Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 6 мая 2013 г. N 182-Ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
Заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Миллениум", в присутствии:
- представителей Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N162 Федерального медико-биологического агентства", действующих на основании доверенностей от 06.05.2013 года,
- представителя ООО "Миллениум", действующего на основании доверенности N6 от 29.04.2013 года, установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Миллениум" (далее - Заявители) на действия Заказчика при проведении запроса котировок N 0369100010813000022 на поставку дезинфицирующих средств (далее - Запрос котировок).
Согласно представленным документам Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N162 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) 16.04.2013 объявило о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 25.04.2013 в 16 часов 00 минут.
Состав единой комиссии по отбору поставщиков дезинфицирующих средств для ФГБУЗ МСЧ N162 ФМБА России утвержден Приказом N52 от 15.02.2013 года.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявитель считает, что Заказчик установил требования к товару, которые существенно ограничивают количество участников размещения заказа, а именно: по позиции N 1 по совокупности требований подходит только жидкое мыло (кожный антисептик) Савил С5; по позиции N7 к поставке может быть предложен только кожный антисептик Олсепт про; по позиции N9 подходит только дезинфицирующее средство - Мистраль окси.
Практически по всем позициям указаны требования к товару, которые не основаны на потребности заказчика. Вместе с тем данные характеристики существенно ограничивают число участников аукциона. Так, например, по позиции N 9 - жесткие требования к кислотности (от 4,5 до 7,5); по позициям N6,7 - ограничения по времени экспозиции обработки; по позиции 6 установлены требования о наличии у флакона защитного колпачка, а также жесткие требования к составу дезинфицирующих средств.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.
Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на поставку дезинфицирующих средств.
В разработке требований к товару Заказчик исходил из своей потребности в приобретении дезинфицирующих средств именно с указанными в запросе котировок характеристиками.
Так, по позиции N9 требования к кислотности обусловлены тем, что средство приобретается для предстерилизационной очистки инструментов
По позициям N6,7 Заказчиком установлены общепринятые режимы обработки, обусловленные особенностями лечебного процесса. Запрашиваемым режимам соответствует большое количество антисептиков, зарегистрированных в Российской Федерации. Например, АХД 2000 экспресс, Скания, Чистея плюс, Олсепт про, Абсолюсепт Элит, Кутасепт Ф, СептодермХаут, Софта Ман Изо, Триосепт ОЛ, Форисепт Соф, Савил гидрогель и прочие.
По позиции N3 требуется многопрофильное дезинфицирующее средство. Комбинация ЧАС, аминов, гуанидов и ПАВ обеспечивает полный антимикробный эффект в отношении сформировавшихся госпитальных штаммов. Требование к отсутствию фенолов, альдегидов и хлорных соединений обусловлено пунктом 4.3.2 раздела IV СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Безосновательно также утверждение, что по позициям N1,7,9 отсутствует аналог на рынке дезсредств. Так, по позиции N1, кроме дезинфицирующего средства Савил С5, под характеристики товара, указанные в Запросе котировок, подходит жидкое мыло Велтосфер. По позиции N7, кроме кожного антисептика Олсепт про, к поставке можно предложить антисептик Савил гидрогель. По позиции N1 эквивалентом дезинфицирующего средства Мистраль Окси является дезсредство Монитор Окси.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствие с частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) при проведении торгов и Запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе действия ограничивающие доступ к участию в торгах.
Исходя из требований пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов Запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Данная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара (выполняемых работах, оказываемых услугах), что в свою очередь позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения с учетом характеристик товара.
Вместе с тем, согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
1.1. Запрос котировок содержит таблицу, которая включает в себя наименование, количество и характеристики поставляемого товара (далее - таблица). Согласно пункту 1 таблицы Заказчику необходим кожный антисептик. Исходя, из доводов жалобы Заявитель считает, что по совокупности требований к дезинфицирующему средству по позиции 1 можно предложить к поставке только кожный антисептик "Савил С5", производства фирмы "Ижьен э Натюр", Франция. Вместе с тем, Заказчик утверждает, что "ЖИДКОЕ МЫЛО ВЕЛТОСФЕР", производства фирмы ООО "НПО "ВЕЛТ", Россия также соответствует заявленным в Запросе котировок характеристикам.
