Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 25 декабря 2014 г. N 3-01/51-2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Кузнецова О.Н. - руководитель управления.
Члены Комиссии:
Демидова Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и рекламы,
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N3-01/51-2014, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания Волга-Инфо-Пенза" (ИНН 5835102668; далее - ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза"), по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
- в присутствии заявителя - А<_>
- в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза". Общество представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя. установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. от 12.11.2014 N 4758) в котором сообщается, что в издании "Вся Пенза", незарегистрированном как рекламное издание, объем рекламы превышает предельно допустимый объем - 40%. К обращению прилагается экземпляр издания "Вся Пенза" за 2014 год.
Учредителем и издателем издания "Вся Пенза" является ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" (место нахождение: 440000, г. Пенза, ул. Славы, 10 - 328а).
Пензенским УФАС России определением от 08.12.2014 возбуждено дело N 3-01/51-2014 по признакам нарушения статьи 16 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза".
На рассмотрении дела N 3-01/51-2014 заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.
ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" представило письменное пояснение (вх. от 16.12.2014 N5433) из которого следует, что общество выпускает телефонный справочник "Вся Пенза", являющийся периодическим печатным изданием, специализирующимся на размещении информационных сообщений. Данное печатное издание содержит в себе информационные сообщения о государственных и муниципальных органах г. Пензы, об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих в г. Пензе предпринимательскую и иную деятельность и т.п. Данные сведения размещены в издании в алфавитном порядке с использованием фильтрации по тематическим и специальным признакам. Данные информационные сообщения размещаются в справочном издании "Вся Пенза" на возмездной и безвозмездной основе. К информации, размещенной в издании на безвозмездной основе, относится строчная информация, содержащая сведения о названии организации/учреждения, ее адрес и телефон. Согласно подсчетам, таких информационных сообщений в формате название, адрес и телефон, либо название и ссылка на страницу в справочном издании "Вся Пенза" содержится более 10 000 (десять тысяч). Из них оригинальных, то есть не повторяющихся в других разделах - 6200 (шесть тысяч двести) штук. К информации, размещенной в издании "Вся Пенза" на возмездной основе, относятся рекламные модули, содержащие, помимо названия организации/учреждения, его адреса и телефона, информацию о направлении деятельности, названии сайта и адреса электронной почты, они выделены цветным фоном и обведены по контуру фона. Так же к платным относятся цветные модули с рисунками, фирменными логотипами и т.п. Все модули, размещенные в издании "Вся Пенза 2014" на возмездной основе, содержат слово "Реклама". По подсчетам таких модулей в издании "Вся Пенза" содержится не более 1000. Из них оригинальных, то есть не повторяющихся в других рубриках, 306 (триста шесть) штук. Общее количество модулей, содержащих информацию об организации/учреждении, размещенных в справочнике "Вся Пенза" на возмездной основе, не превышает 10% от общего количества информационного объема.
ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" представило копии следующих документов: свидетельство о регистрации средства массовой информации от 26.08.2013 ПИ N ТУ 58-0203, выписка из ЕГРЮЛ, устав.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация, распространяющаяся на обложке издания "Вся Пенза" и на страницах 2-29, 36-160, 177-178 с пометкой "реклама", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Объем рекламы определяется способами, принятыми в издательском деле. Печатное издание состоит из полос - термин, принятый в издательском деле. Полоса - это площадь на странице издания, где размещается текст и/или иллюстрация. Площадь, занимаемая рекламой на полосах печатного издания, не должна превышать 40% площади полос, которые составляют номер печатного издания.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона РФ от 27.12.1991 N2124-1 (ред. От 24.11.2014) "О средствах массовой информации" действует заявительный порядок регистрации СМИ. При подаче заявления на регистрацию средство массовой информации само должно указывать примерную тематику и (или) специализацию.
В результате анализа публикаций в издании "Вся Пенза" за 2014 год установлено следующее.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 26.08.2013 ПИ N ТУ 58-0203, выданному ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, примерной тематикой и (или) специализацией издания "Вся Пенза" является: "Информационная. Реклама в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о рекламе". Форма периодического распространения (вид = для периодического печатного издания) "периодическое печатное издание - сборник".
Таким образом, указанное печатное издание не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, в связи с чем, объем рекламы в издании "Вся Пенза" должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Представленный заявителем выпуск издания "Вся Пенза" за 2014 года насчитывает 182 страницы, включая обложку. Все страницы имеют размер 19,5 см. на 27 см. Таким образом, объем издания из 182 страниц, включая обложку, составил - 95823 кв.см. В соответствии с содержанием и оформлением к рекламе в рассматриваемом издании следует отнести рекламные публикации на обложке издания и на страницах 2-29, 36-160, 177-178, при этом суммарный объем рекламы составил 49227,75. Из 182 полос - 93,5 полоса реклама. Таким образом, объем рекламы в рассматриваемом выпуске издания "Вся Пенза" занимает в процентном отношении объем 51,3%.
Учитывая то, что объем опубликованной рекламы в издании (51,3%) превышает предельно допустимый уровень - 40%, установленный для изданий не рекламного характера, реклама в издании "Вся Пенза" за 2014 год размещена с нарушением статьи 16 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение статьи 16 ФЗ "О рекламе" в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе").
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламораспространителя - ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза".
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований статьи 16 ФЗ "О рекламе" ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, опубликованную в издании "Вся Пенза" за 2014 год с превышением допустимого объема в 40 процентов от объема одного номера издания, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Компания Волга-Инфо-Пенза" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 декабря 2014 г. N 3-01/51-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016