Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 11 декабря 2014 г. N 04-05/9984
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2014 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 6/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при участии на заседании ответчика - ООО "Коммунальные технологии":
- "_" по доверенности от 12.08.2014 N 135,
при участии на заседании заявителя - председателя правления ТСЖ "Восход -11" "_"
рассмотрев материалы дела N 6/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ООО "Коммунальные технологи" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в неправильном расчете суммы оплаты за потребленную горячую воду, установила:
В Чувашское УФАС России поступило заявление ТСЖ "Восход-11" на действия ООО "Коммунальные технологии" о нарушении антимонопольного законодательства, выраженных в неправильном расчете суммы оплаты за потребленную горячую воду, в котором содержится следующее. ТСЖ "Восход-11", осуществляя управление многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ул. М. Залка д. 11, является потребителем горячей воды, поставку которой производит ООО "Коммунальные технологии" на основании договора от 28.09.2009 N 3904. За период с 01.01.2014 по 31.01.2014 поставщик неправомерно предъявил к оплате сумму средств за потребленную горячую воду для нужд населения, завысив установленные государственными органами тарифы в два раза по сравнению с тарифами, действовавшими в декабре 2013 года.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 04.03.2014 N 55 возбуждено дело N 6/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представитель ООО "Коммунальные технологии" нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что правомерность применения Обществом установленных Постановлением Госслужбы от 17.12.2013 N 59-16-24/гв для ООО "Коммунальные технологии" на 2014 год тарифов на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в виде двухкомпонентного тарифа подтверждается положениями типового договора горячего водоснабжения, утвержденного в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения" пункт 8 которого устанавливает, что "оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406. Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составляет: компонент на холодную воду - (руб./куб. м. и (или) руб./куб. м./час); компонент на тепловую энергию - (руб./Гкал и (или) руб./Гкал/час)".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
ООО "Коммунальные технологии" направило заявление в Верховный суд Чувашской Республики (дело N 3-7/2014 ~ М-11/2014), в котором общество оспаривало утвержденный Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам тариф. Данный тариф оспаривался по двум основаниям:
- приемлем лишь двухкомпонентный тариф, что прямо регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", типовым договором горячего водоснабжения, утвержденного в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" который общество изменять не имеет возможности;
- тариф для населения в размере 84,74 руб. за 1 куб. м Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам утвержден неправильно, не в соответствии с принятой методикой (занижен тариф). Методические рекомендации ФСТ N 47 утратили свою силу, в связи с введением в действие новой методики, которая разработана 27 декабря 2013 года и вступила в действие с 18 марта 2014 года.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления в законную силу решения суда.
Верховный суд Российской Федерации по делу N31-АПГ-14-4 вынес определение от 22.10.2014, согласно которому апелляционную жалобу ООО "Коммунальные технологии" удовлетворил, столбцы 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 N 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2014 год" признал недействующими как не соответствующие федеральному законодательству.
Согласно части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.
Определением о возобновлении производство по делу N 6/04-АМЗ-2014 от 27 ноября 2014 года производство по делу N 6/04-АМЗ-2014 возобновлено.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
- тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
- стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 г. N 1149, органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду:
- тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения;
- тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) (п. 7.1). Надбавка к тарифам на горячую воду устанавливается в виде надбавки к компоненту на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды (п. 10). Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) (п. 47).
Согласно названного постановления, под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети). Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности, указанные в абзацах четвертом и седьмом настоящего пункта, определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями (п. 48).
Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети. Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения." (п. 49).
По данному факту имеется судебное решение- определение Верховного Суда РФ от 19.06.2013 N 50-АПГ13-8.
В соответствии с подпунктами 4, 5, 5.1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Подпункт 5.1 пункта 1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года.
Таким образом, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 49 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
По сравнению с действующим по 31.12.2012 года тарифным регулированием ГВС и с учетом Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, согласно которым тариф на ГВС вне зависимости от системы теплоснабжения был установлен в руб. за куб. метр, с 01.01.2013 года тарифы на ГВС должны приниматься в виде двухкомпонентных тарифов: - в закрытых системах теплоснабжения с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 9 ст. 32 Закона о водоснабжении).
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения.
В случае, если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемого при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и принимаемому в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения.
Указанное соответствует позиции ФАС Дальневосточного округа (постановление от 02.08.2013 N Ф03-3419/2013 по делу N А24-650/2013).
Осуществление горячего водоснабжения с использованием закрытых систем регулируется Законом о водоснабжении. Согласно пункту 9 статьи 32 вышеуказанного закона тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 88-92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее- Основы ценообразования в сфере водоснабжения), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочный ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
На сайте Государственной службы по конкурентной политике и тарифам размещено, что тарифы на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения населению в Чувашской Республике, на 2014 год для ООО "Коммунальные технологии" следующие: (в руб. за куб.м. с НДС) тарифы с 01.01.2014 по 30.06.2014-84,74; тарифы с 01.07.2014 по 31.12.2004 -88,26.
