Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 29 декабря 2014 г. N Т-98/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Председатель комиссии |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов комиссии:
|
Л.Н. Зуевой |
заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
|
В.В. Журавлевой
|
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
при участии представителей: |
|
|
Заявителя ООО "Профи-строй"
|
А.А. Малиновского
|
законного представителя;
|
Ответчика ОАО "Янтарьэнерго" |
А.А. Юриной, В.В. Синицына, А.И. Савченко |
на основании доверенности,
|
рассмотрев жалобу ООО "Профи-строй"" (ИНН 3905609450, ОГРН 1093925031914; адрес: 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 30,оф. 310; далее - Заявитель) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия Заказчика - ОАО "Янтарьэнерго" (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832; адрес: 236022 г. Калининград, ул. Театральная, 34; далее - Ответчик, Заказчик) при проведении открытого конкурса по выбору поставщика на поставку комплектного каркасного модульного РП 10 кВ для установки на объекте: "Строительство РП (нового) 10/0,4 кВ, двух КЛ 10 кВ от ПС 110/10 кВ Ленинградская О-11 (или ПС новой "Сельма") до РП (нового), разработка схемы электроснабжения 10 кВ квартала застройки по ул. Согласия-Сусанина в г. Калининграде со строительством новых ТП 10/0,4 кВ и КЛ-10кВ" (42199) (извещение N 31401578325 на официальном Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru), установила:
18.12.2014 в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО "Профи-строй" (вх. N 10922) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия Заказчика ОАО "Янтарьэнерго", допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N 31401578325 на официальном Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru).
Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.10.2014 опубликовано извещение N 31401578325 о проведении открытого конкурса по выбору поставщика на поставку комплектного каркасного модульного РП 10 кВ для установки на объекте: "Строительство РП (нового) 10/0,4 кВ, двух КЛ 10 кВ от ПС 110/10 кВ Ленинградская О-11 (или ПС новой "Сельма") до РП (нового), разработка схемы электроснабжения 10 кВ квартала застройки по ул. Согласия-Сусанина в г. Калининграде со строительством новых ТП 10/0,4 кВ и КЛ-10кВ" (42199) (далее - Торги, конкурс).
14.10.2014 и 16.10.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещения о внесении изменений в конкурсную документацию.
Согласно извещению в действующей редакции, опубликованному на сайте www.zakupki.gov.ru 16.10.2014, дата начала приема заявок - 07 октября 2014 года; организатор Торгов заканчивает принимать заявки и начинает процедуру их вскрытия в 13 часов 00 минут по московскому времени 28 октября 2014 года; подведение итогов - не позднее 17 часов (местное время) 28 ноября 2014 года; начальная (максимальная) цена конкурса составляет 17 981 тыс. руб. без НДС, в том числе шефмонтаж в размере не более 5 % от стоимости договора.
Торги проводятся на электронной торговой площадке В2В - MRSK.
ООО "Профи-строй" подало заявку на участие в Торгах в порядке, установленном закупочной документацией. Претенденты на участие в закрытом запросе предложений помимо ООО "Профи-строй" - ОАО "Янтарьэнергосервис", ООО "СтройЭнергоМир", ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ СИЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ" и ООО "ЭнергоКомплект". Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса от 17.12.2014 заявки ООО "Профи-строй" и ООО "ЭнергоКомплект" были отклонены по причине несоответствия условиям конкурса; победителем признана заявка ОАО "Янтарьэнергосервис".
ООО "Профи-строй" считает действия Заказчика и Конкурсной комиссии нарушающими антимонопольное законодательство и законодательство в сфере закупок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.
Согласно пункту 4.9.1 Конкурсной документации итоги конкурса должны быть подведены не позднее 17 часов (местное время) 01 декабря 2014 года. В соответствии с пунктом 4.9.2 решение Конкурсной комиссии по определению победителей конкурса оформляется протоколом заседания комиссии. На сайте www.zakupki.gov.ru информация об изменении указанных сроков размещена не была. Частью 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Процедура подведения итогов Торгов и размещение итогового протокола были произведены за пределами указанных сроков, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 и части 5 статьи 4 Закона о закупках, а также пункта 4.9.1 Конкурсной документации.
