Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 05-12/12-2013 (опубликовано 7 мая 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее-Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<_>
рассмотрев дело N 05-12/12-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту отсутствия в рекламе "Скидка 20%" существенной для потребителей рекламы информации, а также недостоверной информации о размере скидок в рекламе "Скидка 20%",
в присутствии:
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе-индивидуального предпринимателя <_> (юридический адрес: <_>) <_> (доверенность от 10.06.2012);
заявителя-<_> (адрес места жительства: <_>); установила:
В Бурятское УФАС России в интерактивной форме "обратная связь" поступило обращение физического лица о нарушении требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее-Закон о рекламе) в рекламе "Скидка 20%".
Из обращения следовало, что заявленная в рекламе скидка в размере 20 % при реализации товаров в торговых центрах "Вегос-М" и "Ольхон" не соответствует действительности, в подтверждение представлен чек и рекламный буклет.
В ходе предварительного рассмотрения обращения установлено, что реклама о проведении акции "Скидка 20%" в торговых центрах распространялась в эфире телеканала "Ариг Ус", при этом рекламодателем по договору на рекламное обслуживание выступала <_> согласно представленному физическим лицом чеку установлено, что продавцом товара является также. <_>
25.04.2013 Бурятским УФАС России в отношении рекламодателя возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, <_> привлечена к участию в рассмотрении дела в качества ответчика, гражданин <_> в качестве заинтересованного лица.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 29.04.2013.
Гражданин <_> свое обращение поддержал и заявил, что индивидуальный предприниматель нарушил действующее законодательство, поскольку он как потребитель рекламы был веден в заблуждение относительно размера скидок и ассортимента, на который распространяется скидка в размере 20 %.
Представитель <_> с вменяемым нарушением Закона о рекламе не согласилась. Заявила, что в рекламе, распространявшейся на телеканале "Ариг ус" имеется информация о предоставлении скидки в размере 20 % только на отделочные материалы и, более того, об условиях акции потребители имели возможность узнать на местах продаж, что также было заявлено в рекламе.
Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила, следующее.
Реклама следующего содержания: "Тссс_! Не говорите никому в Вегос-М и Ольхоне скидка 20 % на всё! Заставка на экране: "Вегос-М" и "Ольхон" скидка 20 %. Сроки акции: с 19 марта по 30 апреля. Скидка распространяется на отделочные материалы. Предложение ограничено. Условия акции на местах продаж. Закадровый голос: Скидка 20 % на весь ассортимент в "Вегос-М" распространялась на телеканале "Ариг Ус" на основании договора на рекламное обслуживание от 01.04.2012, заключенного между <_> и ЗАО "ТРК" Ариг Ус" и заявки <_>на размещение рекламы в период с 01.04.2013 по 07.04.2013.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу указанных норм Закона "О рекламе" распространенная реклама акции "Скидка 20%" на телеканале "Ариг Ус" соответствует понятию рекламы, закрепленном в действующем законодательстве.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Установлено, что <_> является продавцом товара и лицом, которое определило объект рекламирования.
Статьёй 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с положением о проведении акции "Скидка 20%" (положение утверждено <_>), чтобы стать участником акции необходимо в период с 19 марта по 30 апреля 2013 года приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей в сети магазинов "Вегос-М" и "Ольхон" (п. 1.3 положения); при покупке покупатель получает скидку 20 % на отделочные материалы (п. 2.0 положения), при этом согласно п. 2.2 положения скидка не распространяется на товары с минимальной ценой и товары с ограничением скидки, в т.ч. на некоторые отделочные, сантехнические, строительные материалы и товары для дома, перечень которых приведен в положении.
При анализе содержания рекламного видеоролика установлено, что в рекламе выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о распространении скидки в размере 20 % на весь ассортимент товаров в сети магазинов "Вегос-М" и "Ольхон", при этом данная информация акцентируется в рекламе дважды.
Иные существенные условия рекламной акции, изложенные в положении о ее проведении, фактически в рекламе не оговариваются и для потребителя недоступны в силу непродолжительности трансляции, хотя формально в рекламе присутствуют. Рекламный видеоролик, а также представленный Карповым рекламный буклет не содержит информации о распространении скидки на ограниченный перечень отделочных материалов, не содержит информации о том, что для участия в акции потребителю необходимо приобрести товары на сумму от 10 тысяч рублей, что является существенной информацией для потребителей рекламы.
Потребитель, будучи введенным в заблуждение содержанием рекламы, сделал обоснованный вывод о распространении скидки в размере 20 % на весь без исключения ассортимент товаров, который реализуется в сети магазинов "Вегос-М" и "Ольхон". Таким образом, заявленная в рекламе акции скидка в размере 20 % фактически потребителю при приобретении ни одного из товаров 06.04.2013 не предоставлена, в то время как из содержания рекламы следовало иное.
Нарушение рекламодателем и организатором акции "Скидка 20%" пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданину правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции, которые не должны противоречить.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Скидка 20%", поскольку в ней нарушены пункт 4 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
ПРЕДПИСАНИЕ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
"06" мая 2013 года г. Улан-Удэ Дело N 05-121/2-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту-Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
< _>
на основании своего решения от 07.05.2013 по делу N 05-12/12-2013 о признании ненадлежащей рекламы "Скидка 20%" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. < _> (адрес: < _> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы "Скидка 20 %" в средствах массовой информации, на рекламных конструкциях в наружной рекламе, в местах продаж и т.д.
2. < _> представить в Бурятское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение двух дней со дня исполнения.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Бурятское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии < _>
Члены Комиссии < _>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 05-12/12-2013 (опубликовано 7 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016