приказом ФАС от 19.11.2004 N180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), правомочных составлять протокол об административном правонарушении".
Протокол составлен в отсутствии "-----", а также его законного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается материалами дела.
Определением от 24.10.2014 (исх.N05-05/ВН-7589 от 24.10.2014) рассмотрение дела N05-05-298/2014 назначено на 07.11.2014.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении "-----", уведомлен посредством услугами почтовой связи.
Определением о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.11.2014 (исх.N05-05/ВН-7839 от 07.11.2014) рассмотрение дела N05-05-298/2014 назначено на 05.12.2014.
На рассмотрение настоящего дела 05.12. "-----" не явился, и не направил своего законного представителя.
"-----" представлена информация по запросу антимонопольного органа и пояснения, заключающиеся в том, что в его действиях при проведения открытого аукциона в электронной форме N495 на право заключения муниципального контракта на строительство автомобильных проездов на объекте: "Жилые улицы, магистральные инженерные сети и инженерное обеспечение микрорайонов N6, 7 ж.р. Центральный в г.Нягань", расположенных по адресу: микрорайон N6, проезд 6/4 т.8-т.11, участок N2, проезд 6/8 т.9-т.13 отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Объективную сторону правонарушения по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ образуют признанные недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством РФ действия хозяйствующих субъектов.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О защите конкуренции" к таким действиям относятся заключение соглашения между федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также действия иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, государственных внебюджетных фондов и организациями или совершение ими иных согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольного органа в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Заключение соглашения между МКУС МО г.Нягани "УКСиР" и ЗАО ДСТ "Узтюмендорстрой" является недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством, приводит к ограничению конкуренции и ограничению доступа на товарный рынок.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое деяние в качестве малозначительного.
Оценив в порядке статьи 29.10 КоАП РФ, имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию территориального органа Федеральной антимонопольной службы в соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом (статья 29.2 КоАП РФ) - отсутствуют.
Материалы дела собраны в полном объеме, позволяющие принять объективное решение.
Дело об административном правонарушении N05-05-298/2014 рассмотрено Ханты-Мансийским УФАС, то есть по месту совершения правонарушения (статья 29.5 КоАП РФ).
Рассмотрение дела состоялось 05.12.2014, чем соблюдены сроки, установленные статьей 29.6 КоАП РФ.
Настоящее постановление выносится в соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении "-----" уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела.
В ходе рассмотрения дела N05-05-298/2014 об административном правонарушении обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ) не выявлено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не было представлено доказательств о том, что противоправные действия вызваны непреодолимой силой, под значением которой понимается стихийные бедствия и другие обстоятельства.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с требованиями статьи 4.3. КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренными статьей 4.2 КоАП РФ, является совершение административного правонарушения впервые.
Рассмотрев материалы дела, должностное лицо считает факт указанного правонарушения установленным, вину "-----" доказанной.
Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств Управление считает возможным применить к Исхакову Ф.Р. меру административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей (двадцать тысяч рублей), в пределах предусмотренных санкций статьи 14.32 КоАП РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьями 3.5, 4.2, 4.3, 14.32, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать директора Муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягани "Управление капитального строительства и реконструкции" "-----" (паспорт "-----" N186349, выдан "-----"), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к директору Муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягани "Управление капитального строительства и реконструкции"-----" меры административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) 00 копеек.
3. Копию настоящего постановления направить директору Муниципального казенного учреждения строительства муниципального образования г.Нягани "Управление капитального строительства и реконструкции" "-----" ("-----".
4. Постановление может быть обжаловано в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации или в Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Заместитель руководителя Управления В.П. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2014 г. N 05-05-298/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016