Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 8 мая 2013 г. N 2189/03
Резолютивная часть оглашена 07.05.2013
В полном объеме изготовлено 08.05.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Лучников Р.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области - Петрова Павла Дмитриевича (доверенность N ЗН-2017-И от 06.05.2013); Истоминой Ирины Леонидовны (доверенность N ЗН-2016-И от 06.05.2013);
уполномоченного органа - Комитета по управлению государственным имуществом области - Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность N 250 от 29.11.2012);
- представители подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Астерия" - надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Астерия" (170024, г. Тверь, ул. Евгения Пичугина, д. 18; далее - ООО "Астерия") - на действия государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - КОЗНО) - при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированной молочной смеси (заказ N 0150200000613000475, дата размещения извещения - 08.04.2013), и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
26.04.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Астерия" - на действия государственного заказчика - КОЗНО - при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированной молочной смеси (заказ N 0150200000613000475, дата размещения извещения - 08.04.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Из Жалобы следует, что в приложении N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме ("Качественные характеристики Товара") заказчиком по позициям "Адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" (позиция N 1); "Адаптированная молочная смесь, обогащенная пробиотиками или пребиотиками для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" (позиция N 2) установлены требования для закупаемых смесей, по которым подходит только одна из молочных смесей, представленных на рынке Российской Федерации, а именно смесь "Нутримил 0-12" по позиции N 1; смесь "МдМил стандарт 0-12" по позиции N 2. Податель Жалобы считает, что представить эквивалент данным товарам по установленным заказчиком качественным характеристикам не представляется возможным.
Кроме того, 07.05.2013 поступили дополнения к Жалобе (исх. N 30 ООО "Астерия"), которые сводятся к следующему.
По обеим позициям молочная смесь "НАН-Комфорт" не может считаться эквивалентом молочных смесей "Нутримил 0-12" и "МдМил стандарт 0-12", так как смесь "НАН-Комфорт" изготовлена на основе частичного гидролизата сывороточного белка. Данная категория смесей применяется для вскармливания детей с нарушениями пищеварения, риском развития пищевой аллергии и другой патологией. Кроме того, вышеуказанные смеси не могут являться эквивалентом также по цене, поскольку "НАН-Комфорт" относится к премиальному классу и дороже смеси "Нутримил 0-12" на 300 %, смеси "МдМил стандарт 0-12" на 250 %.
Кроме того, по обеим позициям необходимо поставить адаптированную молочную смесь. На упаковках смеси "НАН-комфорт", в свидетельстве о государственной регистрации и в сертификате соответствия не указано, что данная смесь является адаптированной, следовательно, по этому основанию молочная смесь "НАН-комфорт" также не может являться эквивалентом.
На основании вышеизложенного податель Жалобы полагает, что заказчик в аукционной документации нарушил статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также статьи 34, 41.6 Закона о размещении заказов.
Заказчик, в том числе главный педиатр Новгородской области - Истомина И.Л., считают Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N ЗН-2018-И от 06.05.2013 КОЗНО), суть которых сводится к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент) показатели микробиологической безопасности в продуктах детского питания на молочной основе для детей раннего возраста не должны превышать установленный приложением 6 к настоящему Федеральному закону допустимый уровень.
Согласно письму ФАС России от 26.12.2012 N АК/44401/12 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭс от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования), в частности, положением 12.1.1 Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков.
Положениями 12.1.1, 12.1.2, 12.1.7 Единых требований все нормируемые уровни указаны в виде диапазонов.
Техническое задание составлено заказчиком таким образом, что все установленные параметры не выходят за пределы, установленные в вышеуказанных нормах.
Кроме того, в Техническом задании по указанным позициям установлены параметры, которым соответствуют как минимум по 2 вида смесей, а именно:
- позиция N 1 "Адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" - "Нутрилон 0-12" и "НАН-Комфорт";
- позиция N 2 "Адаптированная молочная смесь, обогащенная пробиотиками или пребиотиками для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" - "МдМил стандарт 0-12" и "НАН-Комфорт".
В соответствии с Техническим регламентом (часть 4 статьи 14) под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме из молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы), максимально приближенные по химическому составу и свойствам к женскому молоку и отвечающие физиологическим потребностям детей первого года жизни.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Технического регламента последующей смеси - продукты детского питания для детей первого года жизни, произведенные на основе молока сельскохозяйственных животных, белков сои (за исключением белков, полученных из сырья, содержащего генно-инженерно-модифицированные организмы) и адаптированные или частично адаптированные для питания детей в возрасте старше шести месяцев.
Таким образом, в соответствии с Техническим регламентом смесь, предназначенная для кормления детей с рождения, не может быть частично адаптированной.
Кроме того, в приложениях N 13 и N 16 к Техническому регламенту приведены качественные характеристики смесей, предназначенных для кормления детей до 1 года, в соответствии с имеющимися качественными характеристиками смесь "НАН-комфорт" попадает в категорию "Адаптированные молочные смеси (сухие, жидкие, пресные, кисломолочные) и продукты на основе частично гидролизованных белков для детей от рождения до двенадцати месяцев".
