Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 2 декабря 2014 г. N А-15/54 2014
Резолютивная часть решения оглашена "18" ноября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "02" декабря 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
<_>
Членов комиссии:
<_>
<_>
<_>
рассмотрев дело N А-15/54 2014 по признакам нарушения комитетом жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выразившегося в ограничении доступа хозяйствующих субъектов к участию в публичном предложении о заключении договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов г. Шимановска в августе-сентябре 2014 года, установила:
В Амурское УФАС России поступило заявление <_> на действия Комитета жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска (далее - Комитет, организатор перевозок), выразившиеся, по мнению заявителя, в ограничении конкуренции при заключении договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов в августе-сентябре 2014 года.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Амурского УФАС России от 16.10.2014 г. N 238 в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело N А-15/54 2014 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции". Определением от 21.10.2014 г. рассмотрение дела назначено на 18.11.2014 г. в 10 часов 00 минут.
18 октября 2014 года на заседание комиссии явились: заявитель <_> (паспорт), представители ответчика: <_> (паспорт, распоряжение от 23.01.2014 N 11-МС), <_> (паспорт, доверенность от 17.11.2014). МУП "Транспортная компания, извещенное надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии, явку своего представителя не обеспечило, представило письменную позицию по делу.
В ходе заседания комиссии заявитель поддержал письменную позицию по делу, пояснил следующее.
28.08.2014 на официальном сайте администрации г. Шимановска размещено информационное сообщение о публичном предложении на заключении договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 общего пользования без проведения конкурса. Согласно указанному сообщению срок приема заявок установлен с 01.09.2014 до 12-00 часов 02.09.2014. 02.09.2014 на указанном сайте размещено сообщение о том, что единственным участником публичного предложения признано МУП "Транспортная компания", с которым были заключены договоры от 03.09.2014 на обслуживание вышеуказанных маршрутов сроком на шесть месяцев. Установленный Комитетом срок подачи заявок на участие в публичном предложении является недостаточным для того, чтобы заинтересованные лица могли подготовить заявки и принять участие в публичном предложении. В результате указанных действий Комитета ограничен доступ потенциальных претендентов на заключение договоров на обслуживание автобусных маршрутов, в том числе <_> имеющего лицензию на перевозку пассажиров и способного обеспечить заданные условия обслуживания маршрутов. Данные действия Комитета являются незаконными, нарушающими нормы Закона "О защите конкуренции".
Представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменной позиции, пояснили следующее.
11.07.2011 г. между Комитетом и МП "Транспортник" были заключены договоры на обслуживание городских автобусных маршрутов NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 сроком на 5 лет. 28.10.2013 г. решением Арбитражного суда Амурской области МП "Транспортник" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия введено конкурсное производство. В связи с поступлением 26.08.2014 в Комитет отношения МП "Транспортник" о досрочном расторжении договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов с 03.09.2014, приказом Комитета от 28.08.2014 N 65 в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 03.06.2011 N 365 было принято решение о заключении договоров на обслуживание вышеуказанных маршрутов без проведения конкурса. 28.08.2014 на официальном сайте администрации г. Шимановска и 30.08.2014 в официальном печатном издании газете "Победа" размещено информационное сообщение о публичном предложении на заключение договоров на обслуживание регулярных автобусных маршрутов. Основанием для установления срока подачи заявок на участие в публичном предложении с 01.09.2014 по 02.09.2014 послужило то, что городская автобусная сеть г. Шимановска могла остаться без обслуживания. 01.09.2014 от МУП "Транспортная компания" поступило 7 заявок на участие в публичном предложении. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок между Комитетом и МУП "Транспортная компания" заключены договоры на обслуживание городских автобусных маршрутов NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 сроком до 6 месяцев.
Согласно письменной позиции МУП "Транспортная компания" договоры на обслуживание городских автобусных маршрутов заключены на законных основаниях. После ознакомления с информационным сообщением, размещенным на официальном сайте администрации г. Шимановска МУП "Транспортная компания" были поданы заявки на участие в публичном предложении. Поскольку иные претенденты заявок не подавали, предприятие было признано единственным участником, с которым были заключены договоры на обслуживание городских автобусных маршрутов.
Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 Порядка заключения договоров на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования без проведения конкурса, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 03.06.2011 N 365 (далее - Порядок), заключение договора на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования без проведения конкурса осуществляется в следующих случаях:
1) открытие маршрута (за исключением городского регулярного автобусного маршрута общего пользования);
2) досрочное расторжение ранее заключенного договора;
3) приостановление действия лицензии претендента, осуществляющего обслуживание маршрута;
4) аннулирование лицензии претендента, осуществляющего обслуживание маршрута;
5) признание конкурса несостоявшимся, если на конкурс не подана ни одна заявка либо все поданные заявки признаны не соответствующими требованиям и условиям конкурса.