N п/п |
Наименование регулируемой организации |
Тарифы на горячую воду |
|||
с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. |
с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. |
||||
Компонент на теплоноситель, руб./куб.м |
Компонент на тепловую энергию, одноставочный руб./Гкал |
Компонент на теплоноситель, руб./куб.м |
Компонент на тепловую энергию, одноставочный руб./Гкал |
||
11 |
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"* |
Потребители |
|||
21,96 |
1171,59 |
21,96 |
1215,75 |
||
Население (тарифы указываются с учетом НДС)*** | |||||
25,91 |
1382,48 |
25,91 |
1434,59 |
Приложением к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 N 59-16-24/гв для ООО "Коммунальные технологии" утверждено следующее: тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием закрытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской Республике, на 2014 год:
- тарифы на горячую воду с 01.01.2014 по 30.06.2014 для потребителей (одноставочный) 71,81 (руб./куб.м); 9,48 -компонент на холодную воду, руб./куб.м; 1171,59- компонент на тепловую энергию, руб./Гкал. Население (тарифы указываются с учетом НДС) (одноставочный) 84,74 (руб./куб.м); 11,19-компонент на холодную воду, руб./куб.м; 1382,48- компонент на тепловую энергию, руб./Гкал.;
- тарифы на горячую воду с 01.07.2014 по 31.12.2014 для потребителей (одноставочный) 74,80 (руб./куб.м); 10,12 -компонент на холодную воду, руб./куб.м; 1215,75- компонент на тепловую энергию, руб./Гкал. Население (тарифы указываются с учетом НДС) (одноставочный) 88,26 (руб./куб.м); 11,94-компонент на холодную воду, руб./куб.м; 1434,59- компонент на тепловую энергию, руб./Гкал.
Постановление Госслужбы от 17.12.2013 N 59-16-24/гв для ООО "Коммунальные технологии" на 2014 год тарифов на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в виде двухкомпонентного тарифа подтверждается положениями типового договора горячего водоснабжения, утвержденного в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения" пункт 8 которого устанавливает, что "оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения. Двухкомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), установленный на момент заключения договора, составляет: компонент на холодную воду -(руб./куб. м. и (или) руб./куб. м./час); компонент на тепловую энергию -(руб./Гкал и (или) руб./Гкал/час)".
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению являются частью комплекса услуг, оказываемых в рамках управления жилым домом.
Особенностью коммунальной услуги как таковой, предоставляемой управляющей организацией, является использование для целей предоставления этой услуги общедомовых сетей, принадлежащих собственникам помещений в доме и переданных управляющей организации в пользование по договору управления. Фактически обязанности управляющей организации при оказании коммунальной услуги состоят в заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, производящими и поставляющими в дома газ, воду, тепло, электроэнергию и прочее, и поддержании надлежащего состояния общедомовых сетей.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). Согласно пункту 15 Правил N 307 если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Известно, что дом, находящийся под управлением ТСЖ "Восход-11" имеет закрытую систему горячего водоснабжения. Кроме того, отдельные жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
Pky3.i = _Vd_____________ * Vi * Tky
Vn.p + Vn.n
где:
Vd - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
Vn.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
Vi - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
Tky - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час);
3. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных НПА РФ (п. 13 Правил), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей оганизации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п. 38 Правил).
ТСЖ "Восход-11", осуществляя управление многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ул. М. Залка д. 11, является потребителем горячей воды.
Между ТСЖ "Восход-11" и ООО "Коммунальные технологии" заключен договор снабжения тепловой энергией от 28.09.2009 N 3904.
4. Верховный суд Российской Федерации по делу N31-АПГ-14-4 вынес определение от 22.10.2014, согласно которому апелляционная жалоба ООО "Коммунальные технологии" удовлетворена, столбцы 4 и 7 подпункта 19 приложения к постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 17.12.2013 N 59-16-24/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2014 год" признал недействующими как не соответствующие федеральному законодательству. В мотивировочной части суд указывает следующее. Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении. Согласно пункту 9 статьи 32 вышеуказанного закона тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения. Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктами 88, 89 и 90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Таким образом, федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, действовавшим на момент рассмотрения дела об установлении тарифа и принятия оспариваемого постановления и действующим в настоящее время, не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метр горячей воды.
Установление оспариваемым постановлением наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и одноставочного тарифа в рублях на 1 куб. метр горячей воды порождает его неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
5. Арбитражный суд Чувашской Республики в своих решениях по делам N А79-6334/2014 от 17 сентября 2014 года (по иску ООО "Коммунальные технологии" к ООО "Управляющая компания "Лапсарская" о взыскании 2 265 724 руб. 79 коп.) и N А79-4340/2014 от 19 сентября 2014 года (по иску ООО "Коммунальные технологии" к ООО "Управляющая компания "Новые Лапсары" о взыскании 3669597 руб. 60 коп.) в мотивировочной части также указывает, что применение ООО "Коммунальные технологии" двухкомпонентного тарифа на горячую воду согласуется с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Таким образом, применение ООО "Коммунальные технологии" двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую управляющим компаниям, соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело N 6/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гагарина д. 55), производством прекратить.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 11 декабря 2014 г. N 04-05/9984
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016