Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
от 13 января 2015 г. N 04-56/1240
Резолютивная часть решения оглашена "19" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Костромского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Ревельцев Олег Владимирович, руководитель Костромского УФАС России;
члены Комиссии:
Торопова Екатерина Валентиновна, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;
Дунаев Илья Владимирович, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и информационного анализа;
в присутствии:
от ответчика - ОАО "МРСК Центра" - Костромаэнерго" - представитель по доверенности от 07.05.2014 г. NД-КМ/27/9,
от заинтересованного лица - ОАО "Костромская сбытовая компания" (далее по тексту - ОАО "КСК") - представитель по доверенности от 01.01.2014 г. N07/75,
заинтересованное лицо - гражданин <_> (персональные данные обезличены), надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела на заседание комиссии не явился, ходатайств не поступило,
в отсутствие заявителя по делу, уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало,
рассмотрев дело N04-56/1240 по признакам нарушения ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" (156961, г. Кострома, пр-т Мира, д.53) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Костромского УФАС России поступило заявление гражданки <_> на неправомерные действия представителей ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго", выразившиеся в нарушении процедуры проведения проверки прибора учета электрической энергии, предустановленного в помещении жилого дома, расположенного по адресу Костромская область, Красносельский район, д. Карабаново, д.4 "в" собственником которого является заявительница, а именно несоблюдении сетевой организацией уведомительного характера о предстоящей проверке прибора учета, проведении указанной проверки в отсутствие собственника, а также составлении актов проверки приборов учета не на месте проведения проверки.
Управлением по изложенным фактам, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23 Закона о защите конкуренции проведена проверка. Изучив представленные заявительницей пояснения, документы и материалы, в совокупности с представленными лицом, в отношении которого подано заявление документы и материалы, управлением в оспариваемых действиях сетевой компании были усмотрены нарушения антимонопольного законодательства, которые явились основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения ОАО "МРСК Центра"- "Костромаэнерго" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в рамках которого установлено нижеследующее.
Представитель ответчика нарушение антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в отзывах по делу от 01.07.2014 г., 10.09.2014 г. На заседаниях Комиссии представитель Общества поддержал изложенную в отзывах по делу позицию. В обоснование правомерности оспариваемых заявительницей действий Общества приведена ссылка на положения пунктов 145, 170 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N442 (далее - Правила N442), определяющих обязанность потребителя по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и знаков визуального контроля, своевременной замене прибора учета, а также предусматривающих обязанность соблюдения уведомительного характера потребителя о предстоящей проверке лишь в случаях, если для проведения контрольного снятия показаний прибора учета требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя. В рассматриваемом случае допуск к приборам учета персонала ответчика был осуществлен представителем заявительница -<_> Таким образом, по мнению Общества, уведомление потребителя в рассматриваемом случае не требовалось. По факту проведения проверки в отсутствие собственника дана ссылка на положения пункта 8.8 -8.11 "Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок", утвержденных постановлением Минтруда от 18.02.2003 г., согласно которых допуск к работам с приборами учета может проводить оперативных персонал сетевой компании в присутствии представителя потребителя.
Представитель ОАО "КСК" в рамках дела согласилась с доводами, озвученными представителем ОАО "МРСК Центра", считает действия последнего правомерными. Соответственно выставление потребителю <_> к оплате суммы, рассчитанной за безучетное потребление электроэнергии по актам, составленным ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" также считает правомерным.
Ответчиком в рамках дела заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела копии решения мирового судьи судебного участка N10 города Костромы по делу N2-1743/2014 от 22.09.2014 г. в рамках которого рассматривались исковые требования <_> к ОАО "КСК". В качестве третьего лица по указанному делу было привлечено ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго". Предметом указанного судебного разбирательства являлись обстоятельства начисления штрафных санкций в размере 3 000 кВт за неучтенное потребление электроэнергии, начисленных заявительнице по результатам проверки, осуществленной представителями ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" 18.12.2013 г. В удовлетворении означенных исковых требований заявительницы отказано в полном объеме. Судом сделан вывод, что акт проверки прибора учета, акт о неучтенном потреблении электроэнергии были составлены сетевой организацией в соответствии с требованиями Правил N442. По мнению Общества, в виду того, что инкриминируемые сетевой компании действия подлежали судебной проверке, в том числе и в части порядка проведения проверки прибора учета, соответственно указанные юридически значимые для рассмотрения настоящего дела факты считаются установленными и не подлежат повторной переоценке комиссией антимонопольного органа.
Заслушав мнения сторон по делу, изучив представленные в материалы дела документы, а также имеющиеся в деле доказательства комиссия по настоящему делу пришла к следующим выводам.
<_> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Костромская область, Красносельский район, д. Карабаново, д.4 "в", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 44 АБ N594366 от 13.09.2012 г.
01.10.2012 г. между заявителем и ОАО "КСК" заключен договор энергоснабжения граждан - потребителей N112008018. Указанный объект и прибор учета включены в приложение к указанному договору энергоснабжения.
