Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 30 декабря 2014 г. N 05-06-217/2014
резолютивная часть решения оглашена "17" декабря 2014 года
решение в полном объеме изготовлено "30" декабря 2014 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Иванов Василий Петрович - заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Науменко Владимир Иванович - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
Тимиргалиев Владимир Ахатович - заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Мельник Владимир Владимирович - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя администрации г.п. Междуреченский, Мандрунова Е.В. действующего по доверенности от 27.10.2014 N18,
рассмотрев дело 05-06-217/2014 по признакам нарушения Администрацией г.п. Междуреченский (ул. Мира, д.3, пгт. Междуреченский. Кондинский район, ХМАО-Югра, 628200) ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) поступило обращение ОАО "Урайское АТП" (далее - Заявитель), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации городского поселения Междуреченский (далее - Администрация).
По результатам рассмотрения вышеуказанных материалов и поступивших документов, Управлением, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела в отношении Администрации по признакам нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления N1125 от 23.09.2014.
Дело N05-06-217/2014 назначено к рассмотрению на 29.10.2014, у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (исх. N05-06/МВ-6952 от 23.09.2014).
Мотивированное требование антимонопольного органа по представлению объяснений исполнено в установленный срок.
29.10.2014 года в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела N05-06-217/2014, на основании Определения Комиссии Управления (исх.N05-06/МВ-7755 от 31.10.2014 г.) принято решение об отложении рассмотрения дела на 18.11.2014.
18.11.2014 г. в ходе рассмотрения дела N05-06-217/2014 Комиссия Управления, проанализировав представленные документы, приняла решение о необходимости истребования дополнительных документов (информации) у Администрации для принятия мотивированного решения, в связи с чем Комиссией Управления вынесено Определение (исх. N05-06/МВ-9209 от 26.11.2014 г) об отложении рассмотрения дела на 17.12.2014 г.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, а также заслушав пояснения представителя Администрации, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 10.07.2014 N149-п "Об утверждении Положения о порядке проведения отбора кандидатов на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярного сообщения на территории пгт. Междуреченский" (далее-Постановление N149-п) было утверждено Положение о порядке проведения отбора автоперевозчиков, претендующих на осуществление перевозок пассажиров по социальным (муниципальным маршрутам (далее - Положение о порядке проведения отбора).
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 2 Закона N131 - ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N131 - ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, издают муниципальные правовые акты.
Пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона N131 - ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации транспортного обслуживания населения и изданию по указанным вопросам правовых актов, в том числе нормативных.
При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами, не допуская при этом противоречия федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их полномочий.
Положение о порядке отбора автоперевозчиков, утвержденное Постановлением Администрации пгт. Междуреченский, было разработано в целях создания равных условий и возможностей для привлечения к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по внутрипоселковым маршрутам регулярного сообщения на территории пгт. Междуреченский юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей.
Установление в Положении о порядке проведения отбора автоперевозчиков пунктом 3.10 обязательных требований к кандидатам, а именно - в подпункте 3.10.3. критерия "Обязательные требования к кандидатам, претендующим на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных (социальных) маршрутах пгт. Междуреченский" - "наличие у кандидата опыта по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения не менее трех лет" способно привести к устранению с рынка автоперевозок иных возможных участников-автоперевозчиков.
Установление данного критерия создает дискриминационные условия для потенциальных участников и способно привести к ограничению конкуренции на рынке автоперевозок автомобильным транспортом общего пользования по социальным (муниципальным) маршрутам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении в Положении о порядке проведения отбора автоперевозчиков пунктом 3.10 обязательных требований к кандидатам, а именно - в подпункте 3.10.3. критерия "Обязательные требования к кандидатам, претендующим на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных (социальных) маршрутах пгт. Междуреченский" - "наличие у кандидата опыта по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения не менее трех лет".
Вместе с тем, до рассмотрения дела по существу в Управление поступило письмо (вх.N 02-5854 от 17.10.2014 г.) в котором указано, что Постановлением Администрации от 16.10.2014 г. N234-п "О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Междуреченский от 10.07.2014 года N149-п "Об утверждении Положения о порядке проведения отбора кандидатов на право осуществления перевозок по маршрутам регулярного сообщения на территории пгт. Междуреченский" внесены изменения, исключен пункт 3.10.3, устанавливающий требования у кандидата опыта по перевозке пассажиров не менее 3-х лет.
Таким образом, исключив вышеуказанный пункт, Администрация устранила нарушение действующего законодательства, создав равные условия хозяйствующим субъектам выхода на рынок пассажирских перевозок.
При разрешении вопроса о выдаче предписания, Комиссия руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39, статьями 40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях администрации городского поселения Междуреченский нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в Положении о порядке проведения отбора автоперевозчиков пунктом 3.10 обязательных требований к кандидатам, а именно - в подпункте 3.10.3. критерия "Обязательные требования к кандидатам, претендующим на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных (социальных) маршрутах пгт. Междуреченский" - "наличие у кандидата опыта по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения не менее трех лет" что способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела N05-06-217/2014 прекратить, в связи с добровольным устранением администраций городского поселения Междуреченский нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии В.П. Иванов
Члены Комиссии В.И. Науменко
В.А. Тимиргалиев
В.В. Мельник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 декабря 2014 г. N 05-06-217/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016