Резолютивная часть решения оглашена "23" апреля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" апреля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Клостер Елены Александровны - заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Наумовой Валерии Валерьевны - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Гилевой Ирины Сергеевны - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Казагашевой Кристины Владимировны - специалиста эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи, |
при участии:
<____> - представителя ООО УК "Искитим Плюс" (по доверенности),
<____> - представителя ООО УК "Искитим Плюс" (по доверенности),
рассмотрев дело N 21/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Искитим Плюс" (652741, г. Калтан, пр. Мира, 65 А; ИНН 4222011280) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
29.01.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Искитим Плюс" (далее - ООО УК "Искитим Плюс") признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно поступившей информации нарушение выразилось в незаконном взимании платы за опломбировку приборов учета горячей и холодной воды в 2012 году.
26.02.2013 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО УК "Искитим Плюс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном взимании платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию (опломбировку) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
Определением от 01.03.2013 г. рассмотрение дела N 21/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03 апреля 2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ООО УК "Искитим Плюс" заказным письмом с уведомлением о вручении.
03.04.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела N 21/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 03.04.2013 г. рассмотрение дела N 21/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 23 апреля 2013 г. на 11 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ООО УК "Искитим Плюс" заказным письмом с уведомлением о вручении.
23.04.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела N 21/А-10-2013 представитель ООО УК "Искитим Плюс" пояснил, что заявки на опломбировку приборов учета фиксируются в журнале регистрации заявок, перечень платных услуг и тарифы на санитарно-технические и электромонтажные работы, оказываемые населению, утвержден 01.07.2012 г. директором ООО УК "Искитим Плюс". Данный перечень является приложением N 8 к договору управления многоквартирным домом, заключаемым с собственниками помещений многоквартирных домов. Согласно вышеуказанному перечню цена за ввод в эксплуатацию прибора учета воды составляет 200 руб., 60 рублей взимается за вызов слесаря, таким образом, при вводе в эксплуатацию двух приборов учета воды к оплате предъявляется 460 руб. Плата за ввод в эксплуатацию приборов учета горячей и холодной воды взималась в 2012 г. и в 2013 г. В настоящее время плата не взимается. Денежные средства возвращены гражданам путем перерасчета платы за жилищные и коммунальные услуги, что подтверждается счетами на оплату жилищных и коммунальных услуг ООО УК "Искитим Плюс" за апрель 2013 г. Всего за 20113 год возвращено денежных средств на сумму <____> за 2012 г. - <____> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:
Согласно акту о приемке в эксплуатацию приборов учета горячей (холодной) воды от 11.12.2012 г., составленным представителем ООО УК "Искитим Плюс" в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Калтан, <____> установлены и опломбированы приборы учета холодной воды (заводской номер 6689001) и горячей воды (заводской номер 6689019).
За опломбировку (принятие в эксплуатацию) двух водосчетчиков собственником, вышеуказанного жилого помещения была произведена оплата в размере 460 рублей (подтверждается квитанцией).
Взимание платы так же подтверждается приходными кассовыми ордерами ООО УК ""Искитим Плюс" за 2012 г. и 2013 г.
Директором ООО УК "Искитим Плюс" 17.01.2012 г. утверждена калькуляция на опломбирование водосчетчика.
Согласно калькуляции к оплате принимается 260 руб.
В соответствии с перечнем платных услуг и тарифов на санитарно-технические и электромонтажные работы, оказываемых населению, утвержденым 01.07.2012 г. директором ООО УК "Искитим Плюс" цена за ввод в эксплуатацию прибора учета воды составляет 200 руб., 60 рублей взимается за вызов слесаря.
По сведениям, предоставленным ООО УК "Искитим Плюс" в адрес Кемеровского УФАС России в 2012 г. ООО УК "Искитим Плюс" произведена опломбировка <____> приборов учета холодной и горячей воды. В 2013 г. произведена опломбировка <____> прибора учета.
Услуги по опломбировки приборов учета горячей и холодной воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК "Искитим Плюс" иными хозяйствующими субъектами не предоставлялись.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела N 21/А-10-2013 приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 2 ст. 162 Федерального закона от 29.12.2004 N 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 стать 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г. (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлено, что собственники многоквартирных жилых домов обязаны обеспечить оснащение домов и квартир приборами учета.
Предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных услуг холодного, горячего водоснабжения предполагает использование соответствующих приборов учета.
Правилами N 354 перечислены среди прочего и установлены следующие основные понятия:
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с п.п. "ж", "т", "у" п. 31 Правил N 354 Исполнитель обязан:
- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;
- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы, потребителю достаточно подать заявление исполнителю о вводе в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Данная норма вступила в законную силу с 01.01.2013 г.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка).
По результатам анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК "Искитим Плюс", доля ООО УК "Искитим Плюс" составляет 100 %.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Действия ООО УК "Искитим Плюс", выразившиеся в необоснованном взимании платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке), вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения дела N 21/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, что в настоящее время плата не взимается. Денежные средства возвращены гражданам путем перерасчета платы за жилищные и коммунальные услуги, что подтверждается счетами на оплату жилищных и коммунальных услуг ООО УК "Искитим Плюс" за апрель 2013 г.
Таким образом, ООО УК "Искитим Плюс" выявленное нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и его последствия были устранены в добровольном порядке.
Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для применения ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также о нецелесообразности выдачи предписания в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено ООО УК "Искитим Плюс" в добровольном порядке до вынесения антимонопольным органом решения по делу.
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ООО УК "Искитм Плюс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: злоупотребившим своим доминирующим положением путем необоснованного взимания платы с физических лиц за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке).
2. Производство по делу N 21/А-10-2013 в отношении ООО УК "Искитим Плюс" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Е.А. Клостер
Члены Комиссии: В.В. Наумова
И.С. Гилева
К.В. Казагашева
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 26 апреля 2013 г. N 21/А-10-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016