Ссылка на то, что смесь "Нан-комфорт" имеет частично гидролизованный белок и поэтому не может являться эквивалентом адаптированной молочной смеси и может использоваться только для вскармливания больных детей не имеет под собой должных оснований, т.к. смесь на основе частичного гидролизата белка не относится к специализированным продуктам детского питания - лечебным смесям, улучшенная формула смеси со сниженным содержанием лактозы, частично гидролизованным белком и наличием пробиотиков является основой питания как совершенно здоровых младенцев, так и младенцев с функциональными отклонениями в здоровье (к которым относятся и дисфункции желудочно-кишечного тракта), для питания детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические заболевания, наследственные болезни обмена и др. используются специальные продукты детского питания - лечебные смеси.
К лечебному питанию относятся низколактозные и безлактозные смеси, смеси на основе полного гидролизата белка, смеси, не содержащие фенилаланина и т.д.
Кроме того, в качественных характеристиках товара (приложение 1 к документации открытого аукциона) нет ограничений по качеству белка, есть ограничения лишь по количеству.
Требования к упаковке, маркировке, этикетке молока и продуктов его переработки указаны в Главе 12 Технического регламента, статьей 36 данной Главы указаны требования к маркировке молока и продуктов его переработки, п.28 данной статьи обозначено какую дополнительную информацию должны иметь продукты детского питания на молочной основе, предназначенные для питания детей раннего возраста, в т.ч. подпункт 3 обязывает указать возраст детей, для которых предназначены продукты: для адаптированных смесей - с рождения, для последующих смесей - старше 6 месяцев, для неадаптированных молочных продуктов - старше 8 месяцев.
Требований об обязательном указании на упаковке, что смесь является адаптированной, в Техническом регламенте нет.
С целью расчета стоимости закупаемого товара при подготовке вышеуказанного аукциона были направлены запросы в 3 фирмы - поставщика данной продукции, в соответствии с коммерческими предложениями для расчета стоимости товара выбрано предложение поставщика с наиболее низкой ценой. Надлежащим образом заверенные копии запросов и коммерческих предложений представлены на рассмотрение Жалобы.
Таким образом, заказчик - КОЗНО - считает Жалобу необоснованной.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа - КУГИ - также считает Жалобу необоснованной, с представленными возражениями заказчика согласен.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
08.04.2013 уполномоченным органом - КУГИ - на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0150200000613000475 о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированной молочной смеси.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с письмом ФАС России N АК/44401/12 от 26.12.2012 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.
Заказчиком в Техническом задании, являющимся приложением N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме, установлены требования к товару и к его характеристикам в соответствии с Законом о размещении заказов, Едиными требованиями и Техническим регламентом.
На заседании Комиссии представители заказчика представили сравнительную таблицу показателей смесей, из которой следует, что под показатели позиций, установленных в Техническом задании, подпадают как минимум по 2 вида смесей, а именно:
- по позиции N 1 "Адаптированная молочная смесь для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" - "Нутрилон 0-12" и "НАН-Комфорт";
- по позиции N 2 "Адаптированная молочная смесь, обогащенная пробиотиками или пребиотиками для вскармливания детей с рождения до 12 месяцев" - "МдМил стандарт 0-12" и "НАН-Комфорт".
Кроме того, Технический регламент, в частности, в Приложении N 13 "Физико-химические показатели идентификации продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста" и в Приложении N 16 "Допустимые уровни содержания микронутриентов в жидких молочных, молочных составных продуктах детского питания для детей раннего возраста" установлены предельнодопустимые уровни тех или иных показателей в адаптированных молочных смесях в зависимости от возраста детей, при этом данные требования являются обязательными для всех молочных смесей, реализуемых на территории Российской Федерации.
Таким образом, доводы Жалобы о том, что заказчик сформулировал в Техническом задании значения параметров закупаемого товара под единственного поставщика не нашли своего подтверждения в результате рассмотрения Жалобы.
Довод подателя Жалобы о том, что смесь "НАН-комфорт" не является адаптированной, также не находит своего подтверждения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Технического регламента под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Технического регламента под последующей молочной смесью понимаются адаптированные (максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку) или частично адаптированные (частично приближенные по химическому составу к женскому молоку) смеси, произведенные на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и предназначенные для питания детей в возрасте старше шести месяцев в сочетании с продуктами прикорма.
Следовательно, смесь, предназначенная для питания детей первого года жизни (в частности, "НАН-комфорт"), является адаптированной.
Довод подателя Жалобы о том, что смесь, изготовленная на основе частичного гидролизата сывороточного белка, не может быть эквивалентом адаптированной молочной смеси, опровергается вышеприведенными доводами представителя заказчика - главного педиатра Новгородской области - Истоминой И.Л.
Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа в действиях (бездействии) заказчика - КОЗНО - нарушений Закона о размещении заказов не усматривается.
Доводы Жалобы о возможном нарушении заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о размещении заказов в предусмотренном Законом о размещении заказов порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции ООО "Астерия" имеет право обратиться в Новгородское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, и к нему должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 34 и 41.6, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Астерия" (170024, г. Тверь, ул. Евгения Пичугина, д. 18) - на действия государственного заказчика - Комитета по охране здоровья населения области (адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) - при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку адаптированной молочной смеси (заказ N 0150200000613000475, дата размещения извещения - 08.04.2013), необоснованной.
Председатель Комиссии Р.В. Лучников
Члены Комиссии О.А. Захарова
А.В. Терентьева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 8 мая 2013 г. N 2189/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016