Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 26 сентября 2014 г.
Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 14.05.2014 N 145 в составе:
"_"
при участии представителей:
ответчика открытого акционерного общества "Ипотечная корпорация Чувашской Республики":
"_" по доверенности от 09.06.2014 года;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Оптима":
"_"-директора,
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК" установила:
В Чувашское УФАС России 22.09.2014 обратилось с жалобой общество с ограниченной ответственностью "Оптима" (далее - ООО "Оптима", общество) на действия открытого акционерного общества "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" (далее-ОАО "ИКЧР", заказчик) при проведении конкурса на выполнение работ по строительству объекта "4-х этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ленина в г.Шумерля Чувашской Республики".
В жалобе ООО "Оптима" сообщает, что конкурсная документация не содержит требования заказчика к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
ООО "Оптима" считает, что указанные в конкурсной документации показатели критерия "качества услуг и квалификация участника конкурса" создают преимущественные условия для конкретного участника ООО "Регионстрой".
Представители ОАО "ИКЧР" нарушение законодательства не признали и пояснили, что в разделе 1 конкурсной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Сообщили, что порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещен на официальном сайте и все участники по представленным документам оценивались одинаково. ООО "Оптима" в составе заявки не представило отзывов в сфере жилищного строительства за последние 3 года, в связи с чем получило 0 баллов при оценке по данному критерию. ООО "Регионстрой" представило один отзыв в сфере жилищного строительства и ему присвоено 10 баллов. Значимость указанного критерия по количеству представленных отзывов отражена в конкурсной документации. Следовательно, условия, установленные в конкурсной документации, одинаково применены ко всем участникам и свидетельствуют, что какому-либо участнику не созданы преимущественные положения.
В связи с этим жалобу ООО "Оптима" считают необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее-Закон N223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИКЧР" при проведении откртыого конкурса руководствуется "Положением о закупках товаров, работ, услуг для ОАО "Ипотечная корпорация Чувашской Республики" (далее- Положение о закупках), утвержденным Наблюдательным советом ОАО "ИКЧР" 04.06.2014, в котором содержится общий порядок проведения процедур размещения закупок.
Согласно пункту 1.4 Положения о закупках данное положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с учетом положений международных актов, регламентирующих процедуру закупок товаров (работ, услуг) и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.06.2014.
ОАО "ИКЧР" 19.08.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (в разделе 223-ФЗ) размещено извещение N31401441099 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "4-х этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ленина в г.Шумерля Чувашской Республики" с начальной (максимальной) ценой договора 47 971 490,00 руб. (далее- открытый конкурс).
На данный открытый конкурс поданы две заявки: ООО Оптима" (09.09.2014 в 14 час.25 мин.) и ООО "Регионстрой" (09.09.2014 в 15 час.45 мин.), что отражено в журнале приема заявок.
Из протокола рассмотрения заявок от 12.09.2014 следует, что заявки ООО "Оптима" и ООО "Регионстрой" признаны соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации, и в связи с этим допущены к участию в конкурсе.
Победителем признано ООО "Регионстрой" с предлагаемой ценой договора 46 227 870,00 руб., вторым ООО "Оптима" (47 971 490,00 руб.) (протокол оценки и сопоставления заявок от 12.09.2014).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N223-ФЗ установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru по открытому конкурсу опубликована следующая информация: извещение о проведении открытого конкурса N 31401441099; документация по проведению открытого конкурса, содержащая следующие сведения:
- формы, в соответствии с которыми участники должны подтвердить свое участие в конкурсе: заявка на выполнение работ по предмету договора (приложение N 1), справка о материально-технических ресурсах (приложение N2 к заявке), анкета участника размещения заказа (приложение N 3 к заявке);
-техническое задание (приложение N4);
-договор подряда (приложение N5);
-протокол стоимости строительства (приложение N1 к договору подряда);
-локальные сметы (приложение N 2 к договору подряда),
- график производства работ (приложение N3 к договору подряда).
В разделе 1 конкурсной документации (общие условия) установлены требования о том, что выполнение строительно-монтажных работ по предмету договора осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, утвержденной заказчиком. Более подробная информация содержится в настоящей конкурсной документации, включая приложения, в том числе проект договора.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее-ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В рассматриваемом случае проектно-сметная документация по предмету договора размещена на официальном сайте (ссылка в техническом задании (приложение N 4 конкурсной документации)), что подтверждает об установлении заказчиком требования к выполняемой работе.
