Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 29 апреля 2013 г. N Р3-266-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Закревской Н.Г.,
в присутствии представителей:
от муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N11 "Золотая рыбка" г. Минеральные Воды (далее - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка") - <***> <***> <***>
ООО "48" - <***>
от <***> и ООО "Стройкомплекс" - уведомленные надлежащим образом на рассмотрение жалобы по существу не прибыли, ходатайств не заявляли.
Рассмотрев жалобу <***> ООО "48" и ООО "Стройкомплекс" на действия муниципального заказчика - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N11 "Золотая рыбка" г. Минеральные Воды (далее - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка"), аукционной комиссии МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321300194413000001 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды, установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба <***> ООО "48" и ООО "Стройкомплекс" на действия муниципального заказчика - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N11 "Золотая рыбка" г. Минеральные Воды (далее - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка"), аукционной комиссии МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321300194413000001 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды.
Заявители считают, что действия муниципального заказчика при формировании аукционной документации нарушают требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) и законные права и интересы заявителя жалобы.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
10.04.2013 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0321300194413000001 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды (в редакции N2 от 10.04.2013).
Срок окончания подачи заявок 26 апреля 2013 года 09 час. 00 мин. был установлен в извещении о проведении открытого аукциона. Аукционная документация не противоречит требованиям ст. 34 и 41.6 Закона N94-ФЗ.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе были представлены четыре заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Заказчик считает свои действия при формировании документации соответствующими требованиям главы 3.1 Закона N94-ФЗ, а жалобы <***> ООО "48" и ООО "Стройкомплекс" необоснованными.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 17 Закона N94-ФЗ заказов внеплановую проверку размещения заказа установила, что:
По утверждению заявителя жалобы - ООО "Стройкомплекс", 19.04.2013 года в адрес заказчика был направлен запрос на разъяснения положений документации. При этом, ответ на данный запрос не был размещен на официальном сайте в установленные ч. 4 ст. 41.7 Закона N94-ФЗ сроки, что нарушает права и законные интересы участника размещения заказа и не позволяет должным образом сформировать заявку на участие в аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Закона N94-ФЗ в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что муниципальным заказчиком - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" было опубликовано два разъяснения положений документации, которые размещены на официальном сайте 10.04.2013 года и 22.04.2013 года.
Согласно представленным муниципальным заказчиком сведениям с электронной торговой площадки, на которой проводился открытый аукцион в электронной форме по капитальному ремонту здания детского сада, запрос на разъяснения положений аукционной документации поступил в адрес ОАО "Единая электронная торговая площадка" 19.04.2013 года в 23:48, после окончания рабочего дня в Учреждении. Следующие дни - 20.04.2013 и 21.04.2013 года являются нерабочими. В соответствии с положениями ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следующим рабочим днем является 22.04.2013 года, в связи с чем МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" разъяснения положений аукционной документации были размещены на официальном сайте 22.04.2013 года в 15:53, что подтверждается распечатками с официального сайта, приложенными к материалам дела.
Таким образом, разъяснения положений аукционной документации были размещены заказчиком в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 41.6 Закона N94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ - требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Муниципальным заказчиком - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" была разработана документация об открытом аукционе в электронной форме, исходя из имеющейся потребности в выполнении работ по капитальному ремонту. При этом, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 41.6 Закона N94-ФЗ заказчиком был разработан раздел 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" ЧАСТИ III. "Техническое задание" аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды, где указаны наименование, количество и технические характеристики товара (материала), применяемого при выполнении работ.
В жалобе ООО "48" указано, что заказчик по позиции 29 устанавливает взаимоисключающие требования имеющие разночтения между собой, так как плитка керамическая для полов не может одновременно быть глазурованной и не глазурованной.
По позиции 29 "Плитка керамическая для полов" раздела 3 ЧАСТИ III. аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к товару, используемому при выполнении работ - "Лицевая поверхность плиток должна быть гладкая, неглазурованная". При этом, заказчиком установлены требования по такому показателю как "Износостойкость, степень, 1-4".
Заявитель жалобы указывает, что по ГОСТ 6787-2001 показатель износостойкости, измеряемый в степенях с 1 до 4, может относиться только к глазурованной плитке.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено следующее:
в п. 5.2.1 ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" указано, что физико-механические показатели плиток должны соответствовать указанным в таблице 3. При этом, в таблице 3 показатель степени износостойкости для неглазурованной плитки не установлен.