Согласно пункту 2 Порядка органы местного самоуправления:
- принимают решение о заключении договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок согласно утвержденной межмуниципальной маршрутной сети области или муниципальной сети без проведения конкурса;
- размещают в официальном печатном издании и на официальном сайте организатора перевозок информационное сообщение о публичном предложении на заключение договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
- принимают от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также группы претендентов, заключивших между собой соглашение о совместном обслуживании маршрута регулярных перевозок (далее - претенденты), заявку на заключение договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
- рассматривают представленные заявки на заключение договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
- заключают договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 3 Порядка информационное сообщение о публичном предложении о заключении договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса должно содержать:
сведения об организаторе перевозок (наименование, местонахождение, почтовый адрес и адрес электронной почты, контактные телефоны);
перечень маршрутов, по которым заключается договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса, и условия их обслуживания;
предмет договора, срок для заключения договора и срок действия договора;
порядок, срок и место представления заявки для заключения договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса, официальный сайт, на котором размещено публичное предложение о заключении договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
дату, время начала и окончания приема заявок на заключение договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
адрес места приема заявок на заключение договора на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
порядок определения перевозчика, с которым организатор перевозок заключает договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок без проведения конкурса;
ознакомление с результатами публичного предложения.
Приказом Комитета от 26.08.2014 N 65 было принято решение о заключении договоров на обслуживание городских регулярных автобусных маршрутов г. Шимановска NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 без проведения конкурса.
28.08.2014 г. на официальном сайте администрации города Шимановска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.shimanovskadm.ru, а также 30.08.2014 г. в официальном печатном издании - газете "Победа" Комитетом было опубликовано извещение о публичном предложении на обслуживание вышеуказанных маршрутов.
Согласно извещению, срок подачи заявок на участие в вышеуказанном публичном предложении устанавливается с 01.09.2014 г. до 12-00 часов 02.09.2014 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и приложенных к ним документов и принятия решения о заключении договоров на обслуживание автобусных маршрутов от 02.09.2014 г., единственным претендентом, подавшим заявки на участие в публичном предложении, является МУП "Транспортная компания", с которым организатору перевозок рекомендовано заключить соответствующие договоры.
Приказом Комитета от 02.09.2014 N 68 принято решение о заключении договоров на обслуживание вышеуказанных автобусных маршрутов с МУП "Транспортная компания".
03.09.2014 г. между Комитетом и МУП "Транспортная компания" заключены договоры на обслуживание автобусных маршрутов NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 сроком на 6 месяцев.
Частью 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Порядком не определен минимальный срок, устанавливаемый организатором перевозок для подачи претендентами заявок на участие в публичном предложении на заключение договоров на обслуживание регулярных автобусных маршрутов.
Вместе с тем, целью опубликования предусмотренного Порядком информационного сообщения о публичном предложении на заключение вышеуказанных договоров является доведение до всех заинтересованных лиц информации о намерении организатора перевозок заключить договор, обеспечение равных возможностей для потенциальных претендентов принять участие в указанной процедуре.
Таким образом, опубликование организатором перевозок информационного сообщения о публичном предложении, а также срок подачи заявок на участие в нем, должны быть разумными, достаточными для ознакомления и подготовки потенциальными претендентами необходимых документов.
Установление Комитетом в информационном сообщении срока подачи заявок с 01.09.2014 до 12-00 часов 02.09.2014 не отвечает принципу публичности, препятствует всем заинтересованным хозяйствующим субъектам ознакомиться с информационным сообщением, подготовить и направить организатору перевозок заявки на участие в публичном предложении.
При этом, у организатора перевозок имелась возможность проведения публичных процедур по отбору перевозчиков после введения процедуры конкурсного производства в отношении МП "Транспортник", ранее оказывающего услуги по обслуживанию автобусных маршрутов.
Как следует из имеющихся в материалах дела сведений, помимо МУП "Транспортная компания" деятельность по осуществлению пассажирских перевозок на территории г. Шимановска осуществляют ИП <_> ИП <_>
Вышеуказанные действия Комитета привели/могли привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к участию в публичном предложении, а следовательно к ограничению конкуренции на рынке услуг по обслуживанию городских автобусных маршрутов общего пользования г. Шимановска.
Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия Комитета являются нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Поскольку по результатам проведенной процедуры публичного предложения Комитетом были заключены и не расторгнуты на дату рассмотрения дела договоры на обслуживание регулярных автобусных маршрутов г. Шимановска с МУП "Транспортная компания", комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства и принятия мер по обеспечению конкуренции.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Комитета жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска, выразившиеся в установлении в извещении о публичном предложении на заключение договоров на обслуживание городских регулярных автобусных маршрутов г. Шимановска NN 1, 2, 3к, 4, 5, 6, 7 без проведения конкурса, срока подачи заявок с 01.09.2014 по 02.09.2014, нарушающими часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 2 декабря 2014 г. N А-15/54 2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016