Кроме того, Заявитель полагает, что отклонение его заявки по нижеуказанным основаниям неправомерно:
заявка ООО "Профи-строй" не соответствует требованию пункта 2.5.3 Конкурсной документации, согласно которому у участника Торгов не должно быть неисполненных в сроки договоров с ОАО "Янтарьэнерго" за последние 2 года;
участником ООО "Профи-строй" в нарушение пункта 5.8 Конкурсной документации предложены неприемлемые для Заказчика условия к Проекту договора (согласно данному пункту если какое-либо из обязательных договорных предложений и условий, выдвинутых участником будет неприемлемо для Заказчика, такое предложение будет отклонено.
ООО "Профи-строй" выполнило все имеющиеся на момент подачи заявки обязательства по договорам с ОАО "Янтарьэнерго". Довод о признании участника закрытого запроса предложений, не соответствующим требованиям пункта 2.5.3 Закупочной документации (неисполнение обязательств ООО "Профи-строй" перед ОАО "Янтарьэнерго") должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда. Кроме того, в Конкурсной документации не указано, какие именно 2 года имеются в виду - календарные или в течение 24 месяцев до подачи заявки. Согласно подпункту "а" пункта 7.4.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Янтарьэнерго" в документации о закупке должны быть указаны требования к участнику закупки и перечень документов, подлежащих предоставлению участником закупки.
Руководствуясь пунктами 1.1.4 и 5.8 Конкурсной документации ООО "Профи-строй" направило протокол разногласий к опубликованному проекту договора. Предложенные формулировки к проекту договора были надлежащим образом обоснованы и предлагались в связи с несоответствием исходных положений проекта договора положениям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С учетом изложенного Заявитель просит признать незаконным и необоснованным отказ ОАО "Янтарьэнерго" в допуске ООО "Профи-строй" к итоговой оценке предложений участников Торгов и признать заказчика ОАО "Янтарьэнерго" и Конкурсную комиссию нарушившими пункты 1,2 части 1, часть 6 статьи 3, части 8,9,10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпункт "а" пункта 7.4.4 и пункта 4.11 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Янтарьэнерго", утвержденного советом директоров ОАО "Янтарьэнерго" (протокол заседания совета директоров от 30.05.2014 N 19).
Пояснения Ответчика по существу заявленных требований.
Ответчик в части нарушения сроков подведения итогов Торгов сообщил следующее.
В соответствии с пунктом 4.7.1 Конкурсной документации Организатор открытого конкурса заканчивает принимать заявки и начинает процедуру их вскрытия в 13 часов 00 минут по московскому времени 31 октября 2014 года на электронной торговой площадке "B2B-MRSK" в соответствии с правилами и Инструкциями по проведению закупочных процедур, размещенными на сайте Системы "B2B-MRSK".
Пунктом 4.9.1 Конкурсной документации установлено, что Организатор конкурса оставляет за собой право предоставить участникам конкурса возможность добровольно повысить предпочтительность их Предложений путем снижения первоначальной (указанной в Предложении) цены (далее - процедура переторжки, переторжка), при условии сохранения остальных положений Предложения без изменений. Решение о проведении процедуры переторжки, а также порядке ее проведения принимает Комиссия самостоятельно согласно нормам настоящей документации.
В установленный Конкурсной документацией срок, а именно 31.10.2014, состоялось вскрытие конвертов с заявками участников Торгов. Протокол на сайте www.zakupki.gov.ru был размещен не позднее чем через 3 дня со дня подписания.
В соответствии с пунктом 4.9.1 Конкурсной документации конкурсной комиссией было принято решение о проведении 17.12.2014 процедуры переторжки. По результатам переторжки победителем стало ОАО "Янтарьэнергосервис". Итоговый протокол опубликован на сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2014. Договор с победителем заключен.
