Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 13 мая 2013 г. N 318-ФАС52-10/13
Резолютивная часть решения оглашена: 25 апреля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено: 13 мая 2013 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
|
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
|
- |
специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, |
рассмотрев дело N318-ФАС52-10/12 в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (пл. Ленина, 4, г. Кстово, Нижегородская обл., 607650) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
- представителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (доверенность) установила:
В соответствии со статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции Нижегородское УФАС России проанализировало документы, представленные администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.
По результатам проверки выявлено следующее.
На территории Кстовского муниципального района в настоящее время Е. эксплуатируется рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Кстово, вдоль ул. Магистральная, напротив примыкания ул. Зеленая по разрешению N08/09.
Разрешение N08/09 аннулировано распоряжением администрации Кстовского муниципального района от 16.12.2009 N3500-р.
Ефремова М.В. уведомлена о необходимости демонтажа рекламной конструкции.
Однако данная рекламная конструкция Е. эксплуатируется в настоящее время.
В соответствии с частью 21 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в случае аннулирования разрешения владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Вместе с тем, частью 22 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области с исковыми заявлениями в суд о принудительном демонтаже рекламных конструкций не обращалась.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия (бездействие) администрации Кстовского муниципального района содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части непринятия всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 05 апреля 2013 года в отношении администрации Кстовского муниципального района возбуждено дело N318-ФАС52-10/13.
Рассмотрение дела по существу состоялось 25 апреля 2013 года.
Администрацией Кстовского муниципального района представлены письменные объяснения (вх. N2210 от 23.04.2013), в которых она сообщает следующее. На территории Кстовского муниципального района Нижегородской области в настоящее время кроме рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Кстово, вдоль ул. Магистральная, напротив примыкания ул. Зеленая, разрешение N 8/09 Е. эксплуатируются рекламные конструкции по ранее выданным разрешениям:
- разрешение N 7/09 (г. Кстово, ул. 40 лет Октября, д. 3);
- разрешение N 86/09 (г. Кстово, бульвар Нефтепереработчиков);
- разрешение N 97/09 (г. Кстово, ул. 40 лет Октября, в районе жилого дома N 7);
- разрешение N 96/09 (г. Кстово, ул. 40 лет Октября, в районе жилого дома N 9). Распоряжениями администрации Кстовского муниципального района от 16.09.2009 года N 3499-р, N 3500-р, N 3501-р, N 3505-р, N 3506-р "Об аннулировании разрешения на размещение средства наружной рекламы" в целях устранения нарушений, допущенных вследствие несоблюдения части 5 и части 5.1. статьи 19 Федерального закона "О рекламе", и в соответствие с решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 02.09.2009 N 934-ФАС52-Р-19-07/10-09, Разрешения N 7/09, N 8/09, N 86/09, N 97/09, N 96/09 на размещение рекламных конструкций, выданные Е., аннулированы.
08.11.2012 муниципальным казенным учреждением "Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области", являющемся с 27.08.2012 уполномоченным органом по подготовке и выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений и выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории Кстовского муниципального района, в адрес Е. направлены в установленном законом порядке Уведомление о демонтаже рекламных конструкций от 31.10.2012 N 01/3453; копии распоряжений Администрации Кстовского муниципального района "Об аннулировании разрешений." от 16.12.2009 года N 3499-р, N 3500-р, N 3501-р, N 3505-р, N 3506-р; копии Предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области NN 934-ФАС52-Р-19-07/10-09-51 - 934-ФАС52-Р-19-07/10-09-55 от 02.12.2009. Уведомление о демонтаже рекламных конструкций N 01/3453 получено 12.11.2012 года. Согласно Акта проверки факта демонтажа средств наружной рекламы и информации от 25.03.2013 N 102, указанные рекламные конструкции не демонтированы. Согласно части 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае
аннулирования разрешения, при невыполнении владельцем рекламной
конструкции обязанности по демонтажу, орган местного самоуправления
муниципального района вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском
о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В
случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном
осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или
в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или
иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была
присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного
законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной
конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с
демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной
конструкции. Администрацией Кстовского муниципального района 25.03.2013 в Кстовский городской суд подано исковое заявление о принудительном демонтаже рекламных конструкций по вышеуказанным адресам, по которому 15.04.2013 года проходило предварительное судебное заседание по гражданскому делу N 2-1175/13. В силу того, что на предварительном слушании дела Е. не присутствовала, заседание суда назначено на 13.05.2013.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
На территории Кстовского муниципального района в настоящее время Е. эксплуатируется рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Кстово, вдоль ул. Магистральная, напротив примыкания ул. Зеленая по разрешению N08/09.
