Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 9671/03-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев дело N 9671/03-2013, возбужденное по жалобам общества с ограниченной ответственностью "ВолгаПродуктСервис" и общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом СПП" (далее - ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП", заявители) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ "КБ N 172 ФМБА России, заказчик) при проведении открытого конкурса N 0368100007513000096 на оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (начальная (максимальная) цена контракта - 28 722 647,33 руб., дата окончания срока подачи заявок - 13.05.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, установила:
Вх. N 3218 от 16.04.2013 г. и вх. N 3260 от 17.04.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступили жалобы ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Содержание жалоб составило указание на следующее.
В п.п. 3 (б) п. 26 Информационной карты конкурса указано, что участник размещения заказа должен предоставить копию действующей лицензии на осуществлении медицинской деятельности по диетологии. Приготовление лечебного питания в силу норм действующего законодательства не является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, включение в конкурсную документацию требования о наличии у участников конкурса лицензии является незаконным и необоснованным.
На заседании Комиссии 22.04.2013 г. представитель ООО "Торговый Дом СПП" доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
На заседание Комиссии 22.04.2013 г. представитель ООО "ВолгаПродуктСервис" не явился (доказательство надлежащего извещения - уведомление об отправке электронной почты 18.04.2013 г. в 14:04).
На заседании Комиссии 22.04.2013 г. представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения (вх. N 3389 от 22.04.2013 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчиком установлено обязательное требование к участникам - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса - наличие у участника копии действующей лицензии на осуществлении медицинской деятельности по диетологии.
В силу статьи 39 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Таким образом, услуги по обеспечению лечебным питанием пациентов является частью медицинской деятельности.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ N 330 от 05.08.2003 г. "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" с целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в ЛПУ вводится новая номенклатура диет. Наряду с основной стандартной диетой и ее вариантами в ЛПУ в соответствии с профилем используются хирургические диеты, специализированные диеты, разгрузочные диеты и специальные рационы.
На основании Приказа N 474н от 24.06.2010 г. Минздравсозразвития РФ "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Диетология" в учреждениях стационарного типа диетологическая помощь осуществляется при стационарном обследовании и лечении больных с алиментарно-зависимыми заболеваниями, а также в виде организации диетического питания больных. Организация диетического питания больных, находящихся на стационарном лечении, оказывается во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного пребывания.
Таким образом, лицо, которое осуществляет организацию диетического (лечебного) питания, должно иметь лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи по диетологии.
В соответствии с требованиями конкурсной документации, исполнитель должен предоставить весь комплекс услуг, необходимый для организации лечебного питания пациентов, а именно: закупку продуктов, организацию питания, в том числе приготовление рационов диетического лечебного питания с выполнением всех санитарно- гигиенических норм и правил, с привлечением специалистов, в том числе медицинской диетической сестры.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 г. лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе и по диетологии, вправе получить медицинские и иные организации, индивидуальные предприниматели.
На основании Приказа N 330 в тех случаях, когда в ЛПУ отсутствует должность врача-диетолога, ответственным за работу по организации лечебного питания является медицинская сестра диетическая. Вышеуказанный приказ не устанавливает обязательное требование, что медицинская сестра диетическая должна состоять в штате ЛПУ.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, требование к участнику о наличии лицензии установлено законно и обоснованно, поскольку в соответствии с техническим заданием конкурсной документации исполнитель должен оказать весь комплекс услуг по организации лечебного питания пациентов.
Также в ходе подготовки документации Заказчиком проведен мониторинг рынка на оказание услуг по организации лечебного питания.
Данный мониторинг показал, что требуемые услуги, являющиеся предметом открытого конкурса одновременно оказывают ООО "НИКА-ФАРМ", ООО "Ак Барс".
Подтверждением данной информации являются сведения о государственном или муниципальном контракте или гражданско-правовом договоре (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа, которые получены с официального сайта в сети интернет www.zakupki.gov.ru. Данные организации имеют действующую лицензию на осуществлении медицинской деятельности по диетологии. То есть вышеуказанные услуги могут оказывать как минимум 2 учреждения.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 23.04.2013 г., для документального анализа материалов по делу.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно данным официального сайта www.zakupki.gov.ru извещение и документация об открытом конкурсе N 0368100007513000096 были опубликованы 11.04.2013 г.
19.04.2013 г. на основании решения заказчика в конкурсную документацию были внесены изменения.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в указанном открытом конкурсе установлена как 13.05.2013 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса N 0368100007513000096 является оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (пункт 4 раздела 1 Информационной карты тома 2 конкурсной документации "Специальная часть").
Согласно пункту 4 раздела 1 Информационная карта тома 2 конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" конкурсной документации.
В соответствии с приложением N 1 к разделу N 2 "Техническая часть" оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) производится по ежедневному 4-х разовому готовому лечебному питанию пациентов учреждения, больных детей и ухаживающих матерей за детьми до 3-х лет, и 6-ти разовому готовому лечебному питанию детей от 5-ти месяцев до 1-го года заказчика в горячем виде согласно сводному семидневному меню диет с краткой характеристикой блюд и графиком выдачи готовых блюд (приложение N 2 к разделу 2 "Техническая часть" конкурсной документации). При этом в объем оказываемых услуг входит приготовление пищи, закупки и хранение необходимых продуктов, а также оказание доврачебной медицинской помощи.
Вместе с тем, оказание доврачебной медицинской помощи по диетологии (код 211 "Услуги в области здравоохранения" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг по организации питания (код 179 "Услуги ресторанов, баров и столовых" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273), являющихся предметом открытого конкурса N 0368100007513000096.
Таким образом, объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по оказанию медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения), поскольку, исходя из положений конкурсной документации (пп. "б" п. 3 ч. 26 "Требования к содержанию составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, инструкция по ее заполнению" конкурсной документации) и требований статьи 12, статьи 22, части 3, части 6 статьи 25 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа выполняющий услуги по организации питания должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов, соответственно жалобы ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" являются обоснованными.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, решила:
1. Признать жалобу ООО "ВолгаПродуктСервис" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Торговый Дом СПП" обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов.
4. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого конкурса N 0368100007513000096, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 37
23.04.2013 г. г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 23.04.2013 г. по делу N 9671/03-2013, возбужденному по жалобам ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" при проведении открытого конкурса N 0368100007513000096 на оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (начальная (максимальная) цена контракта - 28 722 647,33 руб., дата окончания срока подачи заявок - 13.05.2013 г.), предписывает:
ФГБУЗ КБ N 172 ФМБА России в срок до 30.04.2013 г. устранить допущенное нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого конкурса N 0368100007513000096 на оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (начальная (максимальная) цена контракта - 28 722 647,33 руб., дата окончания срока подачи заявок - 13.05.2013 г.).
В срок до 08.05.2013 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 9671/03-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016