Доводы ООО "Профи-строй" об отсутствии неисполненных за последний год в срок договоров с ОАО "Янтарьэнерго" не соответствуют действительности и опровергаются соответствующими документами.
01.08.2014 между ООО "Профи-Строй" и ОАО "Янтарьэнерго" был заключен договор поставки N 665, в соответствии с которым ООО "Профи-строй" приняло обязательства в течение 60 дней со дня подписания договора (т.е. до 01.10.2014) поставить в адрес ООАО "Янтарьэнерго" товар - выключатель элегазовый, баллон с элегазом и осуществить услуги шеф-монтажа. Согласно пункту 5.3 договора днем поставки считается день фактической передачи товара Поставщиком согласно накладным. В нарушение своих обязательств по указанному договору ООО "Профи-строй" допустило неисполнение своих обязательств в установленные сроки. Просрочка составила более 40 дней. Товарная накладная по договору N 655 от 01.08.2014 между ООО "Профи-строй и ОАО "Янтарьэнерго" подписана только 10.11.2014.
Таким образом, за последние 2 года у ООО "Профи-строй" имелись неисполненные в срок договоры с ОАО "Янтарьэнерго".
На основании изложенного Заказчик просит оставить жалобу ООО "Профи-строй" без удовлетворения.
Заслушав Заявителя и Ответчика, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведение торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействиях) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Янтарьэнерго", утвержденным советом директоров ОАО "Янтарьэнерго" (протокол заседания совета директоров от 30.05.2014 N 19) (далее - Положение о закупке), а также Единым регламентом В2В-Системы "О порядке проведения и участия в процедуре закупок продукции на торговой площадке Системы".
Согласно Закону о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными Положениями о закупке.
Пунктом 3 статьи 2 Закона о закупках установлено, что в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Способ проведения процедуры закупки определяется заказчиком на свое усмотрение. Заказчиком при проведении Торгов выбран способ закупки - открытый конкурс.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Частью 10 статьи 8 Закона о закупках установлено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению Ответчика N 31401578325 в действующей редакции, опубликованному на сайте www.zakupki.gov.ru 16.10.2014, подведение итогов Торгов должно быть произведено не позднее 17 часов (местное время) 28 ноября 2014 года. При этом в соответствии с пунктом 4.9.1 Конкурсной документации итоги конкурса должны быть подведены не позднее 17 часов (местное время) 01 декабря 2014 года. Конкурсной комиссией на основании пункта 4.9.1 Конкурсной документации было принято решение о проведении 17.12.2014 процедуры переторжки, однако на сайте www.zakupki.gov.ru данная информация размещена не была. Итоговый протокол заседания Конкурсной комиссии по оценке заявок и выбору победителя Торгов от 17.12.2014 размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 17.12.2014 (итоги подведены 17.12.2014). Таким образом, подведение итогов осуществлено с нарушением сроков, указанных в извещении о проведении закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке. Согласно частям 9,10 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке и в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе дата подведения итогов закупки. Таким образом, неразмещение на сайте www.zakupki.gov.ru информации о проведении 17.12.2014 процедуры переторжки является нарушением частей 8,9,10 Закона о закупках.
Комиссией в ходе анализа информации, предоставленной Заказчиком и размещенной на официальном сайте, установлено, что процедура рассмотрения предложений участников закупки и процедура подведения итогов проведена комиссией по рассмотрению предложений не в сроки указанные в извещении и закупочной документации. Процедура внесения изменений в извещение о закупке, конкурсную документацию Заказчиком не произведена, так как размещение указанных сведений о переносе сроков рассмотрения предложений, сроков подведения итогов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) Заказчиком не осуществлено, что противоречит требованиям части 5 статьи 4 Закона о закупках, а также нарушает принцип информационной открытости закупочной процедуры, установленный пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что данные действия Заказчика ущемляют права как действующих, так и потенциальных участников закупки в части возможности обжалования действий Заказчика в установленные законодательством сроки.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик обязан соблюдать также и принцип отсутствия ограничения доступа к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, Заказчики не вправе устанавливать необоснованные и неизмеримые требования к участникам закупки.
