Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 03-01/11552 (опубликовано 12 декабря 2014 г.)
(изготовление решения в полном объеме)
25 ноября 2014 года
(оглашение резолютивной части)
N 03-01/11552
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия, Коми УФАС России), в составе: <_>
рассмотрев дело N Р 51-08/14, возбужденное в отношении ООО "Газета", адрес места нахождения: 169309, Республика Коми, г. Ухта, ул. Советская, д. 3, офис 23, по факту распространения на странице 6 газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014 рекламы пивоварни "Берковец" с признаками нарушения требований ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- заявителя <_> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телеграфным уведомлением N 651/51 4024/11 1120;
- ИП <_> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телеграфным уведомлением N 7/012 37 24/11 1252;
в присутствии:
- представителя ИП <_> - <_> действующей на основании доверенности от 13.09.2014, установила:
В Коми УФАС России поступило обращение гражданина от 18.08.2014 (вх. N Ч-162 от 21.08.2014) о ненадлежащей рекламе пива в газете "PRO ГОРОД Ухта".
По вышеуказанному факту Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 03-01/7610 от 28.08.2014 возбуждено рекламное дело N Р 51-08/14 (далее - рекламное дело) в отношении ООО "Газета".
Определением о продлении срока и отложении рассмотрения дела N 51-08/14 от 03-01/8709, замене ненадлежащего лица надлежащим от 25.09.2014, ненадлежащее лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Газета", заменено надлежащим - ИП <_> в качестве рекламодателя рассматриваемой рекламы привлечен ИП <_>
Из материалов рекламного дела N Р 51-08/14 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В материалы рекламного дела представлен оригинал газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014, на странице 6 которой, размещена информация следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город" (далее - рассматриваемая реклама, реклама-1).
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в газете "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: пиву: Чешское светлое, Баварское светлое, Бархатное темное, пивоварне "Берковец", формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в газете "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014, является рекламой.
В силу ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Для определения соответствия (несоответствия) рассматриваемой рекламы вышеуказанным требованиям произведены следующие расчёты:
- площадь рекламного пространства составляет 176,8 см (длина - 26,0 см, высота - 6,8 см);
- площадь предупреждающей надписи составляет 10,2 см (длина - 6,8 см, высота - 1,5 см);
- размер предупреждающей надписи относительно общей рекламной площади составляет 5,8 %.
Таким образом, предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рассматриваемой рекламе занимает менее 10 % рекламной площади (пространства).
В ходе рассмотрения рекламного дела N Р 51-08/14 ИП <_> и её представителем - <_> заявлен довод о том, что рассматриваемая реклама содержит два предупреждения, необходимых в силу положений ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе: первое - сверху горизонтальное, второе - слева вертикальное и, в сумме, они занимают более 10% рекламной площади. Статья под названием "Журналист сварил тонну пива" (далее - статья), размещенная на той же странице, что и рассматриваемая реклама, не является рекламой, поскольку это авторский материал и на неё не распространяются требования Закона о рекламе, следовательно, сопровождать её соответствующей предупреждающей надписью не требуется. Данная статья никем не заказывалась и не оплачивалась. Рекламой пива на странице 6 газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014 является только рассматриваемая реклама. Таким образом, по мнению ИП <_> нарушения требований Закона о рекламе в рассматриваемом случае не имеется.
В связи с заявленными доводами в ФАС России запрашивались разъяснения по рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.
ФАС России по результатам рассмотрения обращения Коми УФАС России N 03-09/9968эл от 31.10.2014 сообщила следующее.
Статья под названием "Журналист сварил тонну пива" направлена на привлечения внимания к деятельности пивоварни "Берковец". Так, выражения "Оказалось, что "Берковец" - единственная пивоварня в Ухте", "Берковец" варит 12 сортов пива, а ко Дню города готовят специальный - "Северная Жемчужина", "Есть у пивовара Олега Пономарева и секретные рецепты - например, сорт "Пономаревское", состав которого он разработал сам" содержат сведения о конкретном изготовителе алкогольной продукции и об отдельных сортах производимого им пива и направлены на формирование к ним интереса потребителей. С учетом изложенного, статья (далее - реклама-2), является рекламой изготовителя алкогольной продукции пивоварни "Берковец", отдельных сортов пива, и должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе".
Таким образом, из всей совокупности материалов, имеющихся в рекламном деле, следует, что предупреждение, размещенное горизонтально, относится к рекламе-2, а не к рекламе-1. При этом в рекламе-1 предупреждение (расположенное вертикально) занимает менее 10 % рекламной площади (пространства).
Кроме того, в законодательном определении понятия "реклама" не указано, что это должна быть обязательно оплачиваемая форма информации. При таких обстоятельствах, факт оплаты не является критерием отграничения рекламной информации от нерекламной.
С учетом изложенного, довод ИП <_> Комиссией отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае имеет место размещение двух самостоятельных реклам алкогольной продукции, каждая из которых сопровождается предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, что подтверждается, в том числе заключением ФАС России.
