Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 29 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/735
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2014 года г. Волгоград
В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Ячменева О.И. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Лосевская Е.В. - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N14-01-15-03/735 по признакам нарушения Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области (403071, Волгоградская область, Иловлинский р-н, р.п. Иловля, ул. Будённого, д. 47) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N14-01-15-03/735 возбуждено Приказом УФАС по Волгоградской области от 25.11.2014 г. N414 по собственной инициативе в рамках проверки нормативно-правовых актов Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на соответствие антимонопольному законодательству на основании п. 3. ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация Иловлинского района, Администрация).
В результате проведенной проверки, установлено следующее.
Постановлением администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской обл. от 26.03.2012 N 293 "Об утверждении административного регламента администрации Иловлинского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков" утверждён административный регламент по подготовке градостроительного плана земельного участка (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.1 Административного регламент установлено, что получателями муниципальной услуги по подготовке градостроительных планов земельных участков являются - физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Пунктом 2.6. Административного регламента установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе необходимых и обязательных.
Так, к заявлению, заполненному в двух экземплярах (на бланке по форме указанной в Приложении 1 к настоящему Регламенту) прилагаются следующие документы:
-копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
-копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) (нотариально заверенная доверенность или доверенность заверенная главой муниципального образования);
- действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- согласие заявителя на обработку персональных данных;
- материалы инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более двух лет.
Заявитель вправе представить дополнительную информацию и документы.
Согласно п. 2.8. Административного регламента основанием для выдачи письменного мотивированного отказа в выдаче ГПЗУ является: отсутствие документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с пунктом 2.6. настоящего Регламента.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Порядок подготовки документации по планировке территории, определяется главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа.
В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии со ст. 41, 44 Градостроительного кодекса РФ и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, зарегистрирован в Минюсте России 08.11.2006 N 8456) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
Подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица (ст. ст. 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (документ, удостоверяющий личность) или юридического лица. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, согласно ч. 20 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ. Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в связи с тем, что нормы Градостроительного кодекса РФ не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, как и не содержат положений, обуславливающих предоставление муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана представлением определенного пакета документов.
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Таким образом, ГПЗУ в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо. При этом законом не установлено ограничения, согласно которому в органы местного самоуправления за получением ГПЗУ могут обратиться только физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В связи с чем, п.1.1. Административного регламента противоречит п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
Нормы действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления правом принятия нормативных правовых актов, содержащих перечень документов, предоставляемых заявителем при оказании государственной (муниципальной) услуги по выдаче ГПЗУ не связанных с возможностью идентификации обратившегося лица, следовательно, Администрацией Иловлинского муниципального района в отсутствие федерального закона, разрешающего устанавливать перечень документов, установлены нормативные требования, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, установление органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. В частности п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, указание Администрацией Иловлинского муниципального района в п.2.6. Административного регламента перечня документов, которые заявитель предоставляет при обращении за подготовкой, утверждением и выдачей ему градостроительного плана земельного участка, понуждает заявителя, заинтересованного в получении государственной услуги проявлять инициативу и изготавливать документы, что влечет для него дополнительные расходы. При этом изготовление данных документов градостроительных планов земельных участков за счет заявителя не предусмотрено законодательством РФ, создает реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции, путем наложения дополнительных, не установленных законодательством требований на хозяйствующих субъектов при предоставлении муниципальных услуг и противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, поскольку предоставление заявителем документов, перечисленных в п.2.6. Административного регламента, не требуется в силу закона, отказ органа местного самоуправления в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка по основанию, указанному в п.2.8. Административного регламента, не соответствует закону.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении и применении в п. 1.1., 2.6., 2.8. Административного регламента по исполнению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, утверждённого Постановлением администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской обл. от 26.03.2012 N 293 дополнительных, не установленных законодательством требований, к товарам и хозяйствующим субъектам при предоставлении муниципальной услуги.
2. Выдать Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно отменить, либо внести изменения в п. 1.1., 2.6., 2.8. Административного регламента по исполнению муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков, утверждённого Постановлением администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской обл. от 26.03.2012 N 293. Срок исполнения предписания 2 месяца с момента получения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 29 декабря 2014 г. N 14-01-15-03/735
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016