Разрешение N08/09 аннулировано распоряжением администрации Кстовского муниципального района от 16.12.2009 N3500-р.
Е. уведомлена о необходимости демонтажа рекламной конструкции.
Однако данная рекламная конструкция Е. эксплуатируется в настоящее время.
В соответствии с частью 21 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в случае аннулирования разрешения владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В соответствии с частью 22 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Рассматривая положения части 10 статьи 19 Закона о рекламе следует учитывать, что фактически, этим положением раскрывается механизм реализации контрольной функции органа местного самоуправления (в данном случае - администрации Кстовского муниципального района) в сфере размещения наружной рекламы, в виде предоставления права направлять предписания о демонтаже рекламных конструкций и права обращаться в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия (бездействие) администрации содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части не совершения всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования "Кстовской муниципальный район Нижегородской области", принятого решением Земского собрания от 23.11.2010 N 136 (далее - Устав), администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 9 Устава администрация выдает разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирует такие разрешения, выдает предписания о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района.
Таким образом, учитывая обязанность администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области реализовывать положения рекламного законодательства, в том числе и контролировать порядок размещения рекламных конструкций, администрация обязана регулярно отслеживать эксплуатацию рекламных конструкций без разрешения и выдавать предписания о демонтаже рекламных конструкций, а также обращаться в суд с исками о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций.
Из вышесказанного следует, что с декабря 2009 года по сентябрь 2012 года администрация не совершала всех необходимых действий, направленных на демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых без разрешения.
В связи с этим хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие рекламные конструкции в нарушение требований Закона о рекламе, в течение длительного срока имели возможность размещать наружную рекламу, при этом не неся дополнительных затрат, которые они бы понесли при покупке права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, арендной плате, и уплате государственной пошлины за получение разрешения.
Из вышеизложенного следует, что данные хозяйствующие субъекты в результате бездействия администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области получили необоснованные преимущества в осуществлении рекламной деятельности, а именно в размещении наружной рекламы перед иными хозяйствующими субъектами.
Данное бездействие привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в Кстовском муниципальном районе Нижегородской области, поскольку хозяйствующие субъекты получили возможность воздействовать на общие условия обращения товара (в данном случае размещения наружной рекламы) на товарном рынке (рынке услуг по размещению наружной рекламы в Кстовском муниципальном районе).
Бездействие администрации по урегулированию ситуации с эксплуатацией рекламных конструкций без разрешения способствовало тому, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг в сфере рекламной деятельности оказываются в неравном положении. Так, хозяйствующие субъекты, которыми в нарушение установленного законодателем порядка рекламные конструкции используются без разрешения, несут меньшие расходы и имеют преимущество в том, что не осуществляются согласования с уполномоченными органами, хозяйствующие субъекты не принимают участие в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации Кстовского муниципального района признал признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и представил распоряжение от 27.08.2012 N1297-р "О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории Кстовского муниципального района". На основании данного распоряжения муниципальное казенное учреждение "Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района Нижегородской области" (далее - МКУ "АТО Кстовского района") является уполномоченным органом по подготовке и выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений и выдачу предписаний о демонтаже самовольной установленных рекламных конструкций на территории Кстовского муниципального района.
08.11.2012 МКУ "АТО Кстовского района" направило в адрес Е. уведомление о демонтаже рекламных конструкций. Однако, согласно акту проверки факта демонтажа средств наружной рекламы, указанные рекламные конструкции не демонтированы.
25.03.2013 администрацией Кстовского муниципального района в Кстовский городской суд подано исковое заявление о принудительном демонтаже рекламных конструкций.
Таким образом, администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области подтвердила факт добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Производство по делу N318-ФАС52-10/13 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 мая 2013 г. N 318-ФАС52-10/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016