Как следует из материалов рекламного дела предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе-1 занимает менее 10 % рекламной площади (пространства).
В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена в газете "PRO ГОРОД Ухта", учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 11-0045 от 01.10.2009, является ООО "Газета".
Письмом вх. N 5659 от 23.09.2014, представленным в материалы рекламного дела, ООО "Газета" сообщило, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы, на основании договора купли-продажи печатных площадей (полос) N 1 от 01.01.2014, является ИП <_>
Согласно письменной информации, представленной ИП <_> в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_> рекламопроизводителем и рекламораспространителем - ИП <_> содержание рекламы определил ИП <_> в готовую для распространения форму рассматриваемую рекламу привели сотрудники ИП <_>
В материалы рекламного дела лицами, участвующими в деле, представлены копии следующих документов: договора купли-продажи печатных площадей (полос) N 1 от 01.01.2014, заключенного между ООО "Газета" и ИП <_> заявки на печатные площади (полосы) от 11.08.2014, согласно которой ИП <_> просит ООО "Газета" зарезервировать печатные полосы тиража N 33 (246) от 16.08.2014 газеты "ПРО ГОРОД Ухта"; акта приема-передачи печатных площадей (полос) от 16.08.2014, в соответствии с которым продавец (ООО "Газета") передал, а покупатель (ИП <_>) принял печатные площади тиража N 33 (246) от 16.08.2014 газеты "ПРО ГОРОД Ухта"; договора N 280 от 06.08.2014, заключенного между ИП <_> и ИП <_> на оказание услуг по размещению рекламных и/или информационных материалов в газете "ПРО ГОРОД Ухта"; соглашения о внесении дополнения в договор N 280 от 06.08.2014; заявки N 905 на производство и размещение рекламных и/или информационных материалов, согласно которой исполнителем (ИП <_>) изготавливаются и размещаются в газете "ПРО ГОРОД Ухта" рекламные и/или информационные материалы заказчика; электронной переписки, счета N 7035 от 06.08.2014.
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <_> рекламодателем - ИП <_>
Согласно выписке из ЕГРИП, имеющейся в материалах рекламного дела, основным видом экономической деятельности ИП <_> является рекламная деятельность. Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП <_> с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, несут рекламодатель, и рекламораспространитель.
Из материалов рекламного дела следует, что рекламодатель и рекламопроизводитель (рекламораспространитель) оформили заявку N 905, в которой отсутствует содержание заказываемой рекламы.
Определением о продлении срока и отложении рассмотрения дела N Р 51-08/14, замене ненадлежащего лица надлежащим N 03-07-1/8709 от 25.09.2014 у лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, запрашивались копии документов и письменная информация, поясняющие, в том числе кем, когда и каким образом одобрена (согласована, утверждена) реклама-1.
Во исполнение указанного определения ИП <_> в материалы рекламного дела представлены письменные пояснения, в которых она указала, что рассматриваемая реклама была согласована с рекламодателем (<_>) по электронной почте. В подтверждение указанного довода ИП <_> представлена в материалы рекламного дела копия электронной переписки.
Однако, из представленной ИП <_> копии электронной переписки не следует, что реклама-1, изготовленная для размещения в издании "PRO ГОРОД Ухта" по заказу ИП <_> была им согласована (утверждена).
Таким образом, довод ИП <_> о согласовании с рекламодателем рассматриваемой рекламы не нашел своего подтверждения.
Из материалов рекламного дела усматривается, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - ИП <_> так и по вине рекламодателя - ИП <_>
Таким образом, ИП <_> и ИП <_> нарушены требования ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась 16.08.2014 на территории г. Ухты Республики Коми.
На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <_> и ИП <_> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, решила:
Признать рекламу следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город", размещённую на странице 6 газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <_> и ИП <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
| ||
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ | ||
09 декабря 2014 года
|
|
N 03-01/11553 |
Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе: <_>
на основании своего Решения от 09.12.2014 по делу N Р 51-08/14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город", размещённой на странице 6 газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014, поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в газете "PRO ГОРОД Ухта" рекламы следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город" в нарушение требований ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Индивидуальному предпринимателю <_> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 декабря 2014 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностное лицо административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
| ||
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ | ||
09 декабря 2014 года
|
|
N 03-01/11554 |
Сыктывкар
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе: <_>
на основании своего Решения от 09.12.2014 по делу N Р 51-08/14 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город", размещённой на странице 6 газеты "PRO ГОРОД Ухта" N 33 (246) от 16.08.2014, поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_> в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в газете "PRO ГОРОД Ухта" рекламы следующего содержания: "ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ 12% Сус. Alc. 4,4% Чешское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 12% Сус. Alc. 4,4% Баварское светлое БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр 15% Сус. Alc. 4,7% Бархатное темное БЕРКОВЕЦ ПИВОВАРНЯ 150 руб./литр Озерная, 5 (Пивоваренный завод) Ленина 47, кафе "Город" в нарушение требований ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Индивидуальному предпринимателю <_> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 декабря 2014 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностное лицо административный штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-01/11552 (опубликовано 12 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016