Средство, согласно таблице, должно содержать режим гигиенической и санитарной обработки кожных покровов пациентов лечебно-профилактических организаций, включая лежачих больных с целью снижения риска возникновения пролежней, гнойно-воспалительных заболеваний кожи и устранения неприятного запаха. Однако, изучив Инструкцию по применению дезинфицирующего средства "ЖИДКОЕ МЫЛО ВЕЛТОСФЕР", Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что данное дезсредство не обладает возможностью гигиенической и санитарной обработки кожных покровов при гнойно-воспалительных заболеваний кожи и устранения неприятного запаха. Следовательно, по позиции 1 "ЖИДКОЕ МЫЛО ВЕЛТОСФЕР" не может быть предложено к поставке в данном Запросе котировок.
Таким образом, Заказчик в нарушение требований пункта 4 статьи 43, а также части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов по позиции 1, установил требования к товару, которые могут привести к уменьшению количества участников размещения заказа, в том числе в результате невозможности предложить к поставке "ЖИДКОЕ МЫЛО ВЕЛТОСФЕР", отвечающее потребностям Заказчика, но не соответствующее требованиям Запроса котировок.
1.2. Согласно пункту 7 таблицы Заказчику требуется к поставке Кожный антисептик - готовая к применению жидкость на основе пропиловых спиртов.
На заседание Комиссии Челябинского УФАС России Заявитель в доказательство своих доводов по позиции 7 представил сравнительную таблицу, имеющихся на рынке дез. средств. Так, согласно сравнительной таблице по совокупности требований к дезинфицирующему средству к поставке можно предложить только кожный антисептик "Оллсепт Про", производства фирмы "Фармос", Россия. Блокирующей позицией является требование к времени гигиенической обработки рук медицинского персонала (не более 15 секунд). Довод Заказчика, что в Запросе котировок установлены общепринятые режимы обработки не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно сравнительной таблице и инструкциям к дезинфицирующим средствам, представленных на заседание Комиссии Челябинского УФАС России заявителем, на рынке существуют дезсредства, имеющие большее время экспозиции при гигиенической обработке рук медицинского персонала. Например, кожный антисептик "Триосепт-ОЛ", производства ООО "НПО СпецСинтез", Россия, имеет время экспозиции при гигиенической обработке рук медицинского персонала 20 секунд (требуется 15 секунд). Разница в 5 секунд не может являться значительной в условиях лечебного процесса. Вместе с тем, по всем другим показателям данное дезинфицирующее средство полностью соответствует требованиям, установленным в Запросе котировок. Таким образом, данное требование к товару может привести к ограничению количества участников Запроса котировок.
Также на заседание Комиссии Челябинского УФАС России Заказчик представил инструкцию по применению кожного антисептика "Савил гидрогель", производства фирмы "Ижьен э Натюр", Франция, заявив, что данное дезсредство является эквивалентом по позиции 7 таблицы. Однако пункт 7 таблицы устанавливает, что дезинфицирующее средство должно иметь режим обработки операционного поля. Вместе с тем, кожный антисептик "Савил гидрогель" согласно инструкции по применению не используется при обработке операционного поля. Таким образом, и кожный антисептик "Савил гидрогель" не соответствует требованиям Запроса котировок.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что по позиции 7 установлены жесткие требования к составу дезинфицирующего средства. Заказчик на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что требования к составу установлены в соответствии с потребностью заказчика, так как амины сушат кожу, а гуанины оставляют неприятный липкий слой на руках. Согласно пункту 12.3 СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.
Таким образом, заказчик в требованиях к составу дезинфицирующего средства исходил из своих потребностей. Следовательно, указание в качестве основы кожного антисептика пропиловых спиртов не нарушает норм Законодательства о размещении заказов.
1.3. Согласно доводам жалобы заявитель считает, что заказчик в пункте 9 таблицы неправомерно установил жесткие требования к кислотности и составу дезинфицирующего средства.