Требования п. 2.5.3 Конкурсной документации в части требования об отсутствии у участника закупки неисполненных в сроки договоров с ОАО "Янтарьэнерго" за последние 2 года, установлены формой 5.8 Конкурсной документации, а именно: если какое-либо из обязательных договорных предложений и условий, выдвинутых участником, будет неприемлемо для заказчика, такое предложение будет отклонено. Такие требования являются неконкретными и основанным на субъективной оценке Заказчиком участников закупочных процедур.
Подпунктами "г" и "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке установлено, что проведение закупки предполагает равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участнику закупки.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о закупке данное Положение преследует, в том числе, цель обеспечения прозрачности закупки.
Согласно пункту 8.7.6 Положения о закупке Организатор закупки указывает любые четкие требования к предмету закупки, к условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений законодательства о закупках и закупочной документации Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены неизмеримые требования к участникам, влекущие необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки и ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участнику закупки и препятствующие достижению цели прозрачности закупки. Кроме того, это противоречит правилам проведения отборочной стадии Торгов, установленным пунктами 4.8.2.1 и 4.8.2.4 Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что закупочная процедура проведена Заказчиком с нарушением требований пунктов 1,2,4 части 1 и части 6 статьи 3, частей 8,9,10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпунктов "г", "ж" пункта 1.5.2 и пунктов 1.6, 8.7.6 Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Янтарьэнерго". Это, в свою очередь, является нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, согласно которым при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В заседании Комиссии установлен факт неисполнения со стороны ООО "Профи-строй" обязательств по договору с ОАО "Янтарьэнерго" от 01.08.2014 N 665, который подтвержден перепиской между Заявителем и Ответчиком по вопросу исполнения обязательств сторонами договора.
Также в ходе заседания Комиссией установлено, в результате проведения Торгов с победителем ОАО "Янтарьэнергосервис" заключен договор на поставку комплектного каркасного модульного РП 10 кВ для установки на объекте: "Строительство РП (нового) 10/0,4 кВ, двух КЛ 10 кВ от ПС 110/10 кВ Ленинградская О-11 (или ПС новой "Сельма") до РП (нового), разработка схемы электроснабжения 10 кВ квартала застройки по ул. Согласия-Сусанина в г. Калининграде со строительством новых ТП 10/0,4 кВ и КЛ-10кВ".
В заседании комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1, статьей 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Профи-строй" (ИНН 3905609450, ОГРН 1093925031914, 236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 30, оф. 310) необоснованной.
2. Признать Заказчика - ОАО "Янтарьэнерго" (ИНН 3903007130, ОГРН 1023900764832, 236022 г. Калининград, ул. Театральная, 34), Комиссию по рассмотрению предложений нарушившими: пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункты 1,2,4 части 1 и часть 6 статьи 3, части 5,8,9,10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункты "г", "ж" пункта 1.5.2, пункты 1.6, 8.7.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Янтарьэнерго" и пункты 4.8.2.1, 4.8.2.4 Конкурсной документации.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела руководителю Калининградского УФАС России для принятия решения о целесообразности подачи иска о расторжении договора на поставку комплектного каркасного модульного РП 10 кВ для установки на объекте: "Строительство РП (нового) 10/0,4 кВ, двух КЛ 10 кВ от ПС 110/10 кВ Ленинградская О-11 (или ПС новой "Сельма") до РП (нового), разработка схемы электроснабжения 10 кВ квартала застройки по ул. Согласия-Сусанина в г. Калининграде со строительством новых ТП 10/0,4 кВ и КЛ-10кВ"между ОАО "Янтарьэнерго" и ОАО "Янтарьэнергосервис".
5. Материалы дела передать должностному лицу Калининградского УФАС России для принятия решения о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о закупках к административной ответственности.
|
|
||
|
|
||
Председатель |
|
О.А. Боброва
|
|
Члены комиссии:
|
|
Л.Н. Зуева В.В. Журавлева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 декабря 2014 г. N Т-98/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016