Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 23 декабря 2014 г. N 05-01/70-14/Р3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
заместитель председателя Комиссии:
|
<_>
|
Члены комиссии: |
<> |
рассмотрев дело N 05-01/70-14/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения наружной рекламы свадебного салона "Золушка", в которой усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), без участия индивидуального предпринимателя <_> извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, установила:
в Смоленское УФАС России 23.12.2014 поступило ходатайство индивидуального предпринимателя <_> с просьбой рассмотреть дело N 05-01/70-14/РЗ, назначенное к рассмотрению 23.12.2014 в 11-30, без её участия.
В результате осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении наружной рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 10.11.2014 было выявлено, что в г. Смоленске, ул. Глинки, в сквере памяти героев, установлена рекламная конструкция (сити формат) с рекламой следующего содержания:
"Золушка Свадебный салон
Колхозная площадь, 8-эт. здание, 2-й этаж, офис 210
тел. 8-908-284-58-76, 8-920-667-24
изображение восьми женских образов в свадебных платьях".
В Смоленское УФАС России поступали неоднократно телефонные звонки граждан о том, что изображение в центре указанной рекламе невесты не соответствует сложившему в обществе представлению об образе невесты.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - распространяется на улицах города и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, продвижение на рынке, формирование и поддержание интереса к свадебному салону "Золушка".
Согласно требованиям части 6 статьи 5 Закона "О рекламе": "В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия".
Смоленским УФАС России 05.12.2014 в отношении индивидуального предпринимателя <_> было вынесено Определение о возбуждении дела N 05-01/70-14/РЗ по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона "О рекламе". Рассмотрения дела N 05-01/70-14/РЗ назначено к рассмотрению на 23.12.2014.
Комиссия Смоленского УФАС России на рассмотрении дела N 05-01/70-14/РЗ 23.12.2014, исследовав все материалы дела, установила следующее.
В Смоленском УФАС России 17.11.2014 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Смоленском УФАС России, на котором обсуждались вопросы: 1. Оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации; 2. Оценка содержания рекламы, на соответствие требованиям Закона "О рекламе". Экспертному совету были представлены фотографии с изображением женских и мужского образов, которые используются в рекламе, размещенной на средствах наружной рекламы на улицах города Смоленска (среди которых в приложении N 4 были представлены фотографии указанной рекламы). Экспертный совет большинством голосов признал, что изображение женского образа, который используется в рекламе свадебного салона "Золушка", размещаемой на центральной улице города Смоленска, относится к непристойной и реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Ю.В. Шведова (Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999. - 944 стр. ISBN 5-89285-003-Х), выражение "непристойный" означает неприличный, бесстыдный; выражение "бесстыдный" - лишённый чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный; выражение "неприличный" - противоречащий правилам приличия. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова (современная редакция, 2011) дается определение выражениям: "непристойный", как крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; непристойные слова; непристойно вести себя; "неприличный" - противоречащий, не соответствующий установившимся в той или иной социальной среде правилам приличия. Согласно Толково-словообразовательному словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой (М.: Русский язык, 2000), выражению "неприличный" означает - не отвечающий, противоречащий правилам приличия, непристойный, бранный, поступающий против правил приличия.
Указанная реклама, с учетом места размещения (в сквере памяти героев) и образа невесты в неприличной позе, является неэтичной, так как содержит зрительную информацию, нарушающую принятые в обществе нормы морали и нравственности, содержит непристойный образ, является общедоступной и существенно затрагивает личные неимущественные права неопределенно большого круга лиц, что является нарушением части 6 статьи 5 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 5 Закона "О рекламе", согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе", несет рекламодатель. Согласно статье 3 Закона "О рекламе": "рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо".
Торговую деятельность в свадебном салоне "Золушка", расположенного по адресу: г. Смоленск, Колхозная площадь, д. 1, 2-й этаж, офис 210, осуществляет индивидуальный предприниматель <_> (адрес регистрации: <_>). Согласно договору от 30.12.2013 N 3012/13, заключенного индивидуальным предпринимателем <_> (Заказчик) с индивидуальным предпринимателем <_> (Исполнитель), Исполнитель предоставляет Заказчику для размещения рекламы в аренду информационный стенд по адресу: г. Смоленск, ул. Глинки, напротив д. 30/11. Таким образом, рекламодателем указанной выше рекламы является индивидуальный предприниматель <_>
В ответ на Определение о возбуждении дела N 05-01/70-14/РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 05.12.2014
(исх. N 4793/05) индивидуальный предприниматель <_> в письме от 23.12.2014 пояснила, что с выявленным нарушением согласна, нарушение допущено неумышленно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу свадебного салона "Золушка", размещаемую по адресу: г. Смоленск, ул. Глинки, в сквере памяти героев, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать индивидуальному предпринимателю <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Решение в полном объеме изготовлено "25" декабря 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
23 декабря 2014 г. Смоленск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
заместитель председателя Комиссии: члены Комиссии:
|
<_> <_> |
|
|
на основании своего решения от 23.12.2014 по делу N 05-01/70-14/РЗ о признании ненадлежащей наружной рекламы свадебного салона "Золушка", размещаемую по адресу: г. Смоленск, ул. Глинки, в сквере памяти героев, поскольку в ней содержатся нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
Индивидуальному предпринимателю <_> (адрес регистрации: <_>) в трёхдневный срок, со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: демонтировать ненадлежащую рекламу, которая размещается по адресу: г. Смоленск, ул. Глинки, в сквере памяти героев.
Индивидуальному предпринимателю <_> (адрес регистрации: <_>) представить в Смоленское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 31.12.2014.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Смоленское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 23 декабря 2014 г. N 05-01/70-14/Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016