Кроме этого, в разделе 1 конкурсной документации подробно описаны этапы приема работы. Так, согласно указанному разделу генподрядчик (субподрядчик) несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ).
Со всей документацией и проектом на строительство многоквартирного дома можно ознакомиться у организатора конкурса по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, Московский пр., дом 3, производственно-технический отдел.
Одновременно требования заказчика изложены в техническом задании (приложение N4 конкурсной документации).
Техническое задание (далее-ТЗ) содержит перечень требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам к выполнению работ.
Так указано, что:
-генеральный подрядчик работ должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим виды работ согласно настоящему Техническому заданию, иметь необходимые свидетельства, разрешения, сертификаты (пункт 1 ТЗ).
-генеральный подрядчик выполняет работы с использованием собственного оборудования, конструкций, изделий, материалов и прочего. Все необходимые материалы, конструкции, оборудование, изделия и прочее (далее также "продукция") приобретаются Генеральным подрядчиком. Продукция должна быть не бывшей в употреблении, не восстановленной, свободной от прав и обязанностей на не третьих лиц и удовлетворить качеству и количеству, предусматриваемых проектом (пункт 2 ТЗ).
-все работы должны быть выполнены в соответствии с нормами и требованиями нормативных документов в области охраны труда и безопасности производства работ, а также требованиями соответствующих надзорных, контролирующих и инспектирующих органов, в том числе требованиями СНиП 12-04 2002 "Безопасность труда в строительстве", правила охраны труда, строительными нормами и правилами, ППБ 01-03 (правилами противопожарной безопасности). В соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N1047-р) (пункт 3 ТЗ);
-генеральный подрядчик выполняет все работы, предусмотренные проектно-сметной документацией, по стоимости, заявленной на конкурсный отбор и подтвержденный приложенной объектной и локальными сметами (пункт 4 ТЗ);
-устанавливаемое оборудование, конструкции, изделия и материалы должны отвечать требованиям стандартов и техническим условиям, иметь сертификаты (паспорта) соответствия безопасности или иные подтверждающие качество документы (пункт 5);
-генеральный подрядчик гарантирует, что качество материалов и комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых им для выполнения работ, будут соответствовать спецификациям, указанным в проектной документации, государственным стандартам и техническим условиям Российской Федерации, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество, включая радиационную безопасность (пункт 6 ТЗ);
-генеральный подрядчик будет проводить совместно с Заказчиком периодические испытания, проверки выполненных работ и качество используемых при выполнении работ оборудования, изделий, материалов и конструкций. Заказчик при необходимости будет привлекать для проведения испытаний и проверок сторонние организации, имеющие соответствующие разрешительные документы и сертификаты. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за надлежащее исполнение работ по контракту иными лицами, нанятыми для выполнения работ (пункт 7 ТЗ);
-по завершению этапов работ или отдельных видов работ генподрядчик обязан скомплектовать и предоставить исполнительную документацию на предоставляемые к сдаче работы в необходимом объеме, согласно СНиП, требований отдела государственного строительного надзора Минстроя Чувашии, администрации г.Шумерля, эксплуатирующих коммунальных служб (пункт 8 ТЗ).
Как было вышеизложено, предметом договора является строительство 4-этажного многоквартирного дома, проектная документация, которая размещена на официальном сайте вместе с конкурсной документацией и строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Наличие проектной документации в составе конкурсной документации на строительство объекта с учетом требований, установленных в техническом задании подтверждает, что заказчик установил необходимые требования к объему работ, качеству его выполнения, к их безопасности, к результатам его в рамках заключаемого договора. Следовательно, заказчиком осуществлены все условия, чтобы участник закупки смог обоснованно сформировать свое предложение.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком в конкурсной документации (в техническом задании, проектно-сметной документации, раздел 1) отражены требования к качеству работы, к ее результатам, удовлетворяющие потребностям заказчика.
Таким образом, довод заявителя о размещении конкурсной документации без требований к качеству выполняемой работы, к ее результатам не нашел своего подтверждения.
В связи с этим жалоба ООО "Оптима" по данному основанию является необоснованной.
В ходе заседания представитель ООО "Оптима" сообщил, что нарушены сроки размещения протоколов. Комиссия не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
Согласно пункту 7.4.5 Положения о закупках протокол вскрытия конвертов с заявками размещается в единой информационной системе не позднее чем через три дня подписания такого протокола. Аналогичные сроки размещения предусмотрены по размещению протокола рассмотрения конкурсных заявок (пункт 7.5.6 Положения о закупках) и протокола оценки и сопоставления заявок (пункт 7.6.8 Положения о закупках).
