Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 30 декабря 2014 г. N 05-04/10686
Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"_"
при участии в деле:
представителя заявителя: "_"
представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ответчика): администрации г.Чебоксары Чувашской Республики - "_" (доверенность от 30.12.2013 N29/01-8919),
представителей заинтересованного лица: Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Инженер" - "_"
рассмотрев дело N 41/05-АМЗ-2014 по признакам нарушения администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики (адрес: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.К.Маркса, д.36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в заключении с ООО "НПП "Инженер" дополнительного соглашения от 18.02.2014 к договору аренды земельного участка от 10.07.2010 N113/4543-Л о продлении срока его действия без осуществления публичных процедур, предусмотренных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, установила:
В Чувашское УФАС России 21.10.2014 поступило заявление "_" с сообщением о нарушении администрацией г.Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация г.Чебоксары, администрация) процедуры предоставления Обществу с ограниченной ответственностью "НПП "Инженер" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171 площадью 537 кв.м., расположенного в г.Чебоксары, по ул.Маршака, в районе жилого дома N8, для строительства офиса-магазина.
Согласно информации, представленной администрацией г.Чебоксары (письма от 01.10.2014 N 039/з-4717, от 09.12.2014 N16134), сведений о проведении торгов либо о публичном информировании в средствах массовой информации неопределенного круга лиц при предоставлении ООО "НПП "Инженер" указанного земельного участка не имеется.
В заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, указав на отсутствие публичного информирования при предоставлении ООО "НПП "Инженер" земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171.
Представители ответчика и заинтересованного лица просят прекратить производство по делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.
Распоряжением администрации г.Чебоксары от 17.05.2002 N1261-р "О предварительном согласовании ООО "ФПК "Техресурс" места размещения универсального магазина в районе ул.Маршака и разрешении проектирования" ООО "ФПК "Техресурс" утвержден акт выбора и обследования земельного участка под проектирование и строительство магазина в районе жилого дома N8 по ул.Белинского от 13.11.2000 N28.
Распоряжением администрации города Чебоксары от 09.09.2005 N 3200-р внесены изменения в вышеуказанное распоряжение в части изменения назначения объекта на "офис-магазин" и наименования организации на ООО "НПП "Инженер".
Согласно распоряжению администрации от 22.08.2007 N2739-р ООО "НПП "Инженер" из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью 118 кв.м по ул.Маршака, в районе жилого дома N8 для строительства офиса-магазина в аренду сроком до 20.08.2008, при условии выполнения мероприятий по благоустройству территории площадью 419 кв.м., прилегающей к отводимому земельному участку.
Распоряжением от 09.04.2008 N1141-р в распоряжение от 22.08.2007 N2739-р внесены изменения в части арендуемой площади, указав 537 кв.м., и срока аренды, указав до 11.03.2009, после чего между сторонами заключен договор аренды земельного участка от 15.08.2008 N285/3925-Л.
В соответствии с распоряжением администрации города Чебоксары от 08.04.2009 N1277-р срок аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:0071 ООО "НПП "Инженер" продлен и заключен договор аренды от 15.04.2009 N92/4169-Л.
Распоряжением администрации города Чебоксары от 21.04.2010 N1302-р ООО "НПП "Инженер" продлен срок аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:01:020409:0071 площадью 537 кв.м. по ул.Маршака, в районе жилого дома N8 для завершения строительства офиса-магазина с 10.03.2010 до 10.03.2013 и заключен новый договор аренды земельного участка от 10.07.2010 N113/4543-Л, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 21:01:020409:171.
После истечения срока действия последнего договора аренды на основании заявления ООО "НПП "Инженер" от 16.04.2013 постановлением администрации от 05.02.2014 N509 в пункт 1 распоряжения администрации от 21.04.2010 N1302-р внесены изменения в части срока аренды рассматриваемого участка с "до 10.03.2013" на "до 05.03.2015".
На основании указанного постановления между администрацией и ООО"НПП "Инженер" заключено дополнительное соглашение от 18.02.2014 к договору аренды земельного участка от 10.07.2010 N113/4543-Л об изменении срока аренды земельного участка с "до 10.03.2013" на "до 05.03.2015".
Постановлением администрации города Чебоксары от 07.07.2014 N2285 на основании обращения ООО "НПП "Инженер" утвержден градостроительный план земельного участка от 13.03.2014 N RU21304000-53 для строительства магазина.
21.08.2014 администрацией г.Чебоксары ООО "НПП "Инженер" выдано разрешение на строительство магазина с объектами обслуживания NRU 21304000-128.
В последующем согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.11.2014 N21 АБ 209221 ООО "НПП "Инженер" зарегистрировало в установленном порядке право на объект незавершенного строительства (степень готовности 19 %), расположенный по адресу: г.Чебоксары, ул.Маршака.
Согласно информации, представленной администрацией г.Чебоксары (письмо Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 01.11.2014 N 039/з4717), сведений о публичном информировании в средствах массовой информации неопределенного круга лиц (в том числе возможных претендентов на получение права аренды земельного участка) при предоставлении ООО "НПП "Инженер" земельного участка на новый срок в 2014 году не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусматривающем проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или в порядке предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно пункту 5 статьи 30, статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта также включает в себя информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, оба способа предоставления земельных участков для строительства предусматривают обязательное информирование в средствах массовой информации сведений о предполагаемом предоставлении земельных участков.