18 декабря 2013 г. в жилом доме по вышеуказанному адресу представителями ОАО "МРСК-Центра" - "Костромаэнерго" проводились проверка электросчетчиков и снятие показаний приборов учета электроэнергии в отсутствие собственника. Как установлено из материалов заявления, при проведении проверки в доме присутствовал муж заявительницы - <_>, который не является собственником дома и установленных в нем приборов учета. В рамках проверки сотрудниками ответчика выявлено отсутствие пломб государственной поверки на приборе учета, прибор учета признан непригодным, составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии N44/05/004642 от 18.12.2013 г. совместно с расчетом безучетного потребления электроэнергии, выдано уведомление о необходимости проверки прибора учета электроэнергии в связи с отсутствием пломб госповерителя. Согласно представленному расчету объема безучетного потребления электроэнергии от 18.12.2013 г. N004642, неучтенное потребление электроэнергии составило 3 571,2 кВт/ч за период с 12.04.2013 по 18.12.2013 г.
На основании указанного акта сетевой компании о неучтенном потреблении электроэнергии ОАО "КСК" начислило потребителю <_> к оплате за объем безучетного потребления электроэнергии сумму в размере 7 203,04 рублей в декабре 2013 года, что следует из квитанции за декабрь 2013 г.
В соответствии с пунктом 2 Правил N442 "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором электроснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета),в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, Правила N442 определяют понятие безучетного потребления, как случаи потребления электрической энергии с нарушением установленного договором электроснабжения и Правилами N442 порядка учета электрической энергии со стороны покупателя, которые привели к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.
Согласно пункту 192 Правил N442, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энероснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;
лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В соответствии с пунктом 193 Постановления N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:
о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
о приборах учета на момент составления акта;
о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункта 136 Правил N442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии приборов учета и в определенных действующим законодательством случаях - путем применения расчетных способов.
В соответствии с пунктом 145 Правил N442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Согласно пункта 167 Правил N442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Из приведенных правоположений следует, что проведение проверки приборов учета и составление акта о неучтенном потреблении электроэнергии должны осуществляться в присутствии потребителя электроэнергии.
Положениями Правил N442 дано понятие "потребителя электроэнергии" под которым понимается потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Постановлением Правительства N354 от 06.05.2011 г. утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах" (далее по тексту - постановление Правительства N354, Правила N354), положения которого распространяют свое действие в том числе на отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно Правил N354 под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в жилом доме, домовладением, потребляющем коммунальную услугу.
Из материалов дела следует, что в жилом доме по адресу Костромская область, Красносельский район, д. Карабаново, д.4 "в" проживает заявительница, которая состоит в зарегистрированном браке с <_>
<_> в указанном жилом доме зарегистрирован по месту пребывания на срок с 29.07.2013 по 29.07.2016 г., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания N403.
В виду того, что <_> привлеченный в настоящее дело в качестве заинтересованного лица не принимал участия в рассмотрении дела, не давал пояснений по существу оспариваемых заявительницей действий сетевой компании, комиссия антимонопольного органа руководствуется фактами, установленными в рамках судебного разбирательства по делу N2-1743/2014 от 22.09.2014, в рамках которого <_> давал соответствующие показания.
Комиссия по делу соглашается с выводом суда, что <_> является таким же потребителем коммунальных услуг (в рассматриваемом случае электроэнергии) как и <_> поскольку, как установлено мировым судом, также потребляет электрическую энергию для собственных нужд.
Таким образом, действия <_> по подписанию акта проверки прибора учета и акта о неучтенном потреблении электроэнергии комиссия антимонопольного органа считает соответствующими приведенным выше положениям действующего законодательства и не противоречащим ему.
В виду того, что обстоятельства проведения должностными лицами ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" проверки предустановленного в жилом доме <_> прибора учета являлись предметом рассмотрения мировым судьей судебного участка N10 г. Костромы дела N2-1743/2014 по иску заявительницы, комиссия антимонопольного органа по настоящему делу принимает данные обстоятельства в качестве установленных юридически значимых фактов, а также признает их как надлежащие и допустимые доказательства по делу, которые не подлежат исследованию и повторной переоценке в рамках рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
В свою очередь, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело к ущемлению прав лиц.
Однако, из представленного в материалы дела судебного акта по делу N2-1743/2014, следует, что ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" при проведении проверки прибора учета и составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии от 18.12.2013 г. не были нарушены положения Правил N442, что исключает злоупотребление правом и ущемление прав и законных интересов заявителя. В отсутствие доказательств, подтверждающих обратное, действия сетевой компании презюмируются как добросовестные и не могут быть расценены как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.
На основании вышеизложенных правовых и фактических обстоятельств дела Комиссия антимонопольного органа по настоящему делу пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, комиссия считает необходимым отметить, что ссылка ответчика на положения Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных постановлением Минтруда от 05.01.2001 г. N 3 в рассматриваемом случае не подлежит применению в виду того, что пункт 8.8 Межотраслевых правил говорит о потребителях, имеющих обслуживающий персонал по совместительству или по договору (детские сады, магазины, поликлиники, библиотеки и др.), к числу которых потребитель <_> не относится.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Рассмотрение дела N04-56/1240 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" прекратить согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 13 января 2015 г. N 04-56/1240
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016