ГОСТ 6787-2001 является общедоступным документом, осуществляет нормативное регулирование, а также устанавливает обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики керамической плитки необходимой заказчику. Нормативные документы, в том числе ГОСТ 6787-2001, содержат не только обязательные требования, но и рекомендуемые, устанавливающие нижнюю и верхнюю границу показателей качества товаров. Заказчик при формировании требований к качеству, используемых при выполнении работ товаров, имеет право самостоятельно сформулировать требования к товарам не ниже установленных ГОСТом. При этом, заказчик имеет право установить повышенные, по сравнению с общеобязательными, требования к товару, соответствующие его потребностям в использовании качественных материалов.
Износостойкость (истираемость) - сопротивляемость плитки к изменению внешнего вида, то есть ее устойчивость к истиранию, которая может быть характерна как для глазурованной, так и для неглазурованной плитки. Согласно документам, представленным муниципальным заказчиком, в соответствии с открытыми источниками информации в сети "Интернет" неглазурованная плитка, изготовленная по европейским стандартам, имеет степень износостойкости в зависимости от назначения помещений, в которых будет использована плитка.
Из требований ст. 41.6 Закона N94-ФЗ следует, что заказчик самостоятельно определяет предмет торгов, а также технические и качественные характеристики используемого при выполнении работ товара, соответствующие его потребностям. При этом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом N94-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к техническим и качественным характеристикам товара (материала), являющихся значимыми для заказчика. Также законодательство о размещении заказов не обязывает заказчика при формировании документации обосновывать свои потребности при установлении определенных требований к поставляемым товарам.
По мнению заявителя жалобы - ООО "48", заказчик не установил требование к размерам дефектов, которых не должно быть на лицевой поверхности плиток. Так, заказчиком установлено следующее требование: "На лицевой поверхности плиток не должно быть дефектов размерами, мм: - Щербины и зазубрины шириной в направлении, перпендикулярном ребру, не более 1; - Щербины и зазубрины обшей длиной менее 10,1; - Посечка длиной не более 10. Суммарное число дефектов на одной плитке в любой комбинации не должно быть более трех". Данные технические характеристики не противоречат положениям ГОСТ 6787-2001 и в полном объеме определяют характеристики плиток керамических для полов.
Заказчиком были установлены требования к "Плитке керамической для полов", указаны технические и качественные характеристики плитки, также установлено, что она должна соответствовать ГОСТ 6787-2001. Из вышеизложенного следует, что участник размещения заказа имеет право поставить ацетилен с любыми характеристиками, отвечающими потребностям заказчика, которые установлены в Разделе 3 аукционной документации.
Заказчиком в полной мере указаны все требования к качественным и техническим характеристикам товара, которые позволяют участникам поставить товар соответствующий потребностям заказчика. Таким образом, указание в аукционной документации требований к определенным техническим и качественным характеристикам поставляемого товара обусловлено потребностями заказчика в поставке качественного товара и не влечет нарушение требований законодательства о размещении заказов.
В своей жалобе <***> указывает, что не размещение на официальном сайте проектной документации на работы по капитальному ремонту в полном объеме противоречит нормам Закона N94-ФЗ и приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению муниципального контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона N94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона N94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта - "требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика". Аналогичные требования содержатся в ч. 2 ст. 34 Закона N94-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 41.7 в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган, должен разместить на официальном сайте документацию открытого аукциона в электронной форме в полном объеме, включая все характеристики товаров, требования к результатам работ, позволяющие определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, муниципальным заказчиком были соблюдены вышеуказанные нормы Закона N94-ФЗ и Гражданского кодекса РФ, так как аукционная документация была размещена на официальном сайте в полном объеме, а именно: были размещены локальные сметные расчеты, содержащие сведения об объемах, видах и содержании работ, с указанием стоимости каждого вида работ.
Более того, на участие в вышеуказанном открытом аукционе в электронной форме было подано восемь заявок от участников размещения заказа, что свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений при формировании участниками размещения заказа обоснованных предложений по выполнению контракта.
Таким образом, МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" не созданы преимущественные условия участия в торгах определенным участникам размещения заказа, не созданы какие-либо препятствия для доступа к участию в торгах, не ограничена конкуренция между участниками открытого аукциона.
Комиссией Ставропольского УФАС России не установлены в действиях муниципального заказчика - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" нарушения положений, норм и требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при формировании документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды (реестровый номер торгов на официальном сайте 0321300194413000001).
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
Признать жалобы <***> ООО "48" и ООО "Стройкомплекс" на действия муниципального заказчика - МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка", аукционной комиссии МКДОУ детский сад N11 "Золотая рыбка" по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N0321300194413000001 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКДОУ детский сад N11 на 115 мест г. Минеральные Воды - необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 апреля 2013 г. N Р3-266-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016