По смыслу положения об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения заинтересованное лицо не лишено возможности подать заявление о предоставлении ему земельного участка и при наличии иных претендентов на этот участок. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В случае поступления после такого информирования двух и более заявок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Торги представляют собой наиболее конкурентный способ заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Наряду с изложенным, следует отметить, что наличие сформированного земельного участка исключает возможность повторного проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта на этом же земельном участке, то есть проведения в отношении земельного участка мероприятий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем земельный участок должен быть предоставлен в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае изначальное предоставление земельного участка осуществлено в порядке предварительного согласования места размещения объекта.
Последующее предоставление земельного участка на новый срок в силу вышеуказанных норм законодательства должно осуществляться в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ, то есть в порядке, исключающем формирование земельного участка, поскольку к тому моменту земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 31 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.02.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором аренды.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N73 в случаях, предусмотренных законом (например, статьями 30 - 30.2 ЗК РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества на новый срок либо заключение соглашения о продлении такого договора осуществляется в порядке, предусмотренном для заключения первоначального договора аренды муниципального имущества.
Как уже указано выше, в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление сформированного земельного участка для строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта то есть в порядке, предусматривающем проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или в порядке предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
При заключении с ООО "НПП "Инженер" дополнительного соглашения от 18.02.2014 к договору аренды земельного участка от 10.07.2010 N113/4543-Л администрацией г. Чебоксары не была предварительно и заблаговременно размещена информация в средствах массовой информации о выделении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171.
При отсутствии публикации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для строительства объекта, предназначенного для последующего осуществления предпринимательской деятельности, потенциальные арендаторы не могли знать о таком выделении земельного участка и заявить свои притязания на него, в связи с чем действия администрации г.Чебоксары по заключению дополнительного соглашения к вышеуказанному договору о предоставлении земельного участка новый срок без проведения публичных процедур, предусмотренных статьей 30 ЗК РФ, могли привести к ограничению доступа всех желающих к получению прав в отношении муниципального имущества, то есть к отсутствию равной конкурентной борьбы.
Таким образом, действия администрации г.Чебоксары по предоставлению ООО "НПП "Инженер" возможности осуществления строительства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, в нарушение установленной законом процедуры без публичного информирования в средствах массовой информации либо участия в торгах для получения соответствующих прав на земельный участок, ограничивают возможность доступа к получению права на земельный участок других хозяйствующих субъектов, желающих построить аналогичный объект нежилого назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействие), в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Предоставление возможности осуществления строительства на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, хозяйствующему субъекту в нарушение установленной законом процедуры (без проведения торгов либо публикации в СМИ сведений о предполагаемом предоставлении земельного участка) создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО"НПП "Инженер" поставлено в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления строительства на таком земельном участке, нежели другие хозяйствующие субъекты.
В связи с изложенным, по результатам исследования имеющихся в материалах дела документов Комиссия установила, что при предоставлении в 2014 году ООО"НПП "Инженер" земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171 для строительства объекта нежилого назначения на новый срок, порядок предоставления земельного участка, установленный ЗК РФ, не соблюден.
Данные обстоятельства свидетельствуют о создании ООО "НПП "Инженер" возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) и недопущении конкуренции на данном рынке в пределах границ отведенного земельного участка.
Кроме того, Комиссия отмечает, что цель, в соответствии с которой обществу предоставлен в аренду земельный участок, к истечению срока действия договора аренды от 10.07.2010 не достигнута, на земельном участке по состоянию на 10.03.2013 отсутствовал зарегистрированный в установленном порядке объект незавершенного строительства, право на него зарегистрировано лишь 17.11.2014.
Таким образом, в связи с отсутствием публикации в средствах массовой информации сведений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171 для строительства объекта нежилого назначения потенциальные желающие на получение права аренды указанного земельного участка для строительства не имели возможность претендовать на данный земельный участок.
С учётом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать действия администрации г.Чебоксары Чувашской Республики по предоставлению ООО "НПП "Инженер" на новый срок земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171 без надлежащего осуществления публичных процедур, создающими на рынке инвестиционно-строительных работ (услуг) такие условия, которые могут привести к ограничению конкуренции, то есть нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссией установлено, что 10.07.2010 и 18.02.2014 между администрацией г.Чебоксары и ООО "НПП "Инженер" заключены договор аренды рассматриваемого земельного участка и дополнительное соглашение к нему, факт осуществления государственной регистрации которых подтверждается отметками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, имеющимися в договоре и дополнительном соглашении.
С момента заключения (регистрации) договора аренды земельного участка и дополнительного соглашения к нему между обществом и администрацией возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию обозначенным земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке, подлежащей оспариванию в судебном порядке, в связи с чем Комиссия не принимает решение о выдаче предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать действия администрации г.Чебоксары Чувашской Республики по предоставлению ООО "НПП "Инженер" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:020409:171 без осуществления публичных процедур, предусмотренных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 30 декабря 2014 г. N 05-04/10686
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016