Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 4 декабря 2014 г. N 144
Резолютивная часть решения оглашена "02" декабря 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "04" декабря 2014 года
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Сешенов А.А. руководитель Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
в присутствии:
от ООО "Монтажком" - представитель <_>
от ОАО "ЛГЭК" - представитель <_> представитель <_> представитель <_> представитель <_>
рассмотрев дело N 144 по признакам нарушения ОАО "ЛГЭК" <_> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от ООО "Монтажком" <_> о вопросу выставления ОАО "ЛГЭК" счетов на оплату за холодную воду, поставленную на общедомовые нужды, в отношении магазина N7, расположенного по адресу <_> (далее - магазин), и являющегося самостоятельным объектом недвижимости.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
ООО "Монтажком" является собственником одноэтажного кирпичного здания магазина N 7 с подвалом и общей полезной площадью 467,2 кв. м, расположенного по адресу <_> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2001 г.
Согласно договору купли - продажи земельного участка N 83/08- КЮ от 15.09.2008 г. ООО "Монтажком" является собственником земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый 48:20:029703:40, площадью 446 кв.м, занимаемый зданием магазина, находящимся на праве собственности, расположенный по адресу г. Липецк, ул. Нестерова, д. 12, Правобережный округ.
Согласно договору купли - продажи от 19.05.2001 г. ООО "Монтажком" является собственником одноэтажного кирпичного здания магазина N 7 с подвалом (лит.А) общей полезной площадью 467,2 кв.м, расположенное по адресу <_>
В целях снабжения водой магазина, ООО "Монтажком" заключило с ОАО "ЛГЭК" договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 161641 от 01.12.2004 г.
Согласно выставленным счетам, ОАО "ЛГЭК" с 31.07.2014 г. производит начисление за водоснабжение (вода питьевая), поставленную на общедомовые нужды.
ООО "Монтажком" направило в адрес ОАО "ЛГЭК" претензию (вх. N б/н от 05.08.2014 г.), в соответствии с которым считает, что ОАО "ЛГЭК" в счете N 01641 от 31.08.2014 г. необоснованно были включены затраты на ОДН на питьевую воду.
ОАО "ЛГЭК" письмом от 07.08.2014 г. N 6809-06 сообщило ООО "Монтажком", что нежилое помещение, расположенное по адресу: <_> является встроено - пристроенным, а также обладает следующими признаками единства здания: однородность материала стен; единое архитектурное решение; одинаковый почтовый адрес с многоквартирным жилым домом. Потребление холодной воды магазином входит в учет жилого дома, расположенного по адресу: <_> В связи с изложенным у ОАО "ЛГЭК" отсутствуют основания для корректировки размера платы за коммунальные услуги.
Письмом (исх. N 58 от 11.08.2014 г.) ООО "Монтажком", в дополнение к ранее направленной претензии сообщило, что здание магазина 1978 года постройки имеет собственный ленточный ж/б фундамент и кирпичные наружные стены, тогда как жилой дом построен на 4 года позже и при наличии собственного фундамента имеет панельные ж/б стены, что исключает единое архитектурное решение. Признаки встроено - пристроенного магазина отсутствуют, так как стены двух зданий являются смежными.
Письмом (исх. 7041-06 от 18.08.2014 г.) ОАО "ЛГЭК" сообщило ООО "Монтажком", что будет проведено обследование систем водопотребления нежилого помещения, распложенного по адресу: <_> по результатам которого ОАО "ЛГЭК" рассмотрит вопрос корректировки размера платы за коммунальные услуги.
Однако, ОАО "ЛГЭК" продолжало начисление ОДН на водоснабжение. ООО "Монтажком", посчитав, что указанные действия являются неправомерными, обратилось в Липецкое УФАС России с заявлением.
В результате анализа представленной информации и документов Липецким УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, из анализа положений Правил предоставления коммунальных услуг следует, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в случае, когда его нежилое помещение находится в многоквартирном доме.
ОАО "ЛГЭК" в письменных пояснениях от 13.11.2014 г. б/н, представленных в Липецкое УФАС России, указывает, что магазин имеет единый с жилым домом почтовый адрес, является пристроенным к жилому дому N 12 по ул. Нестерова и подключен к внутридомовым инженерным сетям, подтверждением этому являются акт технического осмотра узла учета питьевой воды от 21.08.2014 г., свидетельство о государственной регистрации права, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водопровода от 01.12.2004 г. N 1641. Магазин, расположенный по адресу: <_> непосредственно в многоквартирном доме <_> не располагается. Магазин расположен в здании пристройки, примыкающей частью стены к соответствующему многоквартирному дому. Принимая во внимание изложенное, ОАО "ЛГЭК" согласно "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предъявляет к оплате ООО "Монтажком" размер платы за услуги водоснабжения на общедомовые нужды.