В соответствии с пунктом 9 таблицы Заказчику необходимо дезинфицирующее средство (водный концентрат) для дезинфекции поверхностей с моющим и дезодорирующим эффектом на основе перекиси водорода, производных гуанида, четвертичных аммониевых соединений. рН 1% раствора не менее 4,5 и не более 7,5.
Заказчик на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что в своих требованиях к кислотности дезинфицирующего средства он основывался на пункт 2.13 раздела II СанПиНа 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". В данном пункте сказано, что качество предстерилизационной очистки изделий оценивают путем постановки азопирамовой или амидопириновой проб на наличие остаточных количеств крови, а также путем постановки фенолфталеиновой пробы на наличие остаточных количеств щелочных компонентов моющих средств (только в случаях применения средств, рабочие растворы которых имеют рН более 8,5). Таким образом, потребность заказчика в данном показателе установлена, так как кислотность не выше 7,5 (погрешность единица) не требует дополнительного контроля остатков моющих средств на инструментах. Нижний показатель обусловлен тем, что слишком сильная среда (ниже рН 4,5) ухудшает качество очистки инструмента и вызывает коррозию инструмента и как следствие сокращает сроки эксплуатации.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России доказательства, что требования к составу ограничивает количество участников Запроса котировок не представлено. Все дезсредства, инструкции к которым представлены на заседание Комиссии, соответствуют требованиям Запроса котировок.
По позиции 6 таблицы установлено требование о наличии у флакона защитного колпачка. Как стало ясно из пояснений заказчика, данная характеристика обусловлена тем, что, защитным колпачком защищены все кожные антисептики в малой фасовке, имеющие пульверизатор для распыления. Поскольку медицинский персонал, как правило, носит антисептик в кармане халата, защитный колпачок защищает от забивания форсунки и для дополнительной защиты от микробной комбинации рабочей части флакона. Следовательно, данная характеристика является потребностью заказчика. Вместе с тем, доказательств, что наличие у флакона защитного колпачка ограничивает конкуренцию заявителем не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов Запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика. Однако Заказчиком не указано количество поставляемого товара.
Так, например, в соответствии с пунктом 1 таблицы заказчику необходим кожный антисептик в количестве не менее 100 флаконов, флакон должен содержать не менее 1 литра.
При этом Заказчик в Запросе котировок не указывает конкретно количество литров дезинфицирующего средства, необходимого к поставке. Требования Запроса котировок не позволяют предложить к поставке указанные товары с меньшим количеством флаконов, но в объеме, необходимом Заказчику.
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов Заказчик не указал свою потребность относительно необходимого к поставке количества литров, таблеток дезсредства, что повлекло или могло повлечь за собой при рассмотрении комиссией котировочных заявок неравное положение участников размещения заказа.
Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", решила:
Признать доводы жалобы ООО "Миллениум" на действия заказчика частично обоснованными.
Признать в действиях заказчика нарушение частей 1,2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 4 статьи 43, части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов.
Выдать заказчику обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушения законодательства в сфере размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии
И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
ПРЕДПИСАНИЕ N 182-Ж/2013
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
06 мая 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
Заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 06.05.2013 года, принятого по итогам обращения ООО "Миллениум" на действия Заказчика при проведении запроса котировок на на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369100010813000022) (далее запрос котировок), в целях устранения нарушений Закона о размещении заказов, предписывает:
Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N162 Федерального медико-биологического агентства"
1. с момента размещения на официальном сайте в сети интернет предписания не заключать контракт (договора) по итогам запроса котировок на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0369100010813000022-П от 26.04.2013;
2. принять решение об отмене запроса котировок в срок до 21.05.2013;
разместить решение об отмене запроса котировок на официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 23.05.2013;
в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.05.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения указанного решения), а также копии решения об отмене запроса котировок, сведения о незаключении контракта (договора).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии
И.О. Кокшарова
Д.А. Воронков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 мая 2013 г. N 182-Ж/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016