В рассматриваемом случае протокол вскрытия конвертов, протокол рассмотрения заявок, протокол оценки и сопоставления заявок комиссией заказчика сформированы 12.09.2014. Комиссия, войдя на официальный сайт www.zakupki.gov.ru по извещению N31401441099 в разделе "протоколы" установила, что указанные протоколы размещены на сайте 12.09.2014, то есть не позже трех дней со дня их составления. Данное обстоятельство согласуется с условиями, предусмотренными пунктами 7.4.5, 7.5.6, 7.6.8 Положения о закупках.
Следовательно, заявление представителя ООО "Оптима" о нарушении заказчиком сроков размещения на официальном сайте протоколов, является необоснованным.
Также в заседании представитель заявителя сообщил, что заказчик не организовал свободный доступ участников конкурса на вскрытие конвертов, поскольку в 09 час.50 мин. ему не была представлена возможность дозвониться до организатора конкурса и зарегистрироваться на процедуру вскрытия конвертов и присутствовать при этом.
Представители заказчика не согласились с указанными доводами и сообщили, что конкурсная документация содержит место и время вскрытия конвертов. Дополнительно направлены уведомления ООО "Оптима" и ООО "Регионстрой", в котором упомянуты место и время вскрытия конвертов и номер телефона для справок.
Представитель ООО "Оптима" не отрицает, что данное уведомление получено обществом.
В силу пункта 7.4.2 Положения о закупках организация обязана предоставить возможность всем Претендентам на участие в процедуре закупки, предоставившим конкурсные заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конкурсных заявок. Организация признается исполнившим эту обязанность, если Претендентам на участие в процедуре закупки была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конкурсных заявок.
В пункте 12 конкурсной документации заказчиком предусмотрено следующее место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 10 сентября 2014 года в 10 час.00 мин. (местного времени) по адресу организатора конкурса.
Адрес ОАО "ИКЧР" содержится в извещении N 31401441099, а также в техническом задании (приложение N 4 конкурсной документации): г.Чебоксары, Московский пр., дом 3, контактное лицо-Ларионов Василий Васильевич, тел/факс- 8(8352)23-07-77.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик предусмотрел все условия для того, чтобы любой участник смог беспрепятственно участвовать на вскрытии конвертов.
В ходе заседания представитель ООО "Оптима" не представил доказательств, свидетельствующих обратное.
Исходя из этого, заявление ООО "Оптима" Комиссия считает необоснованным.
Доводы ООО "Оптима" о том, что установленные условия по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" создают преимущественные условия для ООО "Регионстрой" также не были подтверждены.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок (пункт 12) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 13).
Пунктом 4 Положения о закупках установлен порядок подготовки и информационное обеспечение закупки.
В соответствии с пунктами 7.6.2, 7.6.3 Положения о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать критерии оценки и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 13 конкурсной документации установлены два критерия оценки и сопоставления заявок: цена договора (коэффициент значимости Ц=30%) и качество услуг и квалификация участников конкурса (R=70%). Последний критерий оценивается на основании представленных в составе заявки документов, в том числе:
-отзывов в сфере жилищного строительства за последние 3 года. При этом за предоставление 1 отзыва присваивался 10баллов, 2 отзыва=20 баллов, 3 отзыва=30баллов, 4 отзыва =40 баллов)
-об опыте работы в необходимой сфере для выполнения строительных работ (срок регистрации организации) (1 год -7 баллов, до 2 лет=15 баллов, до 3 лет =23 балла, свыше 3 лет=30 баллов)
-о собственной или арендованной строительной технике для производства строительных работ (1 техника=5 баллов, 2 техники=10 баллов_ 6 техник=30 баллов).
Следовательно, в конкурсной документации предусмотрены сведения о критериях, о порядке проведения оценки и сопоставления заявок, которые не допускают возможность субъективной оценки заявок участников закупки, что не противоречит пунктам 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Комиссия не видит в критериях и порядке оценки заявок установление не обоснованного преимущества и одновременно дискриминации отдельных участников, в том числе ООО "Оптима".
В ходе заседания установлено, что ОАО "ИКЧР" заключен договор поставки с ООО "Регионстрой".
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России, по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптима" необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Настоящее решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 26 сентября 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016