На основании изложенного следует, что магазин, согласно свидетельству о государственной регистрации права является самостоятельным одноэтажным кирпичным зданием, и не в ходит в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Нестерова, д. 12, как нежилое помещение данного дома. Доказательств, свидетельствующих об обратном, со стороны ОАО "ЛГЭК" не представлено.
Также необходимо отметить, что договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 161641 от 01.12.2004 г. заключенный между ООО "Монтажком" и ОАО "ЛГЭК", не предусматривает оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды.
На основании изложенного, Постановление Правительства N 354 не предусматривает оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды в нежилое здание - магазин, расположенный по адресу <_> и являющегося самостоятельным объектом недвижимости.
При таких обстоятельствах Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются на взаимоотношения между ОАО "ЛГЭК" и собственником (пользователем) нежилого здания (магазина N 7) ООО "Монтажком", не имеющего отношения к многоквартирному жилому дому.
Каких-либо иных правовых оснований для предъявления ОАО "ЛГЭК"
счетов за услуги водоснабжения на общедомовые нужды, в отношении нежилого здания - магазина N 7, представленные ОАО "ЛГЭК" пояснения не содержат. Представителями общества также не были представлены соответствующие пояснения по данному вопросу.
Довод ОАО "ЛГЭК" о том, что водоснабжение магазина N 7 осуществляется от внутридомовых инженерных сетей после общедомового прибора учета холодной воды и поэтому предъявляет к оплате ООО "Монтажком" размер платы за услуги водоснабжения на общедомовые нужды, комиссия Липецкого УФАС России считает несостоятельным, поскольку представители ОАО "ЛГЭК" не смогли пояснить какой нормой права это предусмотрено. В свою очередь представитель ООО "Монтажком" пояснил, что в магазине N 7 установлен индивидуальный прибор учета холодной воды, в соответствии с которым определяется объем потребленного ресурса и его оплата.
Более того, на заседании комиссии Липецкого УФАС России представители ОАО "ЛГЭК" не смогли пояснить со ссылкой на нормативно - правовые акты Российской Федерации на каком основании площадь магазина N 7, которая не входит в площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: <_> учитывается при расчете на общедомовые нужды для расчета на общедомовые нужды данного дома. Также представители ОАО "ЛГЭК" не смогли пояснить, какими нормами права предусмотрено начисление ОДН в отношении нежилого здания (магазина N 7).
Таким образом, довод ОАО "ЛГЭК" о том, что нежилые помещения, занимаемые магазином, являются пристроенными к многоквартирному жилому дому не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем ОАО "ЛГЭК" не имело законных оснований для начисления платы за услуги водоснабжения на общедомовые нужды, по объекту - магазин N7, расположенный по адресу: <_>
Однако, согласно материалам дела ОАО "ЛГЭК", начиная с июля 2014 г. ежемесячно предъявляет ООО "Монтажком" счета на оплату за услуги водоснабжения, приходящиеся на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <_> в отношении самостоятельного объекта недвижимости - магазина N 7, расположенного по адресу: <> в отсутствии законных оснований для таких начислений.
Документов, подтверждающих прекращение предъявления ООО "Монтажком" счетов на оплату за услуги водоснабжения, приходящихся на общедомовые нужды, а также отзыв счетов в части начислений на ОДН со стороны ОАО "ЛГЭК" не представлено.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "ЛГЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого управления ФАС России N 18 от 26.01.2010 г. в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) производство, поставка передача тепловой энергии; 3) передача электрической энергии, с долей более 65% в географических границах г. Липецка.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ОАО "ЛГЭК" по предъявлению счетов на оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды, в отношении магазина является ущемлением интересов ООО "Монтажком", поскольку возлагает обязанность по оплате объемов за услуги водоснабжения на общедомовые нужды, в отсутствии законных оснований для таких начислений.
В действиях ОАО "ЛГЭК" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём предъявления ООО "Монтажком" счетов на оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <_> в отношении объекта - магазина N 7, расположенного по адресу: <_> в отсутствии законных оснований для таких начислений.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях Открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём предъявления ООО "Монтажком" счетов на оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <_> в отношении самостоятельного объекта недвижимости - магазина N 7, расположенного по адресу: <_> в отсутствии законных оснований для таких начислений.
2. Выдать Открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 144
"04" декабря 2014 года город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Сешенов А.А. руководитель Липецкого УФАС России
Члены Комиссии:
Жданов Г.И. заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Липецкого УФАС России,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "04" декабря 2014 года по делу N 144 о нарушении Открытым акционерным обществом "Липецкая городская энергетическая компания" <_> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" в срок до "22" декабря 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём предъявления ООО "Монтажком" счетов на оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <_> в отношении самостоятельного объекта недвижимости - магазина N 7, расположенного по адресу: <_> в отсутствии законных оснований для таких начислений, а именно отозвать и прекратить предъявлять ООО "Монтажком" счета на оплату за услуги водоснабжения на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <_> в отношении самостоятельного объекта недвижимости - магазина N 7, расположенного по адресу: <_>
2. Открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 декабря 2014 г. N 144
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016