Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 23 декабря 2014 г. N 04-6/2-86-2014
Резолютивная часть решения по делу оглашена "09" декабря 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме "23" декабря 2014 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Тверское УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Фомин В.М., руководитель управления,
члены Комиссии:
Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-86-2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в областном еженедельнике "Караван+Я" (выпуск N 45 (921) от 13.11.2013) рекламы биологически активной добавки к пище "АКУСТИК" (далее - БАД "АКУСТИК") с нарушением требований рекламного законодательства, в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ООО "РИА "Панда", ООО "Артлеко" и ООО ИД "Тверское княжество", установила:
В результате проверки соблюдения средствами массовой информации требований законодательства о рекламе установлено, что в областном еженедельнике "Караван+Я" (выпуск N 45 (921) от 13.11.2013) на странице 16 размещена реклама биологически активной добавки к пище "АКУСТИК" (далее - БАД "АКУСТИК") под заголовком "Тише, тише, я все слышу".
В рекламе БАД "АКУСТИК" указано следующее: "_ у хорошего слуха имя одно - АКУСТИК", АКУСТИК - современное средство, призванное бороться с проблемами слуха. Многокомпонентный состав АКУСТИКА комплексно исправляет целый ряд нарушений, связанных с тугоухостью. АКУСТИК благотворно влияет на три системы организма, отвечающие за хороший слух: на сам орган слуха, на отделы мозга, отвечающий за слух и на слуховой нерв. Таким образом, в каком бы звене ни случился сбой, АКУСТИК корректирует его работу_", "АКУСТИК - настоящее достижение ученых, т.к его высокая активность выстраивается исключительно на основе натуральных и растительных веществ_", "выполняет свою задачу в общей схеме оздоровления слуха_", "мощная профилактика слуха и помощь при уже имеющихся проблемах - это АКУСТИК", "АКУСТИК - острый слух в любом возрасте".
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 38-ФЗ объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 Закона N 38-ФЗ под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в газете информация направлена на продвижение на рынок биологически активной добавки к пище "АКУСТИК", т.е. является рекламой.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что биологически активная добавка - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Пункт 6 части 5 статьи 5 Закона N 38-ФЗ запрещает указывать на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 38-ФЗ реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Согласно представленной редакцией газеты "Караван+Я" (ООО ИД "Тверское княжество") информации продукция "Акустик" согласно свидетельству о государственной регистрации от 01.12.2010 N RU.77.99.11.003.E.003318.12.10, выданному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, изготовлена ООО "ВИС" (196070, г. Санкт - Петербург, ул. Бассейная, д. 47, лит. А, пом. 6-Н), является биологически активной добавкой к пище.
В приложении к свидетельству о государственной регистрации от 08.04.2013 указано, что БАД "АКУСТИК" способствует нормализации работы органов слуха, снижению риска потери слуха, а также имеет противопоказания - индивидуальная непереносимость компонентов продукта, беременность и кормление грудью.
С правой стороны рекламы содержится предупредительная надпись: "БАД. Не является лекарством. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. СГР от 01.12.2010 N RU.77.99.11.003.E.003318.12.10".
БАД "АКУСТИК" не является лекарственным средством, изделием медицинского назначения и медицинской техникой.
В Международной классификации болезней к болезням уха относится тугоухость, которая подразделяется на смешанную кондуктивную и нейросенсорную.
Используемое в рекламе выражение "Многокомпонентный состав АКУСТИКА комплексно исправляет целый ряд нарушений, связанных с тугоухостью" свидетельствует об указании в рекламе на положительное влияние на течение такой болезни как тугоухость, то есть содержит указание на лечебные свойства БАД "АКУСТИК", что запрещено пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона N 38-ФЗ и пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 38-ФЗ.
Согласно статье 38 Закона N 38-ФЗ за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона и статьей 25 Закона N 38-ФЗ, ответственность несет рекламодатель, рекламораспространитель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Между ООО "Артлеко" (заказчик) и редакцией газеты "Караван+Я" ООО ИД "Тверское княжество" (исполнитель) 26.07.2013 заключен договор на оказание рекламно - информационных услуг N 089 (далее - договор N 089), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работу по изготовлению и размещению рекламно-информационного материала в газете "Караван+Я" в объеме и на условиях, предусмотренных договором. При этом пунктом 3.2 договора N 089 предусмотрена обязанность заказчика по утверждению образцов рекламной продукции, подлежащей тиражированию. В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2. договора N 089 исполнитель (ООО ИД "Тверское княжество") изготавливает необходимые эскизы, тексты, оригинал - макеты, а также представляет на утверждение заказчику эскизы, оригинал - макеты и другие материалы, необходимые для проведения работ и не публикует оригинал - макеты без утверждения их заказчиком путем факсимильной или электронной связи. Согласно приложениям N 1, N 2 и N 3 к договору N 089 исполнитель (ООО ИД "Тверское княжество") принял на себя обязательства по размещению рекламы БАДов "АКУСТИК".
23.09.2013 ООО "Артлеко" направило в адрес редакции газеты "Караван+Я" гарантийное письмо, в котором просило редакцию газеты "Караван+Я" забронировать и разместить рекламно - информационные материалы (рекламу продукции "АКУСТИК") своего клиента "РИА Панда" в издании "Караван+Я" в период с 31.07.2013 по 11.12.2013. Факт выполненной исполнителем работы по размещению рекламы БАДов "АКУСТИК" в ноябре 2013 года в газете "Караван+Я" подтвержден актом от 20.11.2013 N 404.
ООО ИД "Тверское княжество, являясь рекламораспространителем вышеназванной рекламы БАД "АКУСТИК", представило пояснения (письмо от 16.10.2014 вх. N 5077), согласно которым исходные материалы для изготовления рекламного модуля (текст "Тише, тише, я все слышу" и фотография коробки БАД "АКУСТИК") в готовом виде был представлен ООО "Артлеко". Данный факт также подтвержден представленной с ООО "Артлеко" от 31.10.2013 электронной перепиской.
ООО "Артлеко" в письмах от 17.10.2014 N 14 и от 24.11.2014 N 4 сообщило, что материал для размещения рекламы в областном еженедельнике "Караван+Я" был получен от его заказчика - ООО "РИА "Панда" в рамках исполнения пункта 2.1 договора на размещение рекламно-информационных материалов от 01.07.2013 N 13/13 (далее - договор N 13/13). ООО "Артлеко" исключительно перенаправило полученные от ООО "РИА "Панда" рекламные материалы (текст под заголовком "Тише, тише, я все слышу") без внесения со своей стороны каких - либо изменений. Вышеназванный факт подтвержден представленной между ООО "Артлеко" и ООО "РИА "Панда" электронной перепиской от 10.10.2013 и от 07.11.2013.
ООО "РИА "Панда" письмом от 28.11.2014 N 28/14 сообщило, что размещение рекламного материала БАД "АКУСТИК" в выпуске от 13.11.2013 N 45 (921) областного еженедельника "Караван+Я" осуществлялось ООО "РИА "Панда" на основании заключенного с ООО "Артлеко" договора N 13/13, то есть именно ООО "РИА "Панда" является рекламодателем вышеназванной рекламы БАД "АКУСТИК".
ООО "РИА "Панда" приложило к своим пояснениям текст рекламы под заголовком "Тише, тише, я все слышу" с изображением коробки БАД "АКУСТИК", который полностью совпадает с размещенной в выпуске от 13.11.2013 N 45 (921) областного еженедельника "Караван+Я" рекламой БАД "АКУСТИК". Факт исполнения договора N 13/13 подтвержден подписанным ООО "Артлеко" и ООО "РИА "Панда" актом от 29.11.2013 N 00000028, согласно которому ООО "РИА "Панда" оплатило услуги ООО "Артлеко" за размещение рекламы БАД "АКУСТИК".
С учетом изложенных обстоятельств дела реклама БАД "АКУСТИК" с указанием на положительное влияние на течение болезни уха (тугоухость) размещена ООО "РИА "Панда" (рекламодатель) и ООО ИД "Тверское княжество" (рекламораспространитель) в областном еженедельнике "Караван+Я" (выпуск N 45 (921) от 13.11.2013) с нарушением пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 38-ФЗ.
На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу биологически активной добавки к пище "АКУСТИК", размещенную под заголовком "Тише, тише, я все слышу" в выпуске от 13.11.2013 N 45 (921) областного еженедельника "Караван+Я", ненадлежащей; действия ООО "РИА "Панда" (199155, г. Санкт - Петербург, ул. Железноводская, д. 17/5, лит. Д, ИНН 7811075923) и ООО ИД "Тверское княжество" ((170100, г. Тверь, ул. Володарского, д. 48, офис 6, ИНН 6950070014) нарушающими пункт 6 части 5 статьи 5 и пункт 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "РИА "Панда" (199155, г. Санкт - Петербург, ул. Железноводская, д. 17/5, лит. Д, ИНН 7811075923) и ООО ИД "Тверское княжество" (170100, г. Тверь, ул. Володарского, д. 48, офис 6, ИНН 6950070014) предписание о прекращении нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при распространении вышеуказанной рекламы биологически активной добавки к пище "АКУСТИК".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии: В.М. Фомин
Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгина
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 04-6/2-86-2014
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"23" декабря 2014 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - Фомин В.М., руководитель управления,
члены Комиссии:
Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
на основании решения от 23.12.2014 по делу N 04-6/2-86-2014 о признании ненадлежащей рекламы биологически активной добавки к пище "АКУСТИК", размещенной под заголовком "Тише, тише, я все слышу" в выпуске от 13.11.2013 N 45 (921) областного еженедельника "Караван+Я", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "РИА "Панда" (199155, г. Санкт - Петербург, ул. Железноводская, д. 17/5, лит. Д, ИНН 7811075923) и ООО ИД "Тверское княжество" (170100, г. Тверь, ул. Володарского, д. 48, офис 6, ИНН 6950070014) прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: при распространении рекламы биологически активной добавки к пище "АКУСТИК" не допускать упоминания о положительном влиянии на течение болезни, а также не создавать впечатление о его лечебных свойствах, обеспечив соблюдение требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО ИД "Тверское княжество" (170100, г. Тверь, ул. Володарского, д. 48, офис 6, ИНН 6950070014) представить в Тверское УФАС России два ближайших выпуска областного еженедельника "Караван+Я" в подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28.01.2015, либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.
Председатель Комиссии: В.М. Фомин
Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И. Манюгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 23 декабря 2014 г. N